Удар по голове превратил его в калеку

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

В этом артисте каким-то образом уживалось два совершенно разных человека, один был трогательный, душевный, мягкий, а другой дерзкий, агрессивный, циничный. Объединял их – талант и мастерство.


Жизнь Константина Григорьева (род. 18 февраля 1937, Ленинград) с самого детства была сложной, с трагической судьбой. Его воспитывала бабушка, родителей он никогда не видел. Когда началась война, маленькому Костику было четыре года, он пережил блокаду. После школы пошёл учиться в институт на строителя, но вскоре понял – это не его, и бросил учёбу.


Константину всегда нравилась профессия актёра, чтоб быть ближе к театру он устроился монтировщиком сцены в Ленсовет. Позже был зачислен в студию актерского искусства. Работал два года в Ленинградском театре им. Комиссаржевской. Защищал нетрезвого артиста, нагрубил художественному руководителю и был уволен.


Приехав в Москву, поступил служить в театр имени Пушкина. Оценив по достоинству талант актера, ему предлагают ведущие роли в спектаклях.


Григорьев был настолько одарённой личностью, что мог играть простых крестьян и аристократов, шпионов и командиров Красной Армии. Его героев любили и ненавидели, он собирал у голубых экранов многомиллионную аудиторию, держа в напряжении зрителей в течение всего фильма.


В 70-80-е годы актёр Константин Григорьев стал звездой первой величины, на его счету было около двадцати сыгранных ролей, казалось, жизнь любит этого человека и не будет причинять ему зло.


В 1975 году Никита Михалков приглашает Григорьева сняться в своей картине «Раба любви» на роль капитана Федотова.


В 1977-м году он снимается сразу в трёх картинах: «Трактир на Пятницкой», «Транссибирский экспресс» и «Хождение по муках».


А в 1978-м Андрей Кончаловский предлагает роль геолога-изыскателя Гурьева в картину «Сибириада».


Киноленту «Чёрный треугольник» режиссёр Сергей Тарасов снимал в 1981 году и пригласил Григорьева на роль Леонида Борисовича Косачевского.


В то же время Григорьев пришёл во МХАТ Олега Ефремова.


В 1982 году снялся в фильме «Остров сокровищ» в роли капитана Смоллетта, а в 1983-м вышел легендарный «Зелёный фургон», где он блестяще сыграл роль товарища начоперота.


Своими театральными работами и киноролями Константин Григорьев, будучи фактически самоучкой, заставил говорить о себе ведущих театральных критиков и любителей театра.


Михалков писал об актёре: «Сущность его артистической натуры составляет острая, подвижная характерность. Григорьев очень тонко чувствует пластику характера и любому сюжетному ходу, любому режиссёрскому предложению находит мгновенное внутреннее оправдание и точные психологические повороты. Это настоящий актёр русской театральной школы переживания… Это актёр, о котором всегда мечтают режиссёры, и я в частности».


Константин Григорьв был влюбчивым мужчиной, одно время он ухаживал за Екатериной Васильевой, потом был роман с ассистенткой режиссера Аллой Майоровой (бывшая муза Окуджавы). Вскружил голову 19-летней реквизиторше театра Елене с которой заключил брак, и она ему родила сына Егора.


Первый раз Константин женился в девятнадцать лет на девушке Лилии, и у них родился сын Андрей.


Второй женой стала симпатичная Любовь, родилась дочь Екатерина. У женщины сложилась несчастная судьба, она заболела онкологией и умерла. Дочь трагически погибла в 1995 году. Одна из версий, девушка выбросилась из окна на пьяной вечеринке.


Вся жизнь актёра перевернулась 17 февраля 1984 года. Накануне дня своего рождения, он с друзьями отдыхал в ресторане ВТО. За соседним столиком сидели двое мужчин, в какой-то момент Константину показалось, что они на него как-то косо посматривают. Решив разобраться, в чём дело, он начал выяснять отношения. Немного поостыв, актёр пошёл покурить, присев на ступеньку, не заметил, как один из оскорблённых подошёл сзади и ударил тяжёлым предметом по голове. Избив Григорьева ногами, они выбросили его с двухметровой парадной лестницы вниз. Через четверть часа Константина нашли друзья. Он лежал в луже крови с пробитой головой.


Константин перенёс восемь операций, ему откачали один литр жидкости из области головного мозга.


В институте Склифосовского актёр пролежал в коме две недели, полтора года провёл в больнице, восстанавливал речь и память, некоторое время ходил с палочкой. От прежнего красивого и молодого мужчины ничего не осталось, это был больной, немощный, старый человек.


Врачи поставили диагноз – тотальная афазия. Актёр с трудом мог произносить отдельные слова, быстро все забывал, левая сторона полушария была нарушена.


Ходили слухи о неуравновешенном характере актёра, привычке резать правду-матку, где «правда» нередко скатывалась до хамства.


Один из друзей Григорьева, Павловский, говорил:


«Костя был совершенно неординарной, но при этом довольно трудной личностью. В нём как будто уживались два человека. В узком кругу, среди друзей, он был невероятно трогательным, душевным. Но должен признать, что трагедия, произошедшая в Доме актёра… Понимаете, Костя шёл к ней. Как у Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой». Эти строчки очень хорошо характеризуют Григорьева. Он бывал и агрессивным, особенно под градусом, мог резануть правду-матку в глаза. Думаю, во многом Костя не успел раскрыть свой талант, потому что некоторые режиссёры просто боялись с ним работать из-за сложного характера».


Особенно нетерпимо высказывался Григорьев по отношению к «голубому» лобби. Раз отказался садиться за один стол с Геннадием Бортниковым. «Не люблю людей этой породы!», – сказал он.


Неудивительно, что в трагедии Григорьева обвинили «пидорасов». Вот только доказательств никаких.


Однако, ясно, – «вырубили» актёра люди не последние.


Итак, что же произошло?


17 февраля 1984 года Григорьев с коллегой по МХАТу Борисом Борисовым (исполнителем главной роли в телесериале «Строговы») гулял в ресторане Всероссийского театрального общества. Ресторан закрытый, с улицы туда не попадёшь. Все, как говорится, свои.


Григорьев находился во взвинченном состоянии, да ещё выпил. И вступил в перепалку с одним из столиков.


Когда актёр вышел покурить свидетелей рядом не оказалось. Сам Григорьев вспоминал:


«Нас трое. Ресторан. Выпили. Я пошёл покурить. Сел на ступеньку. Слышу шаги сзади. Смотрю – брюки и рубашка. Лица не видел. И два удара по голове».


Две недели актёр пролежал в коме. Перенес восемь операций. Вернулся во МХАТ с частичной потерей памяти и дисфункцией левого полушария головного мозга.


Не знаю, заводилось ли уголовное дело, но и тогдашняя жена актёра и Борис Борисов пытались вычислить негодяя самостоятельно.


Жена признавалась:


«Официанты и швейцары молчат, глаза прячут, будто им по сто рублей дали. Ведь там в этот вечер были только свои!».


Негласно считается, что с Григорьевым расправилась голубая мафия. Называются даже имена, правда, супернеконкретные. Например, «известный актёр Николай».


Со временем Григорий снова мог играть на гитаре, но слова вспомнить не получалось. Друзей просил говорить медленно, если сам не мог ответить, за него это делала жена.


Олег Ефремов отнесся к Григорьеву с предельным вниманием, благо существовала надежда на выздоровление. Григорьев даже сыграл в детском спектакле «Муму» Герасима, где текст запоминать не требовалось. Но шло время и становилось понятно: на сцене Константин более неуместен. Он путал мизансцены, сбивал с толку партнёров, порой терял ориентацию в пространстве. Левое полушарие мозга отказывалось запоминать слова.


Однажды придя в кассу за деньгами, он возмутился по поводу маленькой зарплаты, на что, кассирша ему ответила: «Работать, Костенька, надо больше!».


Григорьев обиделся и написал заявление по собственному желанию.


Режиссёры больше не приглашали знаменитого артиста в свои картины. Только однажды в 1991 году Александр Соловьев взял Константина на роль психически больного пациента в киноленту «По Таганке ходят танки». Григорьев сыграл так, что многие коллеги подумали о его сумасшествии на самом деле.


Со временем у артиста все меньше становилось друзей, начинал выпивать, здоровье ухудшалось, страдал депрессией, постоянно не хватало денег. За четыре года до смерти у артиста обнаружили рак почек, этот диагноз окончательно выбил из колеи Константина.


Однажды, возвращаясь домой, к нему подошёл молодой парень и спросил, пенсионер он или нет. После утвердительного ответа, хулиган выхватил сумку и убежал. Там лежала вся пенсия, паспорт, пенсионное и блокадное удостоверение.


Жить становилось всё трудней, от отчаянья артист начинает ещё больше пить, от него уходит жена.


Одним из «чёрных гениев» Григорьева оказалась внебрачная дочь Иннокентия Смоктуновского Ольга. Она заставила его продать московскую квартиру и вернуться в Питер. В Питере же подала на развод, после чего попыталась и жилплощадью завладеть.


В последние годы за актёром ухаживала молодая женщина Надежда, она переехала к Константину в квартиру, готовила ему пищу, убирала, стирала, читала книги.


Сыновья от первых двух браков отцом не интересовались, дочь трагически погибла, выпав во время пьяной вечеринки из окна.


Последние два десятка лет Григорьев именно что выживал. Периодически ему помогали какие-то люди, регулярно поддерживал Никита Михалков.


Константин Григорьев ушёл из жизни 26 февраля 2007 года в возрасте 70 лет. Похоронили артиста на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.


После смерти актёра телевидение выпустило о нём документальный фильм «Кумир без памяти и славы».


http://www.youtube.com/watch?v=_a4geeOQwQE



Другие статьи в литературном дневнике: