Профессиональный писатель. Кто он?
Профессиональный писатель. Кто он?
Вадим Гарин
Предисловие: Провести небольшое исследование на эту тему, меня заставили две публикации из раздела «литературоведение» на Прозе.РУ.
Это статья Виктора Болгова-Железногорского «Профессиональному писателю» (www.proza.ru/2010/06/29/408) и «Что, как и почему… Взгляд на литературный труд» Виталия Валсамаки. (www.proza.ru/2013/02/28/594)
Как-то раньше, занимаясь литературным трудом, я не задумывался, кого можно назвать профессиональным писателем. Всегда считал, что если писатель зарабатывает себе на хлеб литературным трудом, значит, он и является профессиональным писателем.
Действительно целый ряд великих писателей, начиная с Пушкина жили на доходы от литературной деятельности. Причём эти доходы были единственными в их бюджете.
В обмене мнениями (www/hroza.ru/comments.html/?2013/02/28/594) каждый из нас остался на своих прежних позициях.
Вопрос профессионализма не является праздным для многих авторов портала. Я попытался разобраться, кто же имеет право называть себя профессиональным писателем?
Поскольку не считаю себя авторитетом в этой области, обратился к другим уважаемым авторам и подготовил статью в виде цитат, где собственные мысли высказал между ними.
В силу обстоятельств единственным источником информации у меня только интернет (что, согласитесь тоже немало) поэтому рассчитываю на мнение читателей, которые выскажут свою точку зрения и дополнят тему.
«Есть мнения, - пишет Дышленко, - что ПИСАТЕЛЬ – ЭТО ТОТ, ЧЬИ КНИГИ ИЗДАЮТСЯ. Это удобная позиция для тех, кто имеет хоть одну изданную книгу, неважно, о чём она и какого качества».
Я должен заметить, что в наши дни издать книгу – это вопрос только денег.
«Есть и еще мнения. Например, что ПИСАТЕЛЬ ЭТО ТОТ, КОГО ПРИЗНАЛИ ЧИТАТЕЛИ».
А если писателя не издают? Или он пишет в стол? Или в нашем случае: на Прозе.РУ сейчас публикуют свои произведения более 163000 авторов, опубликовано 3289863 произведения. Какова случайность попадания читателя к конкретному автору? Сколько читателей прочтут этого автора? И главное, какое количество читателей необходимо для того, чтобы говорить о читательском признании?
А ко многим великим писателям, художникам признание пришло вообще только после их смерти в силу ряда причин. То есть «произведения автора становятся коммерчески востребованы спустя какое-то время после его смерти и труд прозаика готовы оплачивать лишь потомки его современников». (http://ceteratura.ru/kto-takoj-professionalnyj-pisatel)
«Сам факт читательского признания не порождает писателя. Писатель на этот момент уже есть» - Замечает Дышленко. Далее он отмечает, что «согласно определению словарей (Даль, Ожегов), писатель это человек, регулярно занимающийся литературным трудом»
То есть, не имеет значение, издаётся он или нет, имеет ли он общественное признание или нет. Он, художник, «он имеет необходимость излагать свои мысли на материальный носитель».
А дальше Дышленко раздумывает, является ли он сам писателем, несмотря на то, что написал несколько произведений:
- «Я не могу считать себя писателем. У меня нет необходимости излагать свои мысли на бумаге, для меня это не призвание, всего лишь хобби! СЛОВО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ», ПОДРАЗУМЕВАЕТ ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ТРУД.
Как в футболе. Есть любители и есть профессионалы. Именно так – ДЕНЬГИ за ТРУД. (выделено автором статьи)»
Сочинителей всякой дребедени для бульварных журналов тоже можно считать профессиональными писателями. «В угоду заработку они клепают однотипные произведения сомнительного качества, лишенные смысла и художественной ценности».
И, тем не менее, они профессионалы. Они грамотно умеют переносить сюжет на бумагу, умеют излагать события литературным языком. И эта литература находит своего читателя и, что главное для них, покупателя.
А хорошие писатели могут быть и любителями. Например, неконъюнктурные писатели – их произведения не востребованы и не обеспечивают прибыль издателю. Их и не издают. А они не хотят опускать свою планку!
На форуме интернета я отобрал наиболее интересные, на мой взгляд, мнения о профессионализме писателя:
1.Если он сам считает себя писателем и пишет.
2.Если общество считает его писателем и платит ему за это гонорарами и признанием.
Остальные критерии размыты – даже если он закончил Литературный институт и в дипломе у него написано – писатель.
И второе: профессионал тот, кто интуитивно чувствует, какие струны души читателя нужно задеть словом, чтобы вызвать определённые эмоции, чередование которых создаёт неповторимую картину чувств читателя.
Таким образом, из этого материала можно сделать вывод, что
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПИСАТЕЛЬ – ЭТО ЧЕЛОВЕК, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ТРУДОМ, КОТОРЫЙ ДЛЯ НЕГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬЮ, ИНТУИТИВНО ЧУВСТВУЮЩИЙ ДУШИ ЧИТАТЕЛЯ И ПОЛУЧАЮЩИЙ ЗА СВОЙ ТРУД ДЕНЬГИ.
Несмотря на сделанный вывод, по материалам статьи Дышленко, мне показалось, что вопрос до конца не раскрыт.
Многих смущает критерий оплаты писательского труда, как важной составляющей профессиональной деятельности писателя. Например, В. Валсамаки пишет («Что, как и почему…Взгляд на литературный труд»): «себя отделяю от тех авторов, кто в искусство пришёл делать материальное благополучие» и что все случаи, где платят деньги за литературный труд «не типичны для большого искусства и литературы»
О литературном вознаграждении, (гонораре) в интернете я прочитал (http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le2/le2-6101.htm). Гонорар происходит от латинского «honor» - честь. В античности денежно оплачивался только физический труд, а свободный умственный вознаграждался дорогими почётными подарками, но с появлением капиталистического предпринимательства в издательстве возникли широкие денежные отношения.
Во многих статьях о профессиональной литературной деятельности упоминается имя Пушкина, как одного из первых профессиональных писателей.
«Его «Разговор книгопродавца с поэтом» - произведение знаменательное для первых этапов профессионализации литературного труда»
«Бахчисарайский фонтан» был продан им книгопродавцу Пономарёву по невероятно высокой для того времени цене за 3000 рублей из расчёта 5 руб. за стих. В 1830 году Пушкин продал Смирдину право издания своих сочинений за ежемесячную ренту в 600 рублей. В дальнейшем гонорар Пушкина составлял 10 рублей за стих. В 1831 году Пушкин считал, что литература стала «отраслью промышленности».
«Крылов за каждую басню получал 300 рублей. В «Современнике» Тургеневу платили 50 рублей золотом за лист. (Примерно 175 рублей ассигнациями), а за «Дворянское гнездо» ему платили 400 рублей за печатный лист».
Взаимоотношения между автором и издателем определялись договором, где фиксировалось вознаграждение с каждого проданного экземпляра издания.
Ф.М. Достоевский писал «Идиот» и «Бесы» по договору с катковским «Русским вестником». Он обязывался написать два романа в течении 1866 года. За это Катков платил ему по 150 рублей за лист. Причем ранее Достоевский такой производительностью не отличался. Этим договором он поставил себя в кабальные условия ремесла. Причём Катков ещё и вмешивался в конкретное воплощение замыслов Достоевского. Например, требовал переписать отдельные сцены или убрать определённые эпизоды.
Так, что доход от литературного труда есть одна из главных составляющая понятия профессионализма. Думаю, что примеры великих писателей – классиков отечественной литературы достаточно убедительны.
В интернете по нашей теме есть любопытная статья Уильяма М. «Достоевский как профессиональный писатель: профессия, занятие, этика. Версия для печати». (http://magazines.russ.ru/nlo/2002/58/uil.html)
В статье говорится, что Достоевский был «по-настоящему ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ писателем во всех смыслах этого слова. Разнообразна его профессиональная деятельность – художественная литература, критика, публицистика, редактура, издание журнала, ответственная должность в первом российском объединении писателей»
А дальше даётся разъяснение термина «Профессиональный писатель»:
«Термин «профессиональный», если его употреблять по отношению к литературе, включает в себя три различных значения. Во-первых, СЛОВО «ПРОФЕССИЯ» МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ «ПРИЗВАНИЕ». Литературный труд становится главным делом жизни», в отличие от занятий литературой образованными светскими людьми, которые тоже уделяли в конце V111 и начале X1X веков внимание литературному творчеству, но то была литература салонная, необременительная. Этот подход к литературе можно наблюдать и нас в портале, только без аристократизма естественно.
«Во-вторых ПРОФЕССИОНАЛОМ МОЖНО НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕВРАТИВШЕГО ПРИЗВАНИЕ В ФИНАНСОВО СТАБИЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Поэтому не всех писателей дворян, помещиков и офицеров можно назвать профессионалами. (Навскидку: Денис Давыдов)
Чтобы талант и труд позволили писателю безбедно жить своим трудом, требовалось создание определённых общественных институтов.
Говоря о вреде денежных отношений, как и в нашем случае, вспоминается спор между издателем популярного в 1830 году журнала «Библиотека для чтения» О. Сенковского (1834 – 1864), который насчитывал 7 тыс. подписчиков, и он считал, что оплата писательского труда способна повредить литературному дарованию и с другой стороны Гоголя и Белинского, которые приветствовали профессионализацию литературы. «Их заботил ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ТРЕТЬЕМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА:
УВАЖЕНИЮ К АВТОРСКОМУ ТЕКСТУ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КРИТИКОВ ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЕМ И ОСОЗНАНИЕ ИМИ КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЭТОГО ЧИТАТЕЛЯ».
«Белинский, самый влиятельный критик 1840-х гг. сформулировал идеал профессионального литератора своего поколения. Он смотрел на литературу не только как на товар, но и как на дело общественное, великое, важное, источник высокого нравственного наслаждения, живых восторгов».
А кого в наши дни можно назвать писателем, профессиональным писателем? Думаю, что критерии мало изменились с описываемых времён, однако в этом вопросе пытаются разобраться не только члены нашего сообщества. В интернете помещена статья Кому платят деньги за писательский труд или… (http://ceteratura.ru/kto-takoj-professionalnyj-pisatel).
В ней отмечается, что и сейчас это не простой вопрос. Писателями себя считают «авторы дешёвых графоманских романов, многочисленных методических книг вроде «Как выйти замуж за два месяца», блогеры, коперайторы и даже авторы, публикующиеся в самиздате, в том числе на сайтах свободной публикации типа Стихи.ру, Проза.ру, Самиздат Мошкова и т.д.
В. Жуков, автор книги «Как стать писателем за 60 минут… и даже меньше» говорит: -«грань между профи и всеми остальными оказалась размыта».
Ему вторит литературный критик О. Славникова: - «Похоже, что скоро литература из занятия профессионального превратится в занятие любительское».
Л. Усыкин, рамышляя об современном понятии профессионального писателя, говорит уже известную фразу: - «Как известно, одно из расхожих представлений состоит в том, что профессионал в какой-то области - это тот, кто этой областью зарабатывает на хлеб».
В спор вступил Д. Кузьмин, который сказал: - «Профессионал – не тот, кто деньги зарабатывает, и не тот, у кого членский билет писательского союза, а тот, чьё письмо органичной и в то же время неповторимой частью актуального литературного контекста».
Я всю жизнь был связан с техникой и, в связи с этим, должен отметить, что в техническом пространстве всё регулируют стандарты, которые не позволяют говорить о «размытости» понятий.
Например, в вопросах литературы существует Профессиональный стандарт «Технический писатель». Он содержит общее описание профессии «технический писатель», обязательные квалификационные требования к техническим писателям и устанавливает характеристики технических писателей.
Жалко, что до этого не додумались литераторы – не было бы споров, кто является, а кто не является профессиональным писателем.
Вот Л.И. Брежнев ясно выразился по этому вопросу:
-«Писателем может быть только член Союза писателей СССР».
А как же В.Высоцкий, который стремился в Союз и которого так и не приняли в него? Воронежский писатель, лауреат Госпремии СССР Г. Троепольский литературную деятельность вёл с 1937 года. Уже по его рассказам С. Ростоцкий поставил фильм «Земля и люди» и только в1967 г, через тридцать лет после фильма был принят в С.П. СССР, а в Союз писателей РСФСР был принят только после присуждения ему Госпремии за «Белый Бим, чёрное ухо». Такие примеры можно продолжать…
Так кто есть писатель? Как Вы относитесь, дорогие коллеги по перу, к тому, что нам предлагают определить кто есть писатель по нашему наследию. Востребовано оно или нет?
Я так не думаю, хотя всё проверяется временем и оно, время всё расставляет по местам. Но нам всё-таки интересно знать, кто мы? А как думаете ВЫ?
© Copyright: Вадим Гарин, 2013
Здравствуйте, с интересом Вас читаю.
Итак, что есть ...писатель? Думаю, это именно тот, не совсем обычный человек, уровень восприятия действительности которого повышен необходимостью душевного отклика.
Например, случилось событие, скажем... война или революция - многие люди постараются забыть поскорее впечатления, ввергающие их в панику, грусть или апатию. И только писатель, поэт, художник постарается все узнать, ощутить и запомнить, чтобы ярче рассказать , чтобы проникнуть в души тех, кто не знает или забыл...
Еще не рожденное произведение слышится в мозгу отдельными фразами, как искорки вспыхивают мысли, будущие реплики, будущие повороты судеб героев. Происходит "раскадровка" очевидности на отдельные участки с мысленными пометочками: здесь будет говорить то-то и то-то, а потом сделает так-то и так-то...
Обычный бульварный писатель такой раскадровки и таких пометочек в голове не держит, он именно - работает над текстом, он зарабатывает.
Настоящий писатель не слишком заботится о славе и деньгах. Он живет обособленной СВОЕЙ жизнью без чьего бы то ни было влияния.
Герои (персонажи)истинного писателя будут говорить то, что хотел бы автор, а не его издатель или даже читатель...
Таким образом, писатель - это Бог, который созидает нечто из ничего... Который не пресмыкается перед коньюктурой и который даже себе во вред избегает славы, предпочитая безвестность .
Вот такое сочинение на тему... Не ожидала от себя. Спасибо за внимание.
Римик 12.07.2014 11:21 •
Другие статьи в литературном дневнике: