Благовещенье

Любомирская Лидия: литературный дневник

Если от 7 апреля отнять 13 дней - разницу в григорианском и юлианском календарях, то и получится, что Благовещение это и есть празднование весеннего равноденствия с 24 на 25 марта. Тот же ВеликДень (день длиннее ночи становится) и Ярилин день, Зимобор, Комоедица.
24-25 марта Ярила Красный, открытие Сварги - птицы летят, а 24 апреля - Ярила Вешний, Егорий - Отмыкание Земли.


***
История и суть Благовещения
Благовещение – один из самых значимых праздников древних славян. Он носил название «Открытие Сварги» или «Заклинание Весны». Этот праздник приходится на одну из точек солнечного цикла – весеннее равноденствие. Правильная дата по григорианскому календарю 25 марта, а по юлианскому со смещением в 13 дней – 7 апреля.


У древних славян праздники обычно связывали с природными явлениями и отмечали несколько дней. Благовещение совпадало с весенним равноденствием и приходилось на последнюю декаду марта.


В Благовещение земля начинала просыпаться от зимнего сна. Жизнь становилась более активной.


По славянским поверьям в этот праздник начинала двигаться вода, и окончательно уходила зима. Медведи выходили из зимней спячки, прилетали птицы и приносили БЛАГУЮ ВЕСЕННЮЮ ВЕСТЬ, земля выпускала на поверхность змей, лягушек, мышей.


Славяне в этот день праздновали окончательную победу над тьмой, открывались врата Сварги – небесного рая. Сварга – божественный дом, рай. По легенде в Сваргу души переносились на жаворонках.


Когда врата Сварги открывались, на землю спускалась светлая богиня Жива-Весна. Она являлась олицетворением жизни, весны, любви, молодости, расцвета природы. Ее изображали в облике юной девушки с плодами, еще одним ее представлением была кукушка. В день Благовещения Жива воскрешала природу, возвращала людям радость. Там, где она пролетала, земли становились плодородными.
https://lemzspb.ru/prazdnik-provodov-vesny-u-slavyan/


***
У всех славянских народов с Благовещеньем связывается прилет птиц из Ирия:
В этот день встречали аистов, пекли лепешки в виде лапы аиста, дети выносили их во двор, подбрасывали и кликали аиста: «Бусню, бусню, на тебе галепу, дай мне жита копу!», затем их раздавали всем членам семьи или только детям, иногда подбрасывали в гнездо аистам (Полесье).
У южных славян и на Карпатах Благовещенье считается днем прилета или начала кукования кукушки, возвещающего весну.
У русских на Благовещенье выпускали птиц на волю, «чтобы они пели во славу божию» и принесли счастье тому, кто их освободил.
Благовещенье, подобно Рождеству, предвещает и магически предопределяет весь грядущий год.
Ко дню Благовещенья приурочены многие обряды встречи весны. В Белоруссии молодежь забиралась на возвышенные места, на крыши бань, гумен, на поленницы дров и «гукала весну», иногда одновременно жгли костры — «палили зиму» или «грели весну».
С Благовещеньем у восточных славян начинается пахота, ибо «Бог благословил землю на сеянье». Часто в этот день ходят к пчелам.
К Благовещенью приурочены очистительные обряды, цель которых — отогнать и отпугнуть вылезшую из земли нечисть — гадов, насекомых, нечистую силу, болезни.
К очистительным обрядам относятся также
умывание в источнике или реке на рассвете на Благовещенье — сербы,
побелка дома — украинцы, белорусы,
мытье хлебной дежи — Полесье и др.
Благовещенские костры считались защитой от болезней, сглаза и нечистой силы. Русские жгли соломенные постели, старые лапти, прыгали через огонь и окуривали одежду. Чтобы предохранить скот от эпидемий, сербы на Благовещенье прогоняли его меж двух костров; в канун Благовещенья в полночь гасили в очагах огонь и добывали «живой огонь».
http://www.symbolarium.ru/index.php/Благовещенье,_праздник


***
Этот праздник имеет глубокие ведические корни, он по всем признакам был у древних славян значимым праздником почитания возрожденного весеннего солнца, Земли-матушки, всей природы. На Благовещение закликали весну, начинали веснянки обрядовым хороводом.
На Благовещение девушки искали пролески, настаивали их в ключевой воде и умывались «на красу».
В народном календаре Благовещение – большой праздник, который почитался славянами и почитается ныне в первую очередь потому, что он выпадает на весеннее равноденствие- 25 марта по григорианскому календарю, по юлианскому с разницей в 13 дней - 7 апреля. О значимости этого праздника свидетельствует поверье: «На Благовещение даже птица гнездо не вьет». Никто не работает, всякая работа запрещена, все живое тянется к солнцу, приветствует весну, возрождение природы.


На Благовещение прилетают из вырея (Ирий, рай) аисты, приносят весточку о весне. По поверьям, на Благовещение нельзя идти в лес, ибо открывается земля, выпуская после зимнего сна гадов, а еще прилетают птицы, просыпаются насекомые, выходит из берлоги медведь.


Пахали землю до Благовещения, а на Благовещенской неделе пахали вдовам. «На 12-й неделе или на той, когда Благовещение – вдовий плуг, а хозяин уже напахался» (М. Максимович). Лишь после этого праздника начинали другие полевые работы. Корм для свиней запасали до Благовещения, от Благовещения уже природа должна давать корм: «От Благовещения свинью хоть на лубке вывези – и не сдохнет» (М. Максимович).
https://history.wikireading.ru/406842


***
Есть давняя русская традиция — на праздник выпускать птиц в небо. Благовещенье - птичий праздник. Перелётные птицы, прилетая в это время, приносят благую солнечную весть о весне и о том, что день становится длиннее ночи.
На Руси вообще Благовещение сродни Масленице. И для того, чтобы народ не устраивал шумных гуляний, на это время был введён пост.
Дело в том, что в древности славяне 25 марта - по григорианскому календарю, по юлианскому календарю это 7 апреля, отмечали день весеннего равноденствия — уход Зимы и рождение Весны.
Народные традиции Благовещения действительно схожи с масленичными. Например, в деревнях в этот день избавлялись от всего старого. Ветошь складывали в кучу, а затем сжигали — как чучело Зимы. Также зазывали Весну: произносили особые заклинания. В Смоленской и Тверской областях, в Белоруссии это называли гуканьем.
У родителей испрашивали "добро на песню". (народные праздники и традиции искоренялись и были под запретом - потому и накладывался пост на это время ), В Великий пост действует строгий запрет на пение вне храма, поэтому нужно было получить одобрение общины. Что интересно, старшие не могли отказать.
Крестьяне трепетно относились к старинным обычаям. Например, жительница одного из русских сел всерьез уверяла: "без благовещенских песен время остановится, будет очень плохо", — говорит Д. На Благовещение пекли специальные круглые булочки — бабашки. Ими кормили скот. Считалось, что это помогает с приплодом. Особое внимание в этот день уделяли земле. "Бог в конце сентября "запирает землю на замок". А на на Благовещенье — отпирает. Пахать раньше времени было нельзя", — рассказывает фольклорист.
Простые люди, по ее словам, очень ждали праздника - наступила весна, растаял снег — пришла пора сельскохозяйственных работ. Для крестьян, которые всецело зависели от земли, более благой вести и быть не могло.
https://ria.ru/20220407/blagoveschenie-1782137180....


***
Поздравляю всех славян с Весной и Новой Годиной!
На Руси третьи заклички весны проводили после дня сожжения чучела Морены. Силы зимы окончательно изгонялись, после изгнания совершали очищение и уже окончательно приглашали Весну на свою землю и в свои сердца. Третьи заклички весны проводили 25 марта (по григорианскому календарю, по юлианскому календарю с разницей в 13 дней 7 апреля) в день Благовещенья. Считали, что с этого дня весна окончательно вступала в свои права. «На Благовещенье весна зиму поборола» говорили в народе. В славянской и индоевропейской традиции в этот день также почитали многих богинь земли и плодородия. У славян почитали Матерь-Ладу. В этот день славяне издревле по обычаю выпускали на волю из клеток птиц. «Благовещенье— птиц на волю отпущенье» ( В. Даль). ... Девушки собирали складчину, чтобы выкупить несколько клеток и выпустить с песнями-просьбами птичек на волю. Это была бескровная жертва матери-природе, Матери-Ладе. Выпущенные птицы, по поверью, обязательно расскажут светлой богине о тех добрых людях, которые выпустили их на волю и обязательно походатайствуют за них. Ведь птицы всегда почитались божьими посланцами, посредниками между небесами и людьми.
....Священная птица Лады - ласточка. Весной она вылетает из Ирия и спешит в здешний мир. Ее возвращение очень ждали и праздновали ее появление. Считалось, где она поселится, тому дому будет счастье. В эти дни в Малороссии и Болгарии дети ходили по домам, носили с собой деревянную ласточку и славили весну. Ранний прилет ласточки предвещал счастливый урожайный год.
На Благовещение и на следующий день не занимались никакими мирскими делами. «В Благовещенский день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». На все домашние работы накладывался строгий запрет: нельзя было прясть, подметать пол. В этот день «под дымом не сидят», то есть не готовили горячего и выходили спать в сени. Лада – хранительница семейного лада, покровительница домашнего очага. Печка-матушка ее символ. Поэтому в день великой богини, своеобразным почитанием окружали и ее атрибуты. Поэтому печь не трогали, не беспокоили в этот день, как ее символическое воплощение.
https://goo.su/4vrR


***
Благовещение
В русском фольклоре образ Богородицы сближается с мифологическим образом Матери-земли. Именно с Благовещения начиналась пахота. Бог как бы благословил землю на сеянье. Считалось, что до Благовещения земля беременна, и потому нельзя ее копать и городить заборы. День Благовещения — день начала весны, день «открытия земли», пробуждения ее ото сна, выхода из земли змей, лягушек, насекомых, пора прилета птиц, пробуждения пчел, медведей. Весна зиму поборола.
Чтобы отпугнуть нечисть, на Благовещение совершались очистительные обряды. Главное — благовещенские костры. Поджигают мусор, тряпки, солому, старую обувь. Окуривают дымом одежду от зимы, болезни, злых чар. Пожилые женщины пережигали в печи в этот день соль. Полагали, что эта соль помогала от разных болезней.
Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений: если они портятся, то посыпают их этой золою. Во многих местах в этот день «закликали» весну — разжигали костры, водили вокруг них хороводы, пели веснянки — короткие песенки по 10-12 строк. Считалось, что весну приносят с собой птицы. Они прилетают с ключами, замыкают зиму и отпирают весну.
Вечером перед Благовещением приходили в подпол с кочаном капусты. Для этого брали первый срезанный осенью кочан и прятали его. На следующий день пристальнейшим образом изучали его. Считалось, что семя такого кочана не убьет никакой мороз. Благовещенскую капусту мороз не бьет.
https://goo.su/4vrN


***
Другие названия
рус. Зимобор, Заклинание Весны, Третья встреча весны, Весна, Праздник большого дня, Благовещенье; белор. Гуканьне Вясны, Свята вясны, Дабравешчанне; болг. и макед. Благовец, Благоец; болг. Благовести.
Болгары, живущие в Банате (зап. Румыния), называют Благовещение — Лушканица — от глагола лушкам «качать», из-за местного обычая качаться в этот день на качелях. Там же день Благовещения — Нави;щень, то есть день навий, посвященный умершим предкам (навии — духи предков), или Куковден «день кукушки», то есть день первого весеннего кукования кукушки.
Название «Благовещение» значит - «добрая, благая весть».
Значение праздника
Праздник Благовещения занимает в годовом праздничном цикле особое место. Он оказывается одной из четырёх ключевых точек года: Рождество (Коляда) — Благовещение — Купала — Воздвиженье и знаменует начало летнего полугодия, пробуждение земли от зимнего сна. В этот день, по народным верованиям, выходят из земли все укрывшиеся на зиму обитатели, все гады земные — змеи, лягушки, насекомые и т. п., а «щука хвостом лёд разбивает». Все они должны будут снова скрыться на Воздвижение.
По полесским поверьям на Благовещенье солнце на восходе «играет», то есть переливается разными цветами; сербы считали, что в этот день, как и под Рождество, животные говорят на своем языке.
Считалось, что на Благовещенье прилетают птицы из вирия (Ирий, рай) и приносят с собою ключи от неба. Праздник Благовещения воспринимался как начало весны: в этот день прилетали первые птицы, начиналась пахота и сев зелени; жители польского Поморья и белорусы приписывали этому дню начало движения вод и уход зимы.
https://goo.su/4VRN





Другие статьи в литературном дневнике: