Родоница и Живин день

Любомирская Лидия: литературный дневник

https://goo.su/5gJM
30 апреля Родоница - Ночь Костров - 1 мая Живин День.
Летень (славяне), Вальпургиева ночь (германцы), Бельтайн (кельты, англичане) - когда открываются границы между Мирами.
Родоница (Вешние Деды, Помин).
Этот день РОДОНИЦА назван в честь Рода, бога семьи и Вселенной. Почитание Духов-Предков, связанное с их перевоплощением в кругу сородичей, объединяло общину руссов. Свещеннодейства родительских дней и особо Родоницы, обеспечивали целостность Рода.
Род – Единый Бог Славян
Род - Родитель всего живого и сущего.
Он – Отец и Мать богов. Род участвует во всех порождениях, в том числе и людей. Род – Вселенная.


Род породил все что мы видимо вокруг. Он отделил мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого, духовного - Нави. Он отделил Правду от Кривды.
Род упоминает в летописях с главными божествами вместе с Рожаницами, сопровождавшими его женскими божествами. Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, который сородичи считали своими покровителями. Они так же имели и древнее наименования щур, дед.
Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем плодородия (кстати, именно отсюда идут слова приРода, плодоРодие, уРожай). Более того, в нем видят верховное божество, повелителя туч, творца жизни на Земле. А еще согласно верованиям славян именно Рода посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети.


Тридцатого апреля заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин.
В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите, милые деды...».


Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство.


С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чье яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра.


Еще до своего появления на свет каждый русс уже составлял неотъемлемое звено наследственной цепи. Смысл самого празднества Родоницы и заключался в соединении Духов-Предков с еще не родившимся (не воплотившимся) потомством. Именно тогда Род осознавал себя как единую нерасторжимую сущность. Преемственность связывала поколения в замкнутое Волшебное Кольцо.


Родоница знаменовала начало настоящего тепла. В ночь Родоницы разжигали большие костры и начинали празднование Живина дня (Заполночь начинается праздник — Живин День)
*
Живин День
Первого Мая (Травеня) славяне празднуют Живин день. Праздник был посвящен Живе (или Живице, что означает «дающая жизнь») - богине рождения и плодородия, дающей жизнь всем созданиям, жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Она — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым.
Жива — богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен.


Ее почитали на сороковой день от заката Божича-Коляды и Рождества Ярилы (т.е. от весеннее Равноденствия, когда День уже стал больше Ночи). Иногда богиню Живу звали Ярилица. Такое имя Жива получила за то, что имела власть пробуждать ярую силу жизни во всем, что имеет душу. Она также являлась дочерью и одной из ипостасей богини-матери Лады (супруги Даждьбога), «отвечающей» за здоровье и исцеление всего сущего. Считалось, что, когда Жива покидает какую-то душу, ее место занимает богиня Мара, и в тело приходит смерть…


Весенний славянский праздник Богини Живы, Богини Весны и Жизни во всех ее проявлениях начинался первого мая, заполночь. Считалось, что в эту ночь открывались границы между мирами Яви, Нави и Прави.
В Живин день - женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:


Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко.


Здесь же затеваются веселые игрища и ведутся хороводы вокруг костра:


Коло яри светом зарим
Мару борем, благодарим
Ярило, Ярило, яви свою силу!
Жива — богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен.


Она — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым.
Другими словами, Жива – это жизнь, оживление, всё живое…


Матушка-природа пробудилась от зимнего сна. С каждым днём всё вокруг зеленеет, свежеет, распускается, оживает… Да и как по-другому, ведь весна на дворе? Между тем, наши предки издавна связывали этот процесс пробуждения и обновления с деятельностью славянской Богини Живы.


В Живин день славяне проводили обряды: на приобретение силы, богатства, любви, на очищение и т.п. Считалось, что сны ночью этого дня всегда вещие.
Но, в первую очередь, Живин день — это праздник, который славяне посвящали богам, дающим земле самое нужное — плодородие. Наши предки в этот день всячески задабривали богов, просили у них богатый урожай и здоровое потомство. Чествования богини устраивали, как правило, у засеянного поля. Наши предки в этот день всячески задабривали богов, прося у них богатый урожай и здоровое потомство…
К вечеру разводили обрядовые костры по берегам рек и совершали древний арийский обычай — омовение в реке. Считалось, что весенняя холодная вода очищает от скверны… Женщины устраивали обрядовую пляску с метлами вокруг костра, символически очищая место от нечистой силы. Таким образом они прославляли богиню, которая оживляла природу, посылая на землю весну. Все прыгали через огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы.
Соберёмся на рассвете,
Чтоб восход увидеть Солнца,
Песнь ему споём, восславим
День прихода девы Живы*.
Ночью все костры горели
На холмах вокруг селений.
Зажигали по обряду –
Кремнем били по железу,
И огонь рождался новый,
Чтобы старое низвергнуть.
Женщины исполнят пляску,
Мётлами, метя пространство,
Чтобы в чистоте, без грязи
Гостью встретить спозаранку.


Согласно древним поверьям, воплощением Богини Жива зачастую воспринималась кукушка. Наши предки верили, что богиня Жизни превращалась в птицу и предвещала продолжение всего живого.


Кукушка прилетает из далёкого Ирия, небесного рая, куда уносятся души умерших, где пребывают девы судьбы, и указывает нам магические часы. Ведь славяне считали, что именно кукушка измеряет время жизни человека в Яви – так звался физический мир, в отличие от Нави – мира потустороннего…


Все мы с детства помним рассказы о том, что кукушка отсчитывает часы нашего рождения, жизни и смерти. Услышав звуки, которые она издаёт, мы прислушиваемся к ним и задаём ей вопрос: «Кукушка-кукушка, сколько лет жить мне осталось?». Вероятно, птица и не слышит нашего разговора с ней, но нам так и хочется, чтобы она отвечала своё бесконечное «ку-ку», от этого как-то спокойнее….
А ещё кукушка предвещала начало лета и сопутствующих ему гроз. По её голосу гадали о том, насколько удачным будет замужество, удастся ли собрать хороший урожай. И никто не задавался вопросом, откуда же ей всё известно, а не ошибается ли вездесущая, почему она знает о будущем и может на него повлиять…


Известен и древний народный обряд чествования кукушки. Девушки осеняли её, кумились между собой и завивали венки на берёзе. Такие действия были связаны с пробуждением сил природы, с расцветом весны. Таким образом, чествуя кукушку, славяне боготворили и принявшую её облик славную Богиню Жива. Они обращались к ней в обращениях, о долголетии, процветании, крепком здоровье. Люди верили, что Богиня может изменить судьбу человека и даровать ему более долгую жизнь.
*
Летень
Так же в начале мая празднуется Летень, это уже взросление молодца Ярилы, который выростит до мужа Перуна.
1-3 Травень (мая) – Призыв на власть Бога Перуна Летеня. Венчание на власть Бога Перуна Летеня - Летень-Пар. Подтверждает свою Годность Погодой, ярится яко Парень.


Как во Свой Божий Срок Весень Летеня Рождал

Всебог Есть! Перун Есть!
Будь Летень Здрав! Собою Правь!
Летень Есть! Летень Здесь!
*
Вальпургиева ночь


Ночь с 30 апреля на 1 мая. Во многих странах Западной Европы в эту ночь отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям. В кельтских странах примерно в это же время отмечался Белтайн, а в некоторых германских землях, у англичан, чехов и литовцев на первое мая принято водить хоровод вокруг Майского древа.


1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками, то женщины и вообще все те, кто не отказался от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность) способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.


В Средние века в Европе, согласно легендам, канун 1 мая именовался Вальпургиевой ночью и считался грандиозным празднеством ведьм и колдунов. Название Вальпургиевой ночи по христианской легенде связано с именем т.н. Святой Вальпурги, Уимбурнской христианской монахини (Англия), приехавшей в Германию с целью основания монастыря.
Это время, когда, по германским народным поверьям, ведьмы собираются на великий шабаш на горе Броккен. Каждая ведьма, по поверьям, прилетала на шабаш на метле, на вилах или на кочерге. Эти предметы являлись своего рода непременными атрибутами или символами ведьмы. На этом сборище проводились определенные обряды, где ведьмы, колдуны и прочая нечисть пытались помешать благополучному наступлению весны, насылали порчу на людей, домашний скот и т.п. Ведьмы варили магическое зелье, ибо считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретали чудесную силу.


Бельтайн
Для северных кельтов Вальпургиева ночь, или как ее иначе называли — Бельтайн
/Бельтэйн/, символизировала окончание зимы и наступление весны — «время большого солнца». Древние кельты верили, что в этот день открываются врата муждумирья.
Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн (Beltane или Beltaine) был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками — Самайном (Samhain) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн) — 1 мая.
Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1 ноября.


С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния — скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.


По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом Солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов. Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в такой, считавшийся священным, огонь. На вершине горы готовили место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.


В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи.
Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева).


Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.


Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя — умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога Солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях. На Шетландских островах эти костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать Солнце, сказав ему: «Доброе утро!»
https://goo.su/5gJM



https://goo.su/5gjG
30 апреля - Весенние (Вешние) Деды - помин предков.
40 дней прошло от Весеннего равноденствия. Мы вспоминаем предков и всех родственников, ушедших в навь. Но наблюдающих оттуда за нами, живыми и неугомонными.


Названий у дня поминовения усопших много: Радуница, Родоница, Радоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно, Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Могилки, Гробки, Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки, Деды радостные. День весеннего поминовения усопших существовал и существует не только на Руси, но также на Украине, в Белоруссии, Польше, Молдове, Осетии и др.


У людей, верящих в родных богов, помин всегда 30 апреля.


Данная древняя языческая дата широко известна исторически во всём мире.
Древний праздник Бельтайн у кельтов. А также Ночь костров (Вальпу;ргиева) ночь по всей Европе. У финнов Vappu, у немцев Hexenbrennen, у чехов P;len; ;arod;jnic, во франции Nuit des Sorci;res — Ночь ведьм, у русских (белорусов) Вешние Деды (Дзяды). ... древний праздник искоренить просто невозможно. Если вы прочитаете истоки и традиции этих праздников, найдёте очень много общего. Это прежде всего смерть, предки, страшная ночь, перерождающаяся на утро в жизнь, весну, радость.


У родноверов России 1 мая - день богини Живы. Только ночь разделяет два праздника (Вешние Деды и Жива), сплетенных вместе. Ночь мёртвых и за ней сразу день живых. Почему? Чтобы дать нам, живущим, ещё одну подсказку. Мир Нави (мертвых) и мир Яви (живых) неразрывно связаны вместе. После смерти всегда следует возрождение у всех душ, а не у избранных. Это закон природы. Но вместе с этим, живые никогда не должны забывать мертвых.


Вы понимаете, как всё тонко, по-хитрому в природе связано, и одновременно просто? И прошу вас, не включайте глупый патриотизм там, где не следует. Не говорите, что вот это европейские праздники (не наши), а наши совсем другие, ведь мы не Европа и упаси боже, не Америга. Нет, здесь это не к чему. Запомните, древнее язычество - мировое знание, не делящееся на современные страны, но зависящее от истоков индоевропейской культуры. У праздников могут отличаться названия, но умоляю, зрите всегда в суть, а суть главных праздников одинакова во всем мире. Если что-то совсем затёрто и уничтожено у нас, можно поискать в схожих праздниках других стран. А совесть подскажет, что коммерчески придумано и введено недавно, а что действительно тянется из древности вместе с великой мудростью предков.


Не забываем Советское прошлое - день 1 мая, как Весны и Труда был выбран не на пустом месте. Но о Живином дне я напишу отдельно.


Итак, 30 апреля - помин предков (Мёртвый день). Все умершие ждут своих родственников и незримо присутствуют рядом, независимо от того, знаете вы это или нет. Зеркальная дата этого праздника осенью - 31 октября - Осенние Деды. Но об этом подробнее в октябре. Граница между миром мёртвых и миром живых становится очень тонкой. Вместе с духами наших родных, в явный мир проникают враждебные навьи силы. Зная это, люди жгут костры, надевают маски, собираются вместе, водят хороводы.


Люди трижды обходят костёр на пригорке (на лысой горе), зажигают от костра факелы и обносят дома, чтобы очистить их от всего дурного. В противоположность щедрому Самайну (Осенние Деды 31 октября) на Белтейн, (Весенние Деды 30 апреля) напротив, не полагается делиться ничем: ни водой из дома, ни мукой, ни углём, ни молоком. Считается, что вместе с даром из дома дающего уходят удача и достаток. На могилы своим родным приносят крашеные яйца, хлеб. Яйцо можно раскрошить и втереть в землю.


На сайте "Славянский Кремль" Виталия Сундакова написано так:


Поминая родителей и предков усопших, прославляем преемственность родов земных от родов небесных: от отца к сыну, от деда к внуку.
Поминая соратников, отдавших жизнь свою за дело Правое, за Землю Родную, утверждаем Силу Духа Славянского в родах земных.
После возвращения с погоста либо с похорон всем следует помыть руки с мылом и вытереть полотенцем.
Добавлю от себя, так как сейчас почти у всех родственники похоронены на кладбищах. По возвращению, хорошо умойтесь. Почистите одежду и обувь.


Важно! С кладбища ничего нельзя брать и приносить домой.


Поговорки о Радунице В. Даля : «На Радуницу до обеда пашут, в обед плачут, а вечером скачут (пляшут)», «Веселы песни о масленице, а веселей того о Радунице», «Веселая масленица — бесстыдная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница».


Н. Гальковский пишет: "Языческий характер Радуницы не подлежит сомнению. Накануне Радуницы, с вечера или рано утром на кладбище разводится костер, это называется "подогревать покойников". В Смоленской губернии крестьяне идут на кладбище, предварительно до обеда вымывшись в бане, на могилах пируют, потом всё заканчивается песнями и плясками, нередко бывают и драки. "


Стоит заметить, что после прихода христианства особо распространены стали кладбища. Но мы знаем, что до этого практиковалась чаще кремация (сожжение) усопших. Так куда идти на Радуницу, если тела сожжены? Ведь только осенью души предков прилетают к нам в дом. Я делаю вывод, что для этого и зажигались костры на высоких пригорках (лысых горах). Чтобы позвать души предков на огонёк, если можно так выразиться.


Как видите, в современных языческих обрядах нет ничего опасного, страшного и, тем более, противозаконного. Всё направлено на созидание и веру в лучшее.
Пуховое Сверло
https://goo.su/5gjG


*
Оглянитесь, пришла Жива
https://goo.su/5GJI
1 мая - Живин День! Кто такая, богиня славян, Жива?
Если судить по мифам, то она дочь Сварога и Лады, третья сестра Лели и Марены.


Но вернёмся к нашему празднику - 1 мая - День Живы. Лада - матушка - богородица, а её дочери, Жива и Леля - богини рожаницы.


Есть огромное количество слов, связанных с Живой. Это — жизнь, живой, жито, житница, живность, живот, жилье, зажиточность, поскольку каждый человек стремится к зажиточному житью. Все, что служит улучшению жизни, что служит условием жирной, как говорили в старину, жизни, — сфера деятельности богини Живы.


Исторические сведения сохранили у западно-славянских племен богиню Жи;ву (Зива, Dziva). Гельмольд из Босау упоминает Живу в "Славянских хрониках". Полабские славяне, которые обитали в долине реки Эльбы, воздвигли капище, посвященное богине Живе, на котором был ее кумир. Её чтили в Ратиборе (городе полабцев) весельем и невоздержанием, идол ее украшен был золотом, серебром и цветами на груди. В древнем чешском словаре начала ХIII в., Mater Verborum, она сравнивается с Церерой, богиней плодородия, и называется богиней хлеба.
Пуховое Сверло
https://goo.su/5GJI





Другие статьи в литературном дневнике: