Лариса Рубальская
«Я помню все свои стихи...»
– Лариса, ваши песни у всех на слуху. Вы обладаете каким-то секретом успеха? Вообще, в чем отличие именно песенной поэзии?
– Песенная поэзия стоит несколько в стороне от большой поэзии, она обособлена. У песни свои законы, ведь она живет всего 3—4 минуты, и надо успеть, чтобы ее полюбили и запомнили. Поэтому так нужен новый поворот, новый сюжет, а припев должен просто соскакивать с языка. По-моему, песни писать труднее. Хотя для поэзии нужен талант, а для песни – способности плюс наработанное ремесло. Так что секретов никаких нет. Стараюсь общаться с мастерами, учусь и постигаю. А еще – это свойство памяти – помню все песни, которые звучали, начиная с самого детства, и те, что мама пела...
– Вы рано начали писать стихи?
– Росла обычной девочкой, никаких талантов у меня не было. После школы поступила в педагогический институт, но по специальности не работала, а осваивала работу машинистки и корректора. Потом начала заниматься японским языком, который круто изменил мою жизнь. И это в 27—28 лет, когда многие уже и не пытаются овладеть чем-то новым. Замуж вышла тоже поздно, в 31 год, а первую песню написала в 83-м. Так что хочу сказать всем женщинам: никогда не поздно все начать сначала. Я в жизни все делала с опозданием, но успела и даже преуспела. Работаю переводчиком в самой престижной японской газете «Асахи», ежегодно получаю дипломы лауреата «Песни года», сейчас выдвинута на соискание премии «Овация».
– А как появляются строки, из чего они рождаются: из ваших фантазий, жизненного опыта, каких-то случайных зацепок?
– Я же слышу, о чем разговаривают вокруг, что волнует, интересует. Обычно 2—3 слова тянут за собой остальные. А когда уже есть первые две строчки, пишется само...
– Лариса, а у вас есть свой секрет: что нужно, чтобы стать популярной в этой стране?
– Я думаю, единственный секрет в том, чтобы не подражать Западу, как делают сегодня 80% наших певцов. Во-первых, когда сравниваешь эти песни с оригиналом, подделка, ясно, всегда проигрывает. А во-вторых, я убеждена, что у нас песни могут иметь успех только тогда, когда они наши. Не надо бояться «совка». Я всегда была «совком» и им останусь, и думаю, что этому тоже обязана своей популярностью. Это моя суть...
– А кто или что повлияло на вас, что вы начали вдруг писать песни в...
– В 39 лет. До тех пор я сочиняла что-то на вечеринках, друзьям – как все. Потом познакомилась со своим будущим мужем, стала придумывать ему всякие песенки на известные мотивы – так, на предмет закадрить. А как-то, когда мы уже поженились, к нему – он зубной врач – пришел лечить зубы Мигуля, и вот пока тот сидел в кресле с открытым ртом, Давид, пользуясь его беспомощным положением, говорит: «Ты бы взглянул, что моя жена пишет». Я отдала ему, а через некоторое время он позвонил и сообщил, что песня готова, исполняется Толкуновой, и первый раз я услышала ее по телевизору.
– От общения с вами остается ощущение, что в жизни все дается вам как-то необыкновенно легко, и в песнях ваших присутствует, по-моему, то же настроение...
– Знаете, когда я училась в школе, я писала в сочинении, что мой любимый герой – Лука. Может, кто-то со мной не согласится, но мне нравится вот такой человек, который в безысходности видит просвет.
СТАРЫЙ ТРАМВАЙ
Век свой доживающим трамваем
Покатилась в прошлое любовь.
Кто-то остановки называет,
Нам не разобрать забытых слов.
На один не сходится билетик —
И желаний исполненья нет.
В наш трамвай подсядет кто-то третий
И счастливый оторвет билет.
Нарисуй на стекле вопросительный знак,
Нарисуй на стекле восклицательный знак.
Пусть колеса стучат сердцу в такт, сердцу в такт —
Вопросительный знак, восклицательный знак.
И подумает кто-то – здесь что-то не так...
Рельсы старым улицам мешали,
Звон трамвайный улицы будил.
Что-то долго мы с тобой решаем —
Кто-то первым должен выходить.
Поворот. Качнулся наш вагончик.
Прошуршала ветка по стеклу.
Круг мы завершили, путь окончен
У вчера и завтра на углу.
/Е. Семёнова/
НА ДВА ДНЯ
Где-то пригород столичный
Будят утром электрички.
Высыпают дачники,
Топчут одуванчики.
Лес шумит, щебечут птицы.
На два дня – прощай, столица.
На два дня, на два дня
Вы забудьте про меня.
На два дня, на два дня
Все забудьте про меня.
Где-то горы, море плещет,
Здесь красот совсем не меньше.
Камушки у речки,
А в траве кузнечики.
Здесь так быстро время мчится,
На два дня – прощай, столица.
Поливает дождь перроны,
И походкой посторонней
Я иду загадочно,
Изменившись сказочно.
Как же здесь не измениться?
На два дня – прощай, столица.
/Г. Рубцов, «Пламя»/
КЕНГУРУ
У кенгуру с утра плохое настроенье,
У кенгуру с утра не ладятся дела.
И кенгуру с утра в газету объявленье
Об этом очень грустное дала:
Помогите кенгуру,
Потому что поутру
Кенгуру в своем кармане
Обнаружила дыру.
А дикобраз с утра в хорошем настроенье,
А дикобраз с утра уладил все дела,
И дикобраз с утра, увидев объявленье,
Решил, что кенгуру нужна игла.
И дикобраз спешит на выручку подруге.
Характер у него колючий, но не злой.
Известен дикобраз как мастер на все руки,
Дыру зашил он собственной иглой.
И кенгуру теперь в хорошем настроенье,
Спасен от сквозняков детеныш кенгуру.
Ненужное уже, слетело объявленье
И бабочкой кружится на ветру.
/А. Кондаков, «Пламя»/
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В СЕНТЯБРЕ
На заре туманной юности,
Так давно, и как сейчас.
На заре туманной юности
Помнишь наш десятый класс?
Ты и я и знак сложения —
Все равняется любви.
Ты летящих лет кружение
Хоть на миг останови.
На заре, на заре юности туманной
Первый день в сентябре
Самый долгожданный.
Мы на школьном дворе
Повзрослели странно
На заре, на заре
юности туманной.
На заре туманной юности
Не спешили наши дни.
На заре туманной юности
С кленов – золота родник.
Школьный двор промок под ливнями,
Листья пламенем в костре.
Были мы с тобой счастливыми
В том далеком сентябре.
На заре туманной юности
Свет качали фонари.
На заре туманной юности
Мы о главном говорим.
Дней далеких отражением
Вновь приходят сентябри…
Ты и я и знак сложения,
Школа, клены, фонари.
/С. Березин, «Пламя»/
ТРЕУГОЛЬНИК
Объяснит вам каждый школьник,
Что такое треугольник,
Сколько в нем сторон и сколько в нем углов.
А у нас с тобой иначе,
Слишком сложная задача,
Потому что треугольник про любовь.
О-о-о, это вечная проблема,
О-о-о, треугольник – три угла,
О-о-о, неразгаданная тема,
О-о-о, невеселые дела.
За окном деревья мокнут,
Снова день дождем зачеркнут,
Теплых дней как не бывало никогда.
Кто же сможет мне ответить,
Что мне делать с этим третьим,
Чтоб исчезла треугольная беда.
Треугольник – знак дорожный,
Мне напомнил осторожно,
Поворот крутой и трудный впереди.
Я надеюсь на удачу,
Ты сама реши задачу,
И меня за поворотом подожди.
/А. Глызин, «Весёлые ребята»/
У СЕРЕБРЯНОГО БОРА
Шел по улице троллейбус
Через летнюю Москву.
Искупаться так хотелось,
Лечь в высокую траву.
В час такой пустеет город,
Ни прохожих, ни машин.
У Серебряного Бора
Я ждала, а ты спешил.
У Серебряного Бора на кругу
Мы любовь остановили на бегу,
Мы любовь остановили на бегу
У Серебряного Бора на кругу.
Плыл сентябрь арбузно-дынный,
Лил дождями за окном.
Мы пришли на пляж пустынный,
Лодки мокрые вверх дном.
До тепла теперь не скоро,
Ветерок за воротник.
У Серебряного Бора
Холод в души к нам проник.
В эти дни темнеет рано,
Снег блестит от фонарей.
Ты сказал мне как-то странно:
– Хоть бы лето, что ль, скорей.
Посмотрел в глаза с укором,
Не люблю, мол, холода…
У Серебряного Бора
Ты растаял без следа.
/Г. Рубцов, «Пламя»/
ПО ВОЛЕ ВОЛН
С тобой ко мне вернулись весны,
С тобой ожил мой давний сон.
Ты мне сказал: «Забудем весла
И поплывем по воле волн»…
Судьбою лодку развернуло,
Качнулось время за бортом.
Я в этот раз тебе вернула
Все то, что ты вернешь потом.
По воле волн, по воле волн
И прежней жизни берега
По воле волн, по воле волн
Уже оставила река.
По воле волн, по воле волн
Совсем иные острова.
По воле волн, по воле волн
У жизни новая глава.
Нас встречный ветер не печалит,
Попутный ветер к нам спешит.
К какой нам пристани причалить,
За нас любовь сама решит.
С тобой ко мне вернулись весны,
С тобой ожил мой давний сон.
Ты мне сказал: «Забудем весла
И поплывем по воле волн»…
/А. Вески/
В ПРЯТКИ
Ветка вишни закачалась,
Белый цвет по ветру.
Я с утра хожу-печалюсь,
Не найду ответа.
Я плечами поводила,
В зеркальце гляделась.
Ко мне счастье приходило,
Да куда-то делось.
В прятки, в прятки
Ты со мной играешь.
В прятки, в прятки.
Я тебя ищу.
Жаль, что правила игры ты не знаешь,
Если хочешь, тебя научу!
Я букет из незабудок
Собрала на речке.
Я тебя искать не буду
В этот теплый вечер.
Я тебе не угодила,
Но поймешь, надеюсь —
К тебе счастье приходило,
Но куда-то делось.
/И. Аллегрова, В. Салтыков (с текстом под него), «Форум»/
ЛЮБИ МЕНЯ, КАК Я ТЕБЯ
Когда-то в годы нэпа,
Когда-то в моду степа
И черно-бурых лис через плечо
Встречались, расставались,
На карточки снимались,
Слова любви писали горячо.
Ах, горячо…
Как колокольчики звенят
Слова далеких дней:
Люби меня, как я тебя,
И помни обо мне.
Все было по-другому,
Наивные альбомы,
Цветущие герани на окне.
Летящий чей-то почерк,
И двух коротких строчек
Хватало быть счастливыми вполне.
Смешно, но все же грустно,
Что мы скрываем чувства
И этих странных слов не говорим.
Я поливаю фикус,
Прошу тебя, откликнись
И пару строк на память подари.
Ах, подари…
/А. Буйнов, «Весёлые ребята»/
БАБКИ-БАБУЛЬКИ
В темноте нашел я тапки,
Снова ночь прошла без сна.
- Где же бабки? Где же бабки? -
Без конца твердит жена.
Я бы мог стоять на лапках
И служить им, как дурак.
Счастье жизни только в бабках.
А без бабок – просто мрак.
Бабки, бабки, бабки-бабульки.
Жизнь без вас, как темная ночь.
Бабки, бабки, бабки-бабульки,
Кто без вас мне может помочь?
У соседей все в порядке,
Тишь, покой и благодать.
Там всегда на месте бабки,
Мне же хочется рыдать.
По натуре я не тряпка,
На своем стоять могу.
Но за тем, чтоб были бабки,
На край света побегу.
Раньше было по-другому,
Мы не ведали забот.
Бабки были вечно дома,
А теперь наоборот.
Мы ребенка не касались,
Бабки нянчили, но вдруг
Обе бабки взбунтовались
И уехали на юг.
/Б. Осокин, «Нескучный сад»/
ВОРОЖИ
Бей, цыганка, в звонкий бубен,
Фалды юбки теребя.
Все, что было, все, что будет, —
Все зависит от тебя.
Что в дороге? На пороге?
В дверь стучится? В дом войдет?
Ты уже гадала многим —
Что ж со мной произойдет?
Ворожи, ворожи,
Все, что было, расскажи,
Все, что было, все, что будет,
На ладони покажи.
Ворожи, ворожи.
За меня сама реши —
Разожги любовь звездою
Иль снежком запороши.
Протянула в горсти вишни —
Не спеши ответа ждать.
Понимаешь, так уж вышло —
Разучилась я гадать.
Сам ударь-ка в звонкий бубен,
Тишину ночи дробя,
Все, что было, все, что будет, —
Все зависит от тебя.
/И. Аллегрова, «Электроклуб»/
ЛЮСЯ
Какая ночь, как в тысяче романов,
Мерцанье звезд и танцы под луной.
И, может быть, окажется обманом
И эта ночь, и то, что вы со мной.
Как вас зовут, вы мне не говорите,
Сейчас я сам вам имя подберу,
И вы меня зовите, зовите как хотите,
Все, как туман, развеется к утру.
Давайте, Люся, потанцуем,
Поговорим о чем-нибудь,
Как часто, Люся, в жизни мы рискуем,
Так отчего ж еще раз не рискнуть.
Давайте, Люся, потанцуем,
Дает нам жизнь прекрасный шанс.
Давайте, Люся, потанцуем,
Теперь зависит все от нас.
Какая ночь, как будто на картине —
Ее в музей повесить в самый раз.
Я, как паук, запутан в паутине,
Мне нет пути назад из ваших глаз.
Как вас зовут, вы мне не говорите,
Сейчас я сам вам имя подберу.
И вы меня зовите, зовите как хотите,
Все, как туман, развеется к утру.
Какая ночь, сюжет для кинофильма —
Вот крупный план прекрасных героинь.
Вздыхаю перед выбором бессильно —
Так много вас, а я, увы, один.
Как вас зовут, вы мне не говорите,
Сейчас я сам вам имя подберу,
И вы меня зовите, зовите как хотите,
Все, как туман, развеется к утру.
/Б. Осокин, «Нескучный сад»/
БИЛЕТ НА КОПЕНГАГЕН
Мне в интересах у тебя не уместиться.
Твоих запросов что-то толком не пойму.
Ты так мечтаешь о вещах из-за границы,
А где тебе такие вещи я возьму?
Ну, нету этого у нас в универмаге,
Я ж не начальник и совсем тут ни при чем.
А ты возьми себе билет на Копенгаген,
Там поживешь – сама узнаешь что почем.
Опять в слезах ты возвращаешься с работы,
Там кто-то снова в новой кофточке пришел.
А ты в своей лет пять назад снялась на фото.
Но мне с тобой в любой одежде хорошо.
Ты все твердишь, что за границей жизнь другая,
Я Копенгаген сам на карточке видал.
А там русалочка сидит вообще нагая,
Ты б за такое мне устроила скандал.
Смотри-ка, солнце в нашей форточке забилось,
И сердце падает в предчувствии весны.
Ты на рассвете задремала и забылась
И заграничные, наверно, видишь сны.
/А. Буйнов/
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Тихо снег закружил…
Я запомнил мгновение – снег закружил,
И возникло видение – снег закружил,
Льдинки глаз и твой голос застывший.
Кто же, ты мне скажи,
Этот холод твой выдумал, ты мне скажи?
Твое сердце так выстудил, ты мне скажи?
Стала ты навсегда разлюбившей.
Замок твой ледяной
Солнце не греет.
Грустно жить в нем одной,
Дверь приоткрой…
Снежная королева.
Если можешь, поверь, если можешь, поверь – я люблю,
Снежная королева.
Холод в сердце твоем, холод в сердце твоем растоплю.
И лишь только на миг
Ты меня взглядом тронула, только на миг,
И рассталась с короною только на миг,
Ты обычной девчонкой вдруг стала.
Этот странный твой мир.
Ты от жизни в нем прячешься, странный твой мир,
Мнишь себя неудачницей, странный твой мир,
От холодного плена устала.
/Е. Головин/
ЗАБЫТЫЕ ИСТИНЫ
В предчувствии снега сады задремали
Под вялыми листьями.
В предчувствии снега луч солнца прощальный
Блеснул и погас.
А мы с опозданьем с тобой открывали
Забытые истины,
Как будто не знали, что все эти тайны
Открыты до нас.
В предчувствии грусти наш путь через полночь
Туманами выстелен.
В предчувствии грусти все точки расставить
Давно бы пора.
И, может, напрасно зовем мы на помощь
Забытые истины,
Ведь нет у любви ни законов, ни правил,
Любовь не игра.
А может, не стоит нам думать о снеге
За зимами быстрыми.
Горячее солнце вновь землю согреет,
Пройдет без следа.
А может, не стоит нам думать о грусти,
Мы поняли истину.
Чтоб солнца дождаться, нам надо с тобою
Прожить холода.
/Е. Семёнова/
СТРАННАЯ ЖЕНЩИНА
Желтых огней горсть
В ночь кем-то брошена.
Я твой ночной гость.
Гость твой непрошеный.
Что ж так грустит твой взгляд?
В голосе трещина.
Про тебя говорят —
Странная женщина.
Странная женщина, странная,
Схожа ты с птицею раненой,
Грустная, крылья сложившая,
Радость полета забывшая.
Кем для тебя в жизни стану я?
Странная женщина, странная.
Я не прошу простить,
Ты ж промолчишь в ответ.
Я не хочу гостить
И уходить в рассвет.
В грустных глазах ловлю
Искорки радости.
Я так давно люблю
Все твои странности.
/М. Муромов/
НАПРАСНЫЕ СЛОВА
Плесните колдовства
В хрустальный мрак бокала.
В расплавленных свечах
Мерцают зеркала,
Напрасные слова
Я выдохну устало.
Уже погас очаг, я новый не зажгла.
Напрасные слова —
Виньетка ложной сути.
Напрасные слова
Нетрудно говорю.
Напрасные слова —
Уж вы не обессудьте.
Напрасные слова.
Я скоро догорю.
У вашего крыльца
Не вздрогнет колокольчик,
Не спутает следов
Мой торопливый шаг.
Вы первый миг конца
Понять мне не позвольте,
Судьбу напрасных слов
Не торопясь решать.
Придумайте сюжет
О нежности и лете,
Где смятая трава
И пламя васильков.
Рассыпанным драже
Закатятся в столетье
Напрасные слова,
Напрасная любовь.
/И. Аллегрова (первая исполнительница), А. Малинин/
ПЕРЕВЕДИ ЧАСЫ НАЗАД...
Переведи часы назад,
На пять минут, на день, на год.
Переведи часы назад,
Пусть снова этот год пройдет.
Январский день засыплет сад,
Начертит пальмы на окне.
Переведи часы назад
И снова приходи ко мне.
Но стрелки, но стрелки,
Зови не зови,
Но стрелки, но стрелки
По кругу несутся.
Мы что-то забыли в прошедшей любви,
А ей никогда, никогда не вернуться.
Переведи часы назад,
На время всех обид и ссор,
Переведи часы назад,
На наш последний разговор.
На циферблате наугад
Застынут стрелки в прежних днях,
Переведи часы назад.
Как в первый раз, прости меня.
/О. Зарубина, Г. Рубцов/
Из авторских книг Л. Рубальской «Переведи часы назад» и «Напрасные слова»
Другие статьи в литературном дневнике: