Московия, Джон Мильтон.

Андрей Ганюшкин: литературный дневник

Эпиграф



Мы - тайное правительство планеты,
Имеем целью вас поработить,
С Нибиру прибыли давно на Землю эту,
Чтоб её нами прочно заселить.



На вас весьма мы внешностью похожи,
Поэтому скрываемся от вас,
Во многие правительства мы вхожи,
От ваших не отличите вы нас.



Всю власть над вами мы захватим постепенно,
Нетрудно сказками вам голову вскружить,
Легко проникнуть нам в среду военных,
Приказами их можем подчинить.



Опасны нам немного экстрасенсы,
Кто ищет истину, не как мошну набить,
А кто в познании не видит сенса,
Того легко мы можем подкупить.



Вы спросите, зачем себя разоблачаю,
Да потому, что вас я не боюсь,
Мы презираем вас, и это не скрываю,
Над вами откровенно я глумлюсь.



Как ни старайтесь, нас вы не найдёте,
А мы всё будем наши пополнять ряды,
Когда очнётесь, сразу всё поймёте,
Но будет поздно - вы уже рабы.



И стих прочтя, едва ли кто поверит,
Сознанье тёмное у большинства из вас,
Такие не раздумывая верят
Той информации, что липнет, словно грязь.









Царь имеет неограниченную власть. Если кто-нибудь умирает без мужского потомства, то его поместье возвращается Царю. Всякий богатый человек, о котором узнают, что он по старости, или дряхлости, не может отправлять общественную службу, изгоняется из своего имения (estate) и должен, вместе со своим семейством, жить небольшим жалованьем, между тем как Великий Князь, своею властью, отдает его поместье кому-нибудь другому, более заслуживающему лицу. В этих случаях Великого Князя уведомляют таким образом: “Ваше Величество, говорит кто-нибудь, у тебя такой-то подданный имеет огромные богатства, но не способен служить Государству; а есть другие бедные и нуждающиеся, но способные служить Государству”. Великий Князь немедленно посылает удостовериться и, призвав богатого, говорит ему: “Приятель! У тебя слишком много имения, а ты бесполезен Государству; довольно тебе будет и меньшего; на остальное же можно содержать других, которые более тебя заслуживают”. Тот, который таким образом призван, не противоречит, а смиренно отвечает, что “все, что он имеет, — Божие и Государево”; так что можно подумать, что он скорее возвращает то, что по справедливости принадлежит другому, чем расстается со своею собственностью 15. Лиса


Каждый дворянин имеет право суда и расправы над людьми, поселенными на его землях: если люди, принадлежащие двум помещикам, тягаются, помещики стараются их помирить, если в том не успеют, то каждый приводит своего человека пред главного областного судью.



Законников, у Русских нет: каждый из тяжущихся сам ведет свое дело, или письменно излагает свое прошение, или свой ответ,
и лично вручает Великому Князю; не смотря на это, правосудие мало соблюдается, по причине лихоимства мелких Приказных.



В случаях, когда недостаточно доказательств, тяжущиеся могут прибегнуть к судебному поединку своими особами, или посредством представителей 16. Человек, по бедности не платящий своего долга, берется в кабалу к Великому Князю, который отдает его в заработки и держит его в кабале до уплаты долга 17. Есть у Русских еще суд посредством жребия 18.



Количество доходов Государя зависит от его произвола и оттого, что могут заплатить его подданные: он не гнушается самыми грубыми средствами собирать с них деньги.



В каждом порядочном городе есть питейный дом, называемый корчмою 19 (cursemay), который Царь отдает или на откуп, или в награду за службу какому-нибудь Боярину, или Дворянину: Боярин этот делается на время властелином города, грабит и обирает жителей сколько ему угодно; когда же он обогатится, то его посылают, на его собственный счет, на войну, и там выдавливают из него его дурно приобретенное богатство: таким образом ведение войны не стоит Царю ничего, или стоит ему очень мало.


В военное время Россия выставляет не мене трехсот тысяч человек; половину их Царь берет с собою в поле, остальных оставляет для содержания сторожей по рубежам. Военной службой не обязаны ни хлебопашцы, ни купцы, но одни молодые люди. Пехотинцев у него нет, кроме пионеров или пищальников, которых тридцать тысяч человек. Остальные составляют конницу, все вооружены луками и ездят на коротких стременах подобно Туркам. Одеяние воинов состоит из дощатых лат и шишака; некоторые латы покрыты бархатом, или золотою парчою; потому что Pyccкиe любят пышность в военной одежде: сам же Великий Князь не знает в Фотина ней меры; его шатер покрыт золотой и серебряной парчой и украшен драгоценными камнями. К седельной луке Русские привешивают небольшие барабаны (Набаты), которые употребляют вместо шпор, подгоняя лошадей их звуком 20.


Они сражаются без порядка и неохотно вступают в сражение, а воюют хитростью и засадами. Удивительно терпеливо переносят они стужу и дурную пищу; ибо в такую пору, когда земля покрыта обледенелым снегом глубиною в ярд, рядовой воин проводит месяца по два в поле без шатра или навеса над своей головой: развесит только свой плащ с той стороны, откуда дует непогода, разведет огонек, и ложится перед ним спиной к ветру; пьет холодную воду из реки, смешанную с овсяной мукой, и это вся его пища; конь его кормится древесными сучьями и корою, все время остается в открытом поле и, не смотря на то, отправляет свою службу. Царь ни платит вовсе жалованья никому, кроме иностранцев, но за военные заслуги награждает землями в пожизненное владение, и все лица, которые чаще посылаются на войну, считают себя в большей милости, хотя и служат без жалованья.


Ежегодно 12 го Декабря, Царь и все его Бояре с большой пышностью выезжают в поле, за город, верхами на жеребцах или Турецких конях; пять тысяч пищальников стреляют перед ним в ледяной вал, пока не собьют его; орудия, которые у них есть всех родов и которые очень хороши, наводятся на два деревянные дома, набитые землею, толщиною; по крайней мере, футов в тридцать и, начиная с меньших орудий, выпаливают из них изо всех по три раза, сбивая эти дома вровень с землею. Кроме других орудий, у них есть шесть пушек, которых ядра, вышиною в один ярд, так что можно следить за их полетом; потом палят холостыми зарядами из мортир. Освидетельствовав, таким образом, успехи своих пушкарей, Царь возвращается во дворец в том же порядке, в каком приехал.


Русские следуют учению Греческой Церкви, но примешивают множество суеверий: службу отправляют на Русском Вещий Протей язык. Они считают, что десять заповедей не касаются их и говорят, что Бог дал их во времена (Ветхого) Завета, который отменен смертью Христа на кресте. Евхаристия дается в причастие в обоих видах. Постов соблюдается четыре; богослужение в церквах отправляется ежедневно, начиная за два часа до рассвета и до вечера; никто,


однако же, не может быть хуже духовенства в отношении распутства, пьянства и лихоимства.


В России много больших и богатых монастырей, в которых оказывается большое гостеприимство. В Троицком (Тrоjetes) семьсот монахов, и он обнесен крепкими каменными стенами, на которых расставлено много медных орудий; в окружности около монастыря миль на сорок большая часть земель, городов и деревень принадлежат тамошним монахам, которые в то же время по торговле равняются со значительнейшими купцами в стране. Во время праздников Св. Пасхи, если два приятеля встретятся, то они берут друг друга за руку и один из них говорит: “Господь воскрес!” а другой отвечает: “Во истину так!” после чего они целуются, как мужчины, так и женщины. Царь почитает Митрополита после Бога, после Божьей Матери и Св. Николая, считая его Наместником духовным, себя же только Наместником светским. Впрочем, Москвитяне по рубежу Татарии еще язычники 21.


Когда двое влюбятся друг в друга, мужчина, между прочими бездельными подарками, посылает женщине плеть, чтобы показать ей, чего она должна ожидать, если его обидит, и между ними полагается за правило, что если жена не бывает бита раз в неделю, то она считает, что ее не любит муж, и становится хуже; впрочем, жены послушны и не выходят из дома, за исключением некоторых времен; когда муж невзлюбит жены, то он с нею разводится: нет сомнения, что эту льготу Pyccкие заимствовали от Греческой Церкви, и из Царских законов.


Мертвым они надевают на ноги для погребения новые башмаки, как бы для длинного пути, а в руки кладут свидетельство на имя Св. Николая, или Петра, в том, что покойный был Русский, или Русская, и умер в Православии. Они думают, что, по прочтении этого свидетельства. Св. Петр немедленно впускает покойника в небо 22. Тата



Они невежественны и не допускают учения среди себя; величайшая приязнь основана на пьянстве; они величайшие болтуны, лгуны, льстецы и лицемеры, чрезвычайно любят грубую пищу и вонючую рыбу, питье их несколько лучше;


ибо заключается в разных сортах меда: лучший делается из сладкой, малинового цвета, ягоды, которая также растет во Франции и называется малиною (Maliena); другие делаются из черных ягод и разных других ягод; весной они также добывают из корня березы сок, который пропадает после Июня месяца. Но нет людей, которые жили бы в большей нищете, как бедные в России: случается им перебиваться не имея ничего, кроме соломы и воды; зимою едят, вместо хлеба, высушенную и сжатую солому, а летом траву и коренья, древесную кору во всякое время считают они лакомством.


Многие, однако же, умирают на улице с голода, и никто и не думает помочь им, или даже обратить на них внимание.


Когда они сами ездят в чужие края, или когда иностранцы приезжают к ним, то они одеваются очень пышно, иначе даже Царь одевается плохо.


Зимою они ездят только в санях, потому что дороги делаются жестки и гладки от снега, а реки все замерзают. Одна лошадь провезет человека в санях четыреста миль в три дня; летом дорога тяжела и езда трудна. Pyccкие из высшего сословия зимою иначе не выходят из дома, как чтобы ехать в санях, а летом верхом на лошади. В санях они сидят на ковре, или на шкуре белого медведя; в сани впрягается хорошо убранная лошадь, у которой шея увешивается множеством волчьих, или лисьих, хвостов, и ею правит мальчик, который сидит на ней верхом, а за спинкой саней едут верхом прочие слуги.


В Русском (т.е., в Белом море) море водится зверь, которого называют моржом (morse); он снискивает себе пропитание на скалах, на которые взбирается с помощью своих клыков; клыки эти Русские считают не хуже слоновьих клыков. Гоблин



Другие статьи в литературном дневнике: