Те, кто остаются, даже уходя... Валерий Приёмыхов

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Компиляция двух статей:
от автора Яндекс-дзена «КиноНытика и из журнала «Собеседник»



Он был не только хорошим актёром, который играл пронзительно, на нерве, по-мужски, но и честным человеком. Никакого лицедейства. Валерий Приёмыхов хорошо знал острые социальные проблемы общества и говорил о них с экрана устами своих героев.


Он сыграл политического в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего», начальника летнего трудового лагеря в «Пацанах», бывшего милиционера с трудным характером в своем фильме «Кто, если не мы». Зритель видел в нём своего, человека, который способен на честный разговор с выбитыми жизнью из привычной колеи людьми.


Валерий родился 26 декабря 1943 года в Амурской области и вырос на Дальнем Востоке. Его отец руководил стройками, а Валера, как многие мальчишки, мечтал покорить небо. Окончив школу, поступал в авиационный институт, но провалился на экзаменах.


Трудился после школы сначала на почте, а потом на заводе токарем.
Устроившись работать, однажды зашёл в клуб, где ставили спектакль актёры самодеятельного театра. С тех пор каждый вечер ходил на репетиции и на следующий год подал документы во Владивостокский театральный институт. А затем решил освоить профессию сценариста и отправился в Москву.
Там он ходил в театральную студию, где ему рекомендовали поступить в Дальневосточный пединститут искусств. Днём учился, а по вечерам играл небольшие роли в Уссурийском драмтеатре. Часть денег юный актёр отсылал домой родным. Он всю жизнь помогал им.


Получив диплом, Валерий Приёмыхов по распределению отправился в город Фрунзе, где три года отработал Драмтеатре имени Крупской. А потом поехал в Москву и с первого раза поступил во ВГИК, получив место в общежитии.


Чтобы свести концы с концами и помочь родным, он устроился работать кочегаром. Успевал работать, учиться и даже писал сценарии.


В институте актёр познакомился с Эллой Красовской, которая увидела в нем надёжного и харизматичного мужчину. Позже актриса признавалась, что за этим человеком хотелось идти, быть с ним. Они сошлись и стали жить вместе.


В этом союзе родилась дочь Нина. Но Приёмыхов и Красовская все же расстались: как-то актёр увидел возлюбленную с преподавателем ВГИКа – они вели деловой разговор. Но Валерий Михайлович разбираться не стал – досталось обоим. В итоге вспыльчивый нрав актера стал причиной размолвки, а потом и окончательного расставания.


В кино Приемыхов пришёл в середине 70-х, снявшись в фильме «Иван и Коломбина», а потом написал несколько оригинальных сценариев. Известность он получил после съёмок в фильме Динары Асановой «Жена ушла», где актёр сыграл вместе со звездой советского кино Еленой Соловей.


Признание критиков и зрителей принесла Приёмыхову роль руководителя лагеря для трудных подростков в фильме «Пацаны». Эту роль сам актёр считал одной из главных в своей карьере. Он говорил, что это не просто художественное произведение, это рана на теле общества, о которой было сказано в фильме убедительно и честно.


А вот о роли в фильме Александра Кайдановского «Простая смерть» по произведению Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича» Приёмыхов сильно жалел. Признавался, что потратил много сил на эту картину, которая, по своей сути была антихристианской и не душеполезной.


– Зря снялся в этом антихристианском фильме. Поседел на съёмках, – сказал потом актёр. По его словам, это – роковая ошибка. Всей своей последующей жизнью он старался искупить эту вину.


Он много работал, говорил, что русский человек в принципе трудоголик, потому что думает, прежде всего, не о том, как и когда отдохнуть, а как сделать дело в срок и на совесть.


В последние годы актёр страдал от головных болей. А когда летом 2000 года все-таки пошёл к врачам, то те вынесли неутешительный вердикт – неоперабельный рак головного мозга.


Летом 2000 года в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь с греческой горы Афон привезли святыню – главу великомученика и целителя Пантелеимона. Тысячи верующих стояли в очереди, чтобы приложиться к ней. Сюда же пришёл и актёр Валерий Приёмыхов со своим духовным наставником – протоиереем Владимиром Волгиным. Толпа расступилась перед ними, пропуская к мощам без очереди. Люди узнали в болезненном мужчине знаменитого актёра. Приёмыхов надеялся на чудо, пытался побороть страшную болезнь.


– Валерию уже тяжело было стоять, – рассказывает отец Владимир.– Он приложился к святыне, поведал с радостью, что боль отступила. Но это было лишь временное облегчение. Через несколько дней Приёмыхов оказался в реанимации. А потом захотел исповедаться. Отец Владимир причастил его. А сутки спустя, ранним утром 25 августа, Валерий Приёмыхов умер.


Казалось, в его жизни все только начинало налаживаться. После долгого молчания в 90-е, когда экраны заполонили западные боевики и отечественные режиссеры простаивали, он наконец-таки снял фильм по собственному сценарию – «Кто, если не мы» о судьбе малолетних преступников. Работая, выкладывался так, будто чувствовал, что это последний его фильм. Не уходил со съёмочной площадки по 12 часов, переживал из-за каждой мелочи.


– Вот тогда он себя и подорвал. Начались мучительные головные боли. Я его умоляла идти к врачу, но Валера все отмахивался, – говорит Любовь Шутова, вдова актёра.


Фильм «Кто, если не мы» стал его триумфом. Он получил за него «Нику», многочисленные премии. А к доктору Приёмыхов обратился слишком поздно. Актриса Екатерина Васильева уговаривала его круто поменять жизнь – уйти в монастырь, чтобы спастись от худшего. Но он не решился. Едва боль отпускала, садился за работу – писал сценарий «Владимир Святой» о князе Владимире Красное Солнышко, про крещение Руси.


К теме крещения и религии он обратился неспроста. Несколько лет его мучила мысль, что он сильно согрешил, снимаясь в фильме «Простая смерть» по рассказу Толстого «Смерть Ивана Ильича».


Его уговорил друг – Александр Кайдановский, который и был режиссёром картины.


– Я поседел во время этих съемок. Такая антихристианская картина, нехорошая, – вспоминал Приёмыхов. Критики обвиняли этот фильм в неслыханном физиологизме и пренебрежении духовным началом. Вскоре после её выхода на экран умер сам Кайдановский (Прим. В. Д. – Не думаю, что есть взаимосвязь – Кайдановский умер через 10 лет, а не «вскоре»), в больницу с острым приступом язвы желудка попал Приёмыхов, его спасла лишь срочная операция.


Над сценарием о князе Владимире он работал даже в больнице.


– Я верила в спасение и старалась внушить ему эту надежду, – говорит Любовь Шутова. Она была его последней любовью.


В 1987 году Приемыхов снимал фильм «Штаны». Любу он пригласил в группу в качестве заместителя директора. Между ними вспыхнул роман. Им казалось, что это скоротечные чувства. Но по возвращении в Москву у Валерия начались проблемы со здоровьем – беспокоила язва желудка. Люба готовила ему диетические блюда, делала уколы. Поняв, что нет для неё человека дороже, решилась на развод с мужем.


– Когда Валеры не стало, я... почувствовала это, – говорит актриса Ольга Машная. В ту августовскую ночь она была на даче. Проснулась от рыданий, ощутила, что оплакивает Валеру. Приёмыхов был ее первым мужем (Прим. В. Д. – оба сыграли главные роли в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный…», 1984). Это были годы творческого взлета Валерия.


В 78-м режиссер Динара Асанова пригласила его в картину «Жена ушла». Именно с её легкой руки и открылся его актёрский талант. Потом был фильм «Никудышная», затем знаменитые «Пацаны», после которых о Приёмыхове заговорила вся страна.


…Они возвращались в гостиницу после утомительных съёмок «Пацанов». Оля сидела с Приёмыховым на одном сиденье в автобусе. Она прилегла на его плечо и почувствовала, будто её ударило током. Валерий позвал её к себе в номер на чай. Но в стаканы налил портвейн… Ей едва исполнилось 18, ему – 38.


Они прожили вместе четыре года. Приёмыхов постоянно заводил романы на стороне. На пьяную голову, а выпивал он много и часто, даже бил юную жену. Ольга мечтала родить ребёнка, но Валерий и слышать не хотел о детях. У него уже подрастала дочка Нина от гражданского брака. С её мамой, Ларисой Марченко, начинающим кинокритиком, Приёмыхов познакомился после окончания ВГИКа, работая на «Ленфильме». Она поддерживала его в трудный период, когда фильмы, поставленные по его сценариям, проваливались в прокате.


В то время Приёмыхов даже сомневался, правильно ли он сделал, связав жизнь с кино…


Женщины, которые его любили, говорят, что Приёмыхов подкупал их неприкрытой мужской силой, простотой, добротой и в то же время загадочностью. Его светлые серые глаза смотрели так, как будто пронизывали тебя насквозь. Такими были и его экранные герои, без которых теперь нельзя представить отечественное кино.



Другие статьи в литературном дневнике: