Поющие сердца зовут... Часть 23Автор Яндекс-дзена: В. Марочкин о музыке Первый концерт «Мастера» с Серышевым в качестве фронтмена состоялся в городе Сочи. Забитый до отказа стадион пел, двигался и даже дышал в такт музыке. После концерта фаны устроили фантасмагорический фейерверк в честь своих новых кумиров: они подожгли пальмовую аллею, которая вела от стадиона к городу. Это было очень красиво, хотя и чересчур кровожадно. Но именно тогда Гольденберг, оглядываясь на сполохи искр, метавшихся в ночи, сказал: - Да, это моя группа! Невероятный ажиотаж сопровождал «Мастер» на всем южном маршруте. В Одессе концерты должны были состояться в зеленом театре, в котором стояли скамейки, сделанные из хорошего дуба, большие и очень крепкие. Но после концерта все скамейки были вывернуты фанами буквально наизнанку! Зрительный зал выглядел, как лесоповал. В результате оставшиеся концерты - а их было запланировано три - власти отменили, испугавшись, что такому же разгрому подвергнется и весь город. Музыканты «Мастера», почуяв свободное время, занялись своими делами: пока Большаков спал, Алик и Кирилл отправились купаться в море. Возвратившись в гостиницу, они обнаружили, что вся площадь перед ней запружена фанами, которые почти непрерывно скандировали: «Мастер»! «Мастер»!. Андрей Большаков время от времени выходил на балкон и, как Ленин, махал рукой, а потом снова исчезал в номере. Оказывается, когда народ к семи часам вечера собрался к зеленому театру на желанный концерт «Мастера», решетчатые ворота были заперты, а на стене будки кассира красовалось объявление, извещавшее, что концерты «Мастера» отменяются. Тогда весь народ, пришедший на концерт, отправился к гостинице «Красная», в которой, по слухам, жили музыканты, по дороге захватывая все новых и новых поклонников «тяжелого металла». Они запрудили всю площадь перед гостиницей и в течение почти пяти часов перекрывали движение трамваям, троллейбусам и автобусам... В чем же истоки такой колоссальной популярности «Мастера»? Можно сказать, что музыка группы соответствовала ритму времени, – именно такая присказка существовала в те годы. Но сегодня, глядя на описываемые события из XXI века, становится понятно, что популярность «Мастера» у самых широких слоев населения основана на том, что группа играла... «неправильную» музыку, слишком мелодичную для трэш-металл. На Западе «Sepultura» или «Napalm Death» исполняли музыку, где мелодий не было вообще, но наши герои родились в России, а потому пропитались мелодикой насквозь. Все песни, которые сочинял Большаков, даже самые драйвовые из них, были тем не менее настояны на лирике, и Андрей не делал никаких попыток освободиться от излишней сентиментальности. Алик Грановский писал сложную музыку, но мелодизма в ней тоже было в избытке. Ту музыку, которую исполнял «Мастер», Большаков именовал «поп-трэш», то есть «популярный трэш», потому что ее могли слушать и суровые трэшевики, и их сентиментальные подружки. И это тоже было велением времени: публике было интересно послушать русские песни, снабженные достаточно современными западными музыкальными технологиями. В этом направлении двигался не только «Мастер», но и другие хэви-металлические команды, обретшие в России популярность: «Тяжелый День», «Черный Кофе», обновленная «Ария». У нас вообще не существовало команд, игравших чистый западный трэш, разве что «Шах», но истинных поклонников у «Шаха» было человек тридцать, не больше. Остальные же ходили посмотреть на «фишку»: смесь трэша с цыганской музыкой, которой удивлял «Шах». Но Андрей Большаков тогда был захвачен стратегической идеей заставить фанатеть от «Мастера» всех мальчишек и девчонок, живущих в СССР. Эта мысль возникла у него в ходе разговора с Сергеем Сарычевым, состоявшимся однажды за кулисами одного из концертов. - Ты пойми, старик, у нас в стране вся раскрутка, даже раскрутка трэшевых команд, идет через девушек, через чувих, - говорил Сарычев. - Почему? Да потому что парни приходят на концерт пивка попить, а по-настоящему фанатеют одни девушки. И если чувихи на твоем концерте станут орать и визжать, - вот тогда ты добьешься настоящей популярности... А так как женщины, как говорят, любят ушами, то девчонок привлекала именно мелодичность песен «Мастера». Девочки действительно ходили и приговаривали: «О! Песня «SOS» - как это клево!». Стремясь привлечь на свои концерты как можно больше публики, «Мастер» сделал основной упор на шоу. Андрей Большаков особенно любил выступать в цирке. Музыканты других групп обычно ругались, когда им приходилось играть на цирковой арене, поскольку там очень сложно отстроить звук. «Мастер» тоже сталкивался с такой проблемой, но группа решала ее оригинально, переместив акцент с музыки на шоу. Музыканты принимались бегать, прыгать, носиться по арене. А так как первые ряды находились буквально в нескольких метрах, то можно было подойти к зрителям вплотную, что-то сказать, пошутить и даже усесться кому-нибудь на колени. Миша Серышев, как заправский Дед Мороз, щедро одаривал публику подарками: давал всем желавшим поорать в микрофон, дирижировал хоровым пением зрительного зала, когда группа исполняла свои хиты. И как только устанавливался хороший контакт с публикой, хэви-металлическая музыка уже не казалась страшной, поэтому на «Мастер» ходили не только подростки, но даже вполне взрослые люди. «Мастер» был очень стильной командой. Большаков заставил музыкантов одеться во все фирменное и накраситься. Сначала эта инициатива была воспринята другими музыкантами «Мастера» в штыки. - Мы играем хэви-металл! И этого достаточно! Зачем еще нужно краситься?! Но Андрей настаивал на своем: - Чтобы быть популярными, - упрямо твердил он, - мы должны выглядеть на сцене более импозантными. Есть стратегия, а есть тактика; нужно вырабатывать стратегию и правильную тактику, потому что неправильная тактика приводит к совершенно другой цели. Поэтому мы должны выглядеть ярко и эффектно: длинные волосы, накрашенные лица... К таким речам Андрея музыканты не привыкли: раньше он просто был одним из них. Реакция была соответственная. - Да кто ты такой?! – взъярился Молчанов. - Теперь я для вас Векштейн! – сказал Большаков. Андрей сознательно шел на конфликт. Он размышлял: либо оставаться с ребятами в друзьях, но тогда со временем группа развалится, либо становиться врагом, но группа будет существовать. Иначе было нельзя. Он выбрал второе. Он вынужден был нести этот крест, он стал для них врагом, тем не менее группа не только существовала, но и развивалась, двигалась вперед. В душе он и любил ребят и, может быть, переживал за них, но нужно было быть жестким руководителем, иначе - бардак, что в группах часто и происходит. И он добился того, что группа не только классно играла, но и эффектно выглядела. Самым неэффектным, кстати, выглядел сам Большаков, поскольку у него были короткие волосы. Но он вскоре придумал себе имидж: одел на голову бандану, а в уши вдел огромные серьги - и вроде как бы нормально. Большаков добился-таки своего: пацаны-металлисты реагировали на металлическую атрибутику и воинственные риффы, а девушки, разумеется, засматривались на красивых, стильных, как бы не из этой реальности прибывших музыкантов, чьи волосы развевались на ветру рока, а глаза и губы были волнующе и призывно накрашены. Это вводило барышень-металлисток в подлинный экстаз: они начинали орать и визжать, стоило лишь музыкантам появиться на сцене. В итоге «Мастеру» удалось создать инфраструктуру «агентов группы» во всех городах, куда бы они ни приезжали. Стоило группе прибыть на гастроли в какой-нибудь город, как в гостиницу к нашим героям съезжались тучи группис, то есть девчонки, некоторые даже привозили с собой домашнюю еду и подкармливали музыкантов. Это, в свою очередь, вводило в экстаз музыкантов, они рады были общению и сами стремились на гастроли, где их ждали новые и новые приключения... В начале осени «Мастер» вернулся в Москву и сразу, прямым ходом – в Сетунь, во дворец спорта «Крылья советов», где Гольденберг вновь «зарядил» серию концертов. Валера был очень тонким продюсером, он понимал, что перед тем, как показывать Серышева столичной публике, обновленный состав необходимо как следует обкатать в провинции. Слухи о невероятной популярности группы, о чудачествах публики на концертах уже докатились до Москвы, и на концерты наверняка вновь соберется весь столичный музыкальный бомонд, чтобы сделать свои собственные выводы. Все должно было пройти без сучка, без задоринки – для Гольденберга это было принципиально важно, ведь, как говорится, Москва слезам не верит, а бьет с носка. И музыканты не подвели своего продюсера, отыграв так, что у публики просто захватило дух. Неделю кряду из утроб дворца спорта доносились рев гитар и визги поклонниц. Уже начался хоккейный сезон, поэтому во дворце спорта был залит лед и людей рассадили на трибунах. Воспользовавшись этим, музыканты на каждом концерте устраивали шоу: на песне «Царь природы», сочиненной Игорем Молчановым, все соскакивали со сцены на лед и бегали, дурачась, по спортивной площадке, а барабанщик в это время играл свое лавинообразное соло. Концерты еще не закончились, а «Мастер» приступил к своей первой записи. В подвале Центрального дома туристов у Гольденберга была запрятана небольшая студия. Впрочем, это была даже не студия, а просто там стоял многоканальный магнитофон «Таскам», на котором его группы имели возможность записаться. Вот и «Мастер», отыграв концерты, спешил в ЦДТ писать альбом. «Рулил» записью звукорежиссер группы «Рондо». Делал он это, однако, лениво и без охоты, не особенно заботясь, что получится на выходе. Тем не менее, альбом вскоре был записан. В него вошли почти все те песни, что «Мастер» тогда исполнял на концертах. Это были старые хиты «Воля и Разум» и «Встань, страх преодолей», а также - «Щит и меч», «Руки прочь!», «Еще раз ночь», «Храни меня», «SOS» и «Кто кого?», «Берегись» и заглавная «Мастер». © Copyright: Вячеслав Дорошин, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|