Северная Русь - начальная точка отсчетаБорис Новицкий По «иранской топонимике» Северного Причерноморья вполне уверенно прошелся, академик О.Н. Трубачев. Хотя позже стало известно, что природа топонимов там иенно арийская. Но его исследования наметили тему некоего «иранства» уже 4-тысячелетней давности в древней истории юга Восточной Европы. Сомнение относительно реального иранства населения Юга России могло быть связано хотя бы с тем, что Иран, как таковой, образовался по крайне мере через несколько тысячелетий после присутствия ариев в Причерноморье. Выходит, «иранизмы» Причерноморья плод не иранцев, а значительно более раннего населения, которое частично мигрировало на юг, на Ближний восток, и образовало там государство персов, начало которого в 7 веке до н.э. было положено Киром Великим. Но основную массу его населения изначально составляли арии, ставшие на ближневосточной почве митаннийский ариями. Так что, внимательный Трубачев в синдо-арийских гидронимах Причерноморья увидел именно язык «синдов» и увидел. Какой же язык мог отложить отпечаток в северных гидронимах Карелии (бывшей Олонецкой губернии), Архангельской, Вологодских областях и даже на Печоре, Инд/Индус, Сура, Кама, Шива, Рама и многие другие? Арийские гидронимы Русского севера -1 Исход населения от надвигающегося похолодания стал предметов гимнов Ригведы ариев, которые донесли их в устном виде до Индии. И если такой исход был в реальности, то следы его должны были сохраниться на пути миграции гиперборейских скитальцев, многие из которых уверенно оседали на своем долгом транзитном пути, оставляя названия рек и озер, посвященные своим многочисленным богам. И, возможно, не одно тысячелетие продолжали жить на этом пути, продолжали поклоняться богам и предкам, храня их родовые имена в названиях водных объектов. И часть их, возможно, осела на Русской равнине как предки рода русов…. Только не укладывается вся эта история в строгие рамки современной официальной науки, больше похожие на тиски. А пока некоторые факты. Как ни крути, но именно факты – этот источник научной жизни. Например, удивительные факты о северном заемледелии и выращивании там пшеницы. Так, в «Описании Архангельской губернии» (СПб., 1857 г.) известный статистик XIX века Иван Федорович Штукенберг указывал, что «Несмотря на скудную растительность Канинской земли, на границах ее в небольшом количестве встречается дикая рожь». При этом полуостров Канин находится в основном за Полярным кругом, и сегодня, конечно, слабо освоен человеком. Оказалось также, что у Онежского озера была найдена самая скороспелая в мире пшеница. В 1912 году скороспелый вид пшеницы был обнаружен и в окрестностях г. Вельска в Архангельской обл. Вопрос в том, кто ее там мог выводить и откуда она там появилась? В книге С.А. Приклонского «Народная жизнь Севера»: приведена степень урожайности в Олонецком крае (Карелия и Вологодская обл.) в обычные годы: 1869 г. – 4,8; 1871 г. – 4,7; 1872 г. – 3,4; 1873 г. – 5,5; 1874 г. – 4,7; 1875 г. – 5-сам. Эти показатели оказываются значительно выше, чем в средней полосе России, где норма – 3-4 сам. Получается, что на севере, в Карелии, земледельцы добивались более крупного урожая, чем в Черноземье. Это первый факт. Впрочем, хорошо известно, что за последние два тысячелетия рожь, горох, лен и тем более пшеница здесь не выращивались. По утверждениям русских исследователей самоеды, пришедшие сюда позже, представления о ржи, льне и пшенице не имели. Как на севере Руси значительно раньше начала эры могла появиться скороспелая пшеница, дикорастущая рожь, горох и лен? Выращивание пшеницы, даже в северных регионах – не является ли это наследием Севера со времен Гипербореи и очередной русской загадкой? Видимо, ближайшая к Арктиде территория, в наибольшей мере сохранила земледельчество. И именно здесь русские оказались стойкими хранителями земледельческой Гиперборейской традиции. К слову, Дарвин считал, что пшеница и злаки вообще происходят от уже исчезнувших видов, неизвестных сегодняшней науке и человечество возделывает «хлебные злаки с очень древних времен». Но начала пшеницы потеряны, потому что утрачен целый полярный континент, где бытовала, видимо, древнейшая развитая земледельческая цивилизация. Арийские гидронимы Русского севера -2 Возникшие очень поздно на мировой арене Штаты или Канада, были заняты осваиванием и завоеванием не только собственных территорий, и мысли об Арктике допустить еще не могли. Хотя, со временем, и они что-то почувствовали, и как всегда не смогли не позариться на чужое. Это я об их «озабоченности» активной деятельностью современной России на своей исконной северной территории, осваивающей ее по праву старшинства. К слову, русский философ Н.Ф. Федоров в работе «Северная будущность России» даже высказывал идею о перенесении русской столицы на Север, на полуостров Рыбачий. «…Столица, перенесенная на перешеек между Мотовскою губой и Варангским заливом, имея передовой пост на мысу 70° с. ш., получит многообразное значение: заменит С.-Петербург, освободит Россию от западного влияния…. Как есть полюсы геометрические, магнитные, термические, так будет полюс социальный — полярная столица». Как отметил А. Тулупов, «Интуиция мыслителя близка к сакральной точке северной расы 72° с. ш., и это самый символический знак, здесь та самая земля, где полярная ночь длится 40 дней от дня Сварога (14 ноября) до рождества Коляды-Ярилы (православный Филиппов пост) и 40 дней после, до начала Масленицы». Сорок дней полярной ночи можно наблюдать только примерно у 72° с.ш., по линии Кольский полуостров – Ямал (ведийский Яма) – Обская губа. «Здесь по полугодиям встает златокудрое солнце. И наполняет словами мир, именуемый Суварна» (Махабхарата). К слову, на санскрите /suvar;a/ – золото, богатство, золотистый. И вполне созвучно слову «север». Удивительная мифология гимнов Ригведы индусов и Авесты иранцев направляла исследователей в далекое русское Заполярье. Озера Ганг- Между Ладогой и Онегой Подробнейшие описания Арктики в индийских Ведах, древнейших литературных памятниках человечества, увидел санскритолог и историк Бал Гангадхар Тилак (1856 – 1920). Также и литовский историк А. Сейбутис писал, что «Веды были сочинены далеко на севере». И вот здесь, совпадение это или нет, но цифра 72° северной широты это примерные координаты места создания Вед – 78,2° с.ш. – число было получено Бал Тилаком из описания движения небесных тел в Ведах . Получается, что имена ведийских богов, запечатленные в гидронимах Русского севера, свидетельствуют, что Веды звучали на Русском севере и 5, и, возможно, 10 тысяч лет назад из уст волхвов (брахманов). Об этом я писал ранее в статье: https://zen.yandex.ru/media/bonorus/61c842a0823863352bdfb39a Предполагается, что десять мандал (книг) самой древней из Вед – Ригведы – были написаны во III – II тыс. до н э. уже в Индии. Но сколько тысячелетий до этого они передавались из уст в уста брахманами, которые получали истину Вед от богов, и заучивали все тексты наизусть, остается только догадываться. К слову, я уже приводил ранее мнение Ю. Петухова об идентичности понятий "брахм-ан" и "волхв". Конечно, вопрос сохранности до сего дня таких уникальных для русского уха названий прионежских озер как Ганг-озеро, Шивад-озеро, озеро и река Кама в Карелии, Сурья и других, не может не вызвать удивления. Такое возможно только при условии сохранности и непрерывности обитания носителей этого удивительного языка древней протоарийской общности на Русской равнине. Что касается земледелия на севере, то и оно велось, видимо, исключительно больше из принципа важности самого факта выращивания пшеницы, чем с целью пропитания. «Однако очень небольшие размеры ее посева были, видимо, закреплены традицией»Лейт. Также известный русский агроном П. Рычков в «Письме о земледельстве», 1758 г. писал: «Сие обыкновенние есть самое древнее». Земледелие служило главной основой благосостояния крестьян в Олонецком крае. Весь быт здешнего крестьянина основывался на хлебопашестве, а помыслы были направлены на расширение земледельческой деятельности. Так, статистические данные показывали, что сельское население Олонецкой губернии жило по большей части от земледелием, а к промыслам прибегало только из нужды. Это при том, что земледелие будто бы на Севере ничего, кроме убытка, принести не могло (из книги «Народная жизнь Севера» (1884 г.)). Север – это не только хлеб, кокошник, русская северная печь, баня, и «о» на севере, но, прежде всего, сам язык. Он свидетельствует, что северная Русь не поздняя славянская производная, а напротив – начальная точка отсчета всех славянских ветвей на юг и на запад. К слову, именно русский северный кокошник повторяет головной женский убор этрусков. Насколько культура этрусков созвучна северной традиции – это, конечно, вопрос. Хотя генетические исследования пока убедительных данных такой связи не показали. Возможно, это только вопрос времени. Но достаточно убедительны отмеченные С. Жарниковой и Н. Гусевой факты того, что наибольшее количество и глубина взаимных связей между санскритом и славянскими языками присутствуют именно среди севернорусских диалектов. Впрочем, замечательно то, что и видные русские ученые А.А. Шахматов и советский этнограф Д.К. Зеленин уверенно разделяли восточнославянскую народность не на три, а на четыре народа – белорусов, украинцев, северных и южных русских. А что говорить о замечании советского лингивиста В.И. Абаева, занимающегося скифской проблематикой, что «выявлено немало случаев, когда аланский (осетинский) смыкается именно с севернорусскими (онежскими, архангельскими) говорами, минуя южнорусские». А чем, как не самым убедительным доказательством древности языка северных русов может быть такая лингвистическая деталь, как «вторая палатализация» индоевропейских языков. То есть, как полагают лингвисты, когда-то, очень давно, когда еще славянская группа языков не отделилась от праязыка, прошло замещение начального «к» на «с, ц». Это была так называемая очень известная западным лингвистам «сатемизация» изначального «индоевропейского» палатального «k». Я уже писал, (см. статью https://dzen.ru/a/ZH9bZs8nY3oNljNS), что в обнаруженной древненовгородской бересте академик А. Зализняк, открыл нетронутую «к» в древненовгородском слове «келы», где после палатализации звучало бы «целый». Другие примеры – древненовгородские Kьркy "церковь", К;на "цена". Есть смысл обратить в таком случае еще на одно слово, которое сохранилось в русском языке, возможно, еще со времен древненовгородского языка русов – это слово Коло – круг, солнце. После второй палатализации, которая особенно коснулась, казалось бы, «древней» латыни, оно получило вид sol (соль). Также в литовском и латышском имеем saul;, saule, что означает что и эти языки коснулась славянская вторая палатализация. Получается, в этом ряду древненовгородский диалект русов – единственный. Так или иначе, по заключению академика, отсутствие второй палатализации в древнем новгородском диалекте – «это была решающая новость». Она состояла в том, что «древненовгородский язык сохранил безумную древность, которая во всех остальных славянских языках была утрачена». До этого открытия никто не мог даже предположить, что где-то сохранился лингвистический уголок, не затронутый второй палатализацией. Но им оказался древненовгородский диалект. Дальнейшая изучение грамот показало, что вторая палатализация отсутствует во всех случаях в древненовгородском материале берестяных грамот. Таким образом, если ранее считалось, что вторая палатализация прошла до разделения праславянского языка на отдельные языки и вторая палатализация происходила еще в праславянском, то теперь эту точку зрения пришлось изменить. И признать, что древненовгородская ветвь древнерусского мира уже с древнейших времен отличалась от остальной части древнерусской области. Тем самым, стало ясно, что древненовгородская ветвь древнерусского мира уже с древнейших времен отличалась от остальной его части еще задолго до прихода туда славянских племен с юга и запада. По словам академика «пра-древненовгородский язык отделился от остальных славянских раньше прочих и раньше, чем произошла вторая палатализация в остальном славянском мире». Таким образом, очевидно, что прадревненовгородцы-русы с «безумно древним языком» изначально оставались на ближайшем к архаичной территории месте, остальные же славяне отделялись и уходили на юг и запад, получая сатемизацию. То есть речь можно вести о том, что консервация языка русов древнейшей Новгородчины свидетельствует, о подлинном существовании языка русов, предшественнике не только будущих славянских языков, но, тем более, латыни, греческого и производных от них. И протоновгородский диалект отличался от славянских диалектов заметным сближением с праязыком Впрочем, простодушный летописец Нестор без сомнений в своей летописи отделяет «словене и русь» и свидетельствует, что в его времена финны называли Ладожское озеро «Русским морем». К слову, славянские племена поляне, кривичи, вятичи, древляне, радимичи себя «русью» не называли. Так что, «Русь» это, скорее, что-то «северное», пришедшее из-за Русского моря. В какой-то мере, генетика с помощью Y-хромосомной гаплогруппы пытается дать исследователям, положившим много труда для поиска исторической истины, некий уникальный вспомогательный инструмент. Только сама эта истина – чем больше проходит времени, тем больше ускользает от прямого контакта с человеком. Собрать бы только воедино хотя бы то, что уже известно о Русском севере. Какую-то информацию дает, например, культура гребенчатой керамики, которая в наибольшей степени охватывает как южный берег Балтии, так и северо-запад России. В ней обнаруживаются древние R1a-M459-YP1272 на территории Эстонии с датировкой примерно 5,9-3,3 тыс. лет назад. И что еще интереснее R1a-M459 у Онежского озера с датировкой 7-7,5 тыс. лет назад. Все – в культуре гребенчатой керамики датированной временем 7-4 тысячи лет назад. Несколько отдельно стоит образец R1a-M459-*YP1306 на юге Архангельской области с датировкой 11,5 тыс. лет назад. Там археологи классифицировали отдельную более древнюю культуру Веретьё. Почему приходится обращать внимание на эту гаплогруппу? Все просто. Именно с нею связывают будущих носителей индоевропейского или арийского языка, первыми из которых могли выделиться уже около 5 тысяч лет назад наряду с русами и арии. И если арии распрощавшись с родней, и оставив ей свои арийские гидронимы отправились на юг и восток, то русы, следуя земледельческой оседлой традиции так и остались на своих северных землях Руси. Кроме того, от Бала Тилака, индийского ученого, знатока Вед, читавшего их на языке брахманов, мы узнали, что полярные предки русов, а значит и ариев, затем уже индоевропейцев, обитали почти у северного полюса. Датой этого события определен интервал в 60-30 тысяч лет назад. По крайней мере, этот период межледниковья вполне был пригоден для райского их проживания. Отголоски земного рая на далеком севере дошли до нас от греков, наводнивших рай своими многочисленными Гиперборейскими богами, обитавшими на Олимпе. Обитавшие в те времена люди были выжившими после мировой катастрофы 65 000 лет назад. Но в межледниковье, от 60 до 30 тысячелетий назад, население очевидно преумножились. Последующее катастрофическое похолодание, послужившее начало последнему ледниковому периоду Европы, привело в движение огромное количество человеческих масс. И хлынули они туда, где теплее, на юг. Они понесли также язык и религиозные представления своего народа. Это были еще не арьи, а их предки, скажем, «аркты». Уходили с севера они несколькими потоками. Об этом можно судить по сохранившемуся большому числу индо-арийских гидронимов в Карелии, на Северном Приуралье (Печора), в Зауралье, спускающихся неуклонно в южном направлении. Русский Север не очень гостеприимен по климату, но история его рассказывает о временах, когда там было тепло, и там жили предки как современных русских людей, так и многочисленных, разошедшихся по Евразии арийских племен, которых ученые позже назвали индоевропейцами. Это – важная часть истории современной России, о которой мы, впрочем, пока знаем не так много. Всех благодарю! Подписывайтесь, сомневайтесь, возражайте, и ставьте лайки! С уважением, Борис Новицкий Лейт Л. В. Милов. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. Российская политическая энциклопедия. 2006 © Copyright: Любомирская Лидия, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|