Гуси-лебеди - вестники и служители богов славянскиhttps://slawa.su/bogi/2882-gusi-lebedi.html Во многих народных сказках древнейший помощник человека - птица. Наши предки Славяне поклонялись Небесным птицам и говорили, что после смерти душа человека превращается в такую птицу или улетает на ней в другое царство (иной мир) - Ирий Небесный. У многих славянских богов есть свои крылатые помощники: у Рода - белый сокол (покровитель Руси), у Перуна - орёл (покровитель витязей), у Макоши - уточка (покровительница семейного очага и благополучия), у Велеса - вещая птица Гамаюн. В русских народных сказках часто говорится о Лебединых девах - существах особой красоты, обитательницах земных вод и небес. Их называют вещими, потому что они обладают даром предвидения, даром целительства, мудростью и добротой. Это они подарили людям сладкозвучные гусли. Любят танцевать на воде и на берегу, легко поднимаются в воздух, исчезая в его струях. Они могут управлять стихиями Воздуха и Воды, общаться с другими стихиями Природы. Олицетворяют собой белые летние облака. Раньше люди умели разговаривать с ними, называли их крылатыми или Небесными Берегинями, даже обращались к ним с просьбами: укрыть от зноя в жару, оросить землю дождём, спрятать от врага, помочь преодолеть препятствия. Чаще всего в сказках Лебединые девы помогают людям советами, если те умеют их спросить. Служат кому-либо только по своей доброй воле. Но если украсть перья у крылатой девы, она останется на земле, и будет помогать укравшему их человеку. Но земная жизнь делает её несчастной, так как рождена она для полёта небесного. До сих пор белая птица - образ мира на земле, образ чистой человеческой Души, образ чистой Любви и Верности. Перелетающие с дерева на дерево обитательницы прибрежных земных вод - Русалки-Вилы - родственницы небесным Лебединым девам. Они дружат с ними и водят общие летние хороводы. «Эти Лебеди в то лето и гнезда себе не вили, всё около Василия старались. Мало что от воеводы ухранили да речные дороги показали, они ещё открыли ему всё здешнее богатство. Поднимет Лебедь правое крыло, как покажет на горку какую или ложок, поглядит Василий на то место и увидит: где какая руда лежит, где золото да каменья. Поднимет Лебедь левое крыло, и Василию весь лес на берегу на многие верста откроется: где какой зверь живёт, где какая птица гнездится. При таких Лебедях, понятно, об еде да питье Василию и заботы не было. Подведут Лебеди лодочку к какому-нибудь крутику, похлопают крыльями, и откроется в том крутике ходок, как проточка малая. Заведут Лебеди лодку в эту проточку, а там как пещера выкопана, и в ней поесть и попить приготовлено... «Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках». Бдительность, болтливость, любовь, счастье в браке, верность. Все это символизирует гусь. Знак свободы, просвещенности и,благодаря сезонным перелетам, символ осени и весны. Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, и они, в сущности, взаимозаменяемы, особенно в кельтской традиции. Гусь был атрибутом солнечного бога Аполлона, Афродиты, Гермеса. Бог любви Эрот летал верхом на гусе, а Приапа постоянно сопровождали священные гуси. Гусь также был спутником Ареса, который считался не только богом войны, но и страстной любви, плодовитости. Египтяне почитали гуся как священную солнечную птицу, участвовавшую в создании всего сущего, называя его Великий Клекочущий или Великий Гоготун. Гусь снес космическое яйцо, из которого вылупился бог солнца Ра, По другой версии, сам гусь вылупился из огромного солнечного яйца и создал Вселенную. Гусь также олицетворял душу фараона, а когда новый властитель восходил на престол, четыре гуся выпускались по разным сторонам света, чтобы возвестить всему миру об этом событии. В день зимнего солнцестояния гусей приносили в жертву. Гусь в данном случае символизировал солнце, которое с каждым днем будет светить все дольше и дольше, возрождаясь к новой жизни. Гусь был священным атрибутом богов Амона, Озириса, Геба и Тота, а также богини Изиды. © Copyright: Любомирская Лидия, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|