Эксперт Ю. Бородин о Ленинградских балеринах, СКП

Ольга Флярковская: литературный дневник

http://stihi.ru/2024/02/19/7043


А11. Экспертный обзор Юрия Бородина


Сетевой Клуб Поэтов


Здравствуйте, уважаемые конкурсанты!
С вами ведущая авторского конкурса «Один на один» Илина Гумер.
Литературный критик и литературовед из Панино (Воронежская область) Юрий Бородин подготовил для вас обзор конкурсных произведений и, в соответствии с условиями конкурса, по своему выбору распределил призовые места. Как всегда, все произведения подавались эксперту анонимно (имена авторов после названий стихотворений везде добавлены в обзор мной), поэтому сомнений в объективности суждений нашего уважаемого эксперта быть не может.
Со своей стороны хочу поблагодарить Юрия Бородина за такой профессиональный, интересный и углублённый обзор, где не только расставлены приоритеты, но и дан краткий экскурс в теорию стихосложения.
Для всех же авторов, у которых останутся вопросы к эксперту, напоминаю, что у вас есть возможность пообщаться с ним в комментариях.


Илина Гумер




КОММЕНТАРИИ



Ленинградские балерины (Ольга Флярковская)


Приходили, садились. Пригубляли вино...
Всех Одетт и Одиллий станцевали давно.
Говорили негромко, как по бритве скользя:
– К нам тогда похоронка...
– Плакать было нельзя...


От глоточка хмелели.
– Пусть слепой бы, хромой...
– Как мы выжить сумели той кромешной зимой?


Заблестевшие слёзы... Сводки прежних газет...
Выжигали морозы жизни юных Одетт!
Расскажи – не поверят. Вспоминай – не хочу,
Как везли не олени, а сестрёнки к врачу!


Непослушные руки. Простыней белизна.
После страшной разлуки к ним вернулась весна.
По шажочку, по вздоху их почти наугад
Выводила эпоха в запелёнутый сад,


Где у статуй молчащих, у решёток сквозных
Доносился летящий вздох погибших родных.
И в пустующем классе ангел поднял крыло,
И кружилось, как в вальсе, то, что выжить смогло.


...А потом они пели, будто в старом кино,
И глазами Офелий всё смотрели в окно,
Где качаются тени эхом прожитых лет,
Где любви и цветенья не окончен балет,
Где в кипении вишен мнится лебедь живой,
Где светло и неслышно ночь взошла над Невой...


«Ленинградские балерины» – главный фаворит для меня. Это одно из тех произведений, от которых с первых строк исходит дыхание настоящей жизни. Это русская поэзия в том смысле, что она погружает нас в контекстуальный раствор нашей исторической памяти. Причём автор это делает деликатно, на лирическом субтоне. Разговор пожилых женщин, переживших блокаду («Говорили негромко, как по бритве скользя...»), – вполголоса, отрывками фраз и воспоминаний, поскольку всю полноту пережитого вспоминать жутко.
Героини стихотворения – бывшие балерины, танцевавшие «Одетт и Одиллий» в голодном и холодном блокадном Ленинграде.
Эта тема почему-то редко озвучивалась в нашей литературе. Конечно, мы знаем, что деятели искусства продолжали работать и в окружённом немцами городе: достаточно вспомнить Шостаковича, который творил свою Седьмую симфонию в осаждённом Ленинграде. Работали и театры в городе.
Но «творить» балет, требующий от исполнителя, помимо всего прочего, невероятной физической нагрузки, – в тех страшных блокадных условиях это творческий подвиг.
Есть такая книга «Танцуя под обстрелом», составленная из блокадных дневников балерин Ольги Иордан и Наталии Сахновской, а также воспоминания оперного певца Ивана Нечаева, который рассказывал, что эти балерины танцевали, будучи в дистрофическом состоянии.
Всё это если не читается между строк стихотворения, то представляется в живом воображении. Эта тема взята автором лёгким касанием, щадяще, словно и впрямь пробежкой на пуантах, «по шажочку, по вздоху»: от «кромешной зимы» к весне, к цветенью – к утверждению жизни в образе вечного светлого искусства, в котором воплотилась судьба героинь и их любимого города.




РЕЗЮМЕ



Итак, определены призовые места. Они таковы:


1 место – Ленинградские балерины (Ольга Флярковская)
2 место – Руки (Александр Быстров 4)
3 место – Пруды Моне (Екатерина Чаусова)


Поощрительные места:


Бессонница (Наринэ Карапетян)
И как Самсон (Илина Гумер)
Летняя любовь (Ольга Светова)
Он пришёл ко мне и сказал... (Борис Балицкий)
Оглянись! (Марина Быстрова-Докс)
После зимы (Нина Баландина)
Семидесятые (Светлана Тимашева)




Благодарю организаторов и участников конкурса за возможность поучаствовать в нём в качестве члена жюри: мне было интересно.
Авторам желаю новых творческих находок и терпения в кропотливой работе над словом.



Другие статьи в литературном дневнике: