Зелёные Святки - Русалии, Ярило Мокрый, Троян

Любомирская Лидия: литературный дневник

"22 мая (или 4 июня по другому календарю) Ярило Мокрый, Сильный (Ярила в Силе), Троян, Трибогов день - посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем - Чернобогом. Также это и Троян Пострига - на Трояна производили посвящение мальчиков в воины, поминали предков. Роса утром этого дня считается целебной. Считалось, что сильные росы на хороший урожай. И согласно приметам в этот день часто бывают дожди, но это не останавливает устроить хороший праздник прощания с весной и встречу с летом. В этот день в народе развивают берёзки, бросают венки в воду; если тонет венок - к несчастью, плавает - к добру. День-синитель, васильковый повелитель. Все весенние цветы расцветают. Не сеяли, не пахали - этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились. А примерно около этого времени в огородах садят и сеют: огурцы, редьку, свеклу, морковь, разных родов капусту, тыкву, репу, лук, чеснок и картошку. По народным приметам после дня Ярилы обычно устанавливается тёплая погода дней на семь. В пору двоеверия на Руси отмечали о сию пору Троицу и Духов день - (Пятидесятницу). Позже Троицу стали рассчитывать по-другому." Сведения из инета.



СЕМИК, ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) — (с 13/26 травеня/мая по 22 мая/2 кресеня/июня)
— череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому (см. далее), чародейная седмица посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов — русалок-берегинь. Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина — Жена Лада. О сию же пору провожают Кострому — Ярилину сестру, макая Её чучело в воду, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалок и рубахи-долгорукавки без оберегов.


...четверг на Русальной неделе именовался Семиком или Русалкиным (Русальим) днём. В народе говорили: «На Русальной неделе купаться опасно — русалки защекочут». В Семик девушки ходили в лес — «кумиться», при этом завивали венки на берёзках, через которые затем целовались, сопровождая всё действо соответствующими обрядовыми песнями. Семицкая суббота называлась Кличальным днём, когда совершались особливые обряды проводов русалок и «усмирения» Водяного. О сию пору девы сплетали из трав чучело Костромы, а затем, кружась в танце, разрывали и размётывали его по полю.
Обычно чучело Костромы плетут из травы и украшают цветами.


Зелёные Святки (Вторые Русалии) — чародейная седмица, предшествующая Яриле Мокрому (см. далее). О сию пору Русалки-Водяницы выходят из водоёмов — водят по берегам рек да озёр навьи хороводы (противосолонь), качаются на ветвях деревьев, словно на качелях, а тако же — любят подшутить над незадачливыми поздними путниками, когда застают их врасплох. В это время встречи с Русалками могут быть довольно опасными для живых (живущих в Яви) людей. Чем-то приглянувшегося ей человека Русалка может защекотать до полусмерти и увлечь за собой под воду, если при нём не окажется никаких оберегов — Солнечных знаков, а сама жизнь его не отличалась особой праведностью... Дабы оберечься от Русалок, рекут слова:


РУСАЛКА-СЕСТРИЦА КРАСНАЯ ДЕВИЦА ВЕЛЕСОВА СОСЕДУШКА НЕ ЗАГУБИ МОЕЙ ДУШКИ НЕ ДАЙ УДАВИТЬСЯ А ДАЙ ДОМОЙ ВОЗВРАТИТЬСЯ НА СЕМ ТЕБЕ КЛАНЯЮСЬ СЛОВО МОЕ ТВЕРДО ОГНЕМ НЕ ОПАЛИМО ВОДОЮ НЕ РАЗМОВИМО НИКЕМ НЕ ПРЕОДОЛИМО! ГОЙ!


В самом начале Русальской седмицы ходят красны девицы в лес — завивать венки на берёзах:


НЕ РАДУЙТЕСЬ ДУБЫ НЕ РАДУЙТЕСЬ ЗЕЛЕНЫ НЕ К ВАМ ДЕВИЦЫ ИДУТ НЕ К ВАМ ИДУТ КРАСНЫЕ НЕ ВАМ ПИРОГИ НЕСУТ ЛЕПЕШКИ ЯИЧНИЦЫ! РАДУЙТЕСЬ БЕРЕЗЫ РАДУЙТЕСЬ ЗЕЛЕНЫ К ВАМ ДЕВИЦЫ ИДУТ К ВАМ ИДУТ КРАСНЫЕ ВАМ ПИРОГИ НЕСУТ ЛЕПЕШКИ ЯИЧНИЦЫ! ГОЙ!


Свивая берёзовые ветви, заплетают девицы венки, украшают их алыми ленточками. Целуются через венки — «кумятся» друг с другом, обмениваясь нательными оберегами, поют:


ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК ЗАПЛЕТАЙСЯ БЕРЕЗОНЬКА! ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК ЗАПЛЕТАЙСЯ КУДРЯВАЯ! ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК МЫ ПОКУМИМСЯ КУМУШКА! ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК ПОЦЕЛУЕМСЯ ГОЛУБУШКА! ГОЙ!


В течение всей Русальской седмицы венки остаются на берёзах нетронутыми:


СТОИТ МОЙ ВЕНОЧЕК ВСЮ НЕДЕЛЬКУ ЗЕЛЕН А Я МОЛОДЕШЕНЬКА ВЕСЬ ГОД ВЕСЕЛЕШЕНЬКА! ГОЙ!


В конце же седмицы — ходят расплетать венки:


УЖ ТЫ РАДУЙСЯ ДУБНИК-КЛЕННИК НЕ РАДУЙСЯ БЕЛА БЕРЕЗОНЬКА МЫ ИДЕМ ТЕБЯ РАЗВИВАТИ КРАСНУ ЛЕНТОЧКУ РАСПЛЕТАТИ! ГОЙ!


Ближе к сумеркам всем миром творится обряд проводов Русалок: деву, обряжённую Русалкой, с великим шумом «провожают» за пределы селения — к реке, после чего старики расходятся по домам, а молодёжь продолжает игру-мистерию. Делятся на две ватаги: юноши — отдельно, девицы — отдельно. Последние уходят в поле, где, облачившись в безобережные длиннорукавки и сняв пояса (а то и всю одежду вовсе), но одев легкие личины из бересты, окручиваются-оборачиваются в «Русалок», кружась, как на Первые Русалии, «Русалки» размётывают по полю заранее сплетённое из соломы и трав чучелко Костромы (прежде, чем разметать по полю, Кострому носят к реке и мочат в воде — посвящают Леле и Русалкам), что должно в будущем обеспечить урожайность поля.


Сие же деется и иначе. Девицы встают в хоровод, выбирая промеж себя одну, коей выпало представлять Кострому — находиться на протяжении всего действа рядом с Её чучелком посередь круга и отвечать за Неё на обрядные вопросы. Хоровод поёт припевку:


КОСТРОМА! КОСТРОМА! ГОСУДАРЫНЯ МОЯ КОСТРОМА! У КОСТРОМУШКИ КИСЕЛЬ С МОЛОКОМ У КОСТРОМУШКИ БЛИНЫ С ТВОРОГОМ! ГОЙ-МА! КОСТРОМА! СЛАВА!
.................
Через какое-то время юноши отправляются поодиночке на поиски «Русалок». «Русалки», встречая человека, загадывают ему какую-либо загадку, например: — Полынь или петрушка?
.................
Лишь в сём случае парень получает право отвести «Русалку» к очищающему Огню, в паре с ней перепрыгнуть через него, а затем поцеловать девицу в уста... На рассвете, когда окрута со всех «Русалок» уже снята, и они вернули себе свой человечий облик, девицы купаются в росах, смывая с себя все остатки навьих-ночных (кощных) чар...


Ведунья Лада Трава кукушкины слёзы в женском обряде кумления на Русальной седмице
Один из двух способов женского кумления на Русальной седмице (иначе называемой Зелёными Святками и предшествующей Яриле Мокрому, отмечаемому 3 кресеня/июня-месяца) известен как «крещение кукушки». Он состоит из следующих шагов: девушки изготовляют из травы «кукушку» (которая бывает очень разных видов), затем кумятся над ней (что и называется её «крещением»), затем кукушку хоронят и в некоторых местностях затем ещё и откапывают. Легко можно видеть, что в этом действе соединились два самостоятельных обряда: женское кумление и похороны чучела-кукушки с последующим воскрешением, которое явно соотносится с культом Божества растительности.


Обычай, связанный с кукушкой, распространён в довольно узком круге соседствующих областей: Калужской, Орловской, Курской, Костромской, Тульской, Брянской (и Томской), поэтому исследовательница В.К. Соколова называет его местным южнорусским. Для травы, используемой в обряде, есть условие: она должна быть рябая как кукушка. Почти всегда используют траву кукушкины слёзы (или просто кукушка), которая и названа так из-за коричневых крапинок, покрывающих листья. Что это за трава — кукушкины слёзы? Исследователи поясняют, что это ятрышник, orchis latifolia.


По волшебным свойствам это любовная трава, у неё раздвоенный корень, части которого соотносятся с мужем и женой.
................
Обряд крещения состоит в кумлении девушек над кукушкой. Собственно крестильных действий нигде в этнографических материалах не отмечено, напротив, крестины («кстины») и кукушка используются здесь ради оправдания кумления — ведь церковью признано кумление только при крещении ребёнкаМальвина. В некоторых случаях за кумлением следует вторая объёмная часть обряда — похороны кукушки. До погребения дело доходит довольно редко, обычно кумление является основным и главным действием. В.К. Соколова указывает, что из 17-ти наблюдаемых ею случаев лишь в 4-х крещение кукушки продолжилось похоронами. Хотя обычай похорон кукушки вполне самостоятелен по смыслу, он всегда так же называется «крестить кукушку».
Слава Роду! 2005.
КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода
https://angelvalentina.livejournal.com/267693.html
*
22 мая Ярило Мокрый, Троян, Трибогов день
В этот день происходит прощание с Ярилой – весенним Солнцем и славятся три летних Бога Сварожьего Триглава, сильных в Прави, Нави и Яви: Сварога, Перуна и Велеса. Считается, что Троян собрал в себе силу каждого из них и ежедневно стоит на страже Природы от нападения Чернобога. На Трояна производили посвящение мальчиков в воины, поминали предков и делали обереги от душ неприкаянных покойников, в том числе и опахивали целые деревни защитным, обережным кругом от злых навьих сил, а женщин и девушек очищали от морока перед свадебными обрядами и деторождением.
МЫ - СЛАВЯНЕ! Сергей Скориков
https://goo.su/5KFs
*
Ярило Мокрый, Троян
Постриги в воины — один из главных обрядов славян
Троян (Трибогов День) — праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвященный победе Бога Трояна над Черным Змеем. В сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить все Тремирье.


В сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.


В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух — будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня, как огня, боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.


После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей - посвящение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.


После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь.
https://www.calend.ru/holidays/0/0/1102/
*
По свидетельствам этнографов, в сей праздник также выбирался парень, изображавший Ярилу. Он возглавлял шествие, а пастухи играли на жалейках. В иных случаях — «коня» Ярилы изготавливали из связанных жердей, на кои сажался пастух с дудкой. Нередко в рамках этого праздника наряду с обычными кулачными боями устраивался и обрядовый поединок — «выборный» Ярило бился на кулаках с таким же «Ярилой» из соседней деревни.


Наряду с кульминацией Весенней Яри, праздник Ярилы Сильного является ещё и отображением того, что Вешняя Сила Ярилы начиная с этого дня идёт на убыль (и продолжается это вплоть до Купалы, когда проводятся «Похороны Ярилы», когда Юное Весеннее Солнце — Ярило — обращается в Зрелого Мужа — Трисветлого Даждьбога — Летнее Солнце). Символическим отображением этого процесса в народной обрядности является скатывание горящих колёс с Ярилиных Плешей.


В этот день было принято делать амулеты и обереги, охраняющие от различной нечисти, русалок и умерших не своей смертью. Считалось, что нечистая сила боится Трибогова дня и не выходит из своих убежищ, а в ночь, открывается Сыра-Земля и дает возможность посвященным заглянуть в свои тайны. Поэтому колдуны и знахари старались попасть в эту ночь в лес, в надежде обнаружить зарытые клады.


Знахари собирали в этот день росу на весь год, она считалась целебной.
https://therussiantimes.com/news/318059.html



Другие статьи в литературном дневнике: