Вятка - Вентка. Значение. Перевод. ЭтимологияВятка. Значение. Перевод. Этимология слова "Вятка"
Татарское и башкирское название Вятки - Нократ. На чувашском языке - Нухрат. Предполагают, что "Нократ" - это искаженное слово "Новгород", якобы с конца XII века Вятку заселяли новгородцы, поэтому и татары стали называть землю по-своему. Только ведь сами татары пришли в среднее Поволжье в XIII веке, а в это время там проживали волжские българы. Что такое "нократ"? "Нократ" - это не татарское слово, а арабское, что в переводе означает "серебро". Откуда арабское слово в Волго-Вятском междуречье? А вот откуда: в 922 году в Среднем Поволжье появились арабы для исламизации местного населения - волжских българ. С тех времен, с X века, у Вятки имелось другое, арабское, название - Нократ - Серебряная. Татары, не являясь арабским народом, просто переняли арабское название и включили в свой словарный запас. Итак, Вятка - Нократ (Нухрат) - Серебряная. 2. Вятка - "Виче" или "Вичы" - это Белая (река) Река Вятка на марийском языке - "Виче" или "Вичы". Немного фактов из марийского языка: "виче" в сочетании с "ош" ("ош виче") переводится как "белая" - "Белая река" или река "Белая" (приток Камы). А иногда и само слово "Виче" (без "ош") переводится конкретно как "Белая река", то есть река "Белая". Слово "река" / "речка" на марийском - "э;ер", либо "в;д" (вода). Вот и возникает "подозрение", что Вятка - это Белая (река). Тем более, что татары, башкиры и чуваши называют её Серебряной. 3. Страна Вису (в XII в.) а) "Страна и народ Вису" платили налоги в казну царя Волжской Болгарии. Люди "Вису" вели торговлю с Поволжьем, со "странами Севера", Зауральем, Русью. Белавин A.M. О локализации страны Вису в Пермском Приуралье// Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. Кудымкар, 1997. С. 166-171. б) Купцы Вису "красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобров, и беличье мясо, и мед" Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 г.). М., 1971. С.35. 4. "Серебряные българы". "Нухратские българы". Древнее население Вятско-Волго-Камского региона называли "серебряными булгарами" или "нухратскими булгарами". Вероятно они пришли туда с верховьев Дона не ранее VII века. Были покорены татаро-монголами во главе с Батыем в 1236 году. Серебряные булгары являлись основной группой населения Волжской Булгарии. Название "булгары" сродни современному понятию "россияне" - граждане России, в число которых входят и якуты, и удмурты, и ингуши, например. Серебряные булгары - это не самоназвание этих самых "серебряных" людей. Как вариант самоназвания удмуртология приводит термин "ары" или "ару". Удивительно, серебро на латинском языке - argentum, что означает «белый», «блистающий», "сверкающий чистотой". Дословно: "ar" - высокое, благородное, белое, "gentum" - происхождение, родство. Михаил Захарищев 4 мая 2013 в 20:10 Букова «;» - это старая букова с условным названием «юс малый», которая подобна современной букве польского алфавита - «;» произносится как - «э» носовое. Следовательно, т.н. «Вятка» - В;тка ранее должна была произноситься как «Вэнтка». Примеры: 6. Вятка - "Виче" или "Вичы" - это Белая (река) В конце XIX - начале XX века, согласно Г.А. Котельникову, в Вятке можно было услышать слово "вячкий", то есть "вяцкий" ("мы вячкие - люди хвачкие"). Прилагательное "вятский" на современном польском языке пишется через "ц" - "wiacki". Латинская "с" просто заменила сочетание согласных "тс". И тут важно подчеркнуть, что латинская "с" может произноситься как "ч", например, в итальянском имени Лучано (Luciano). Латинское имя Лукия (Люция) в переводе означает "Светлая" и коррелирует со словом "луч". Интересно отметить, что марийское (черемисское) слово "виче" / "вичы" "странным" образом коррелирует с германскими словами ("wei;" - белый, седой; "Wei;e" - белый, белизна, белок) и английским словом "white". Проливают: а) Нократ - Серебряная. Виче - Белая. Немецкие слова: "wei;" - белый, седой; "Wei;e" - белый, белизна, белок. Английское слово "white". б) Купцы Вису "красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен" // Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 г.). М., 1971. С.35. в) Люди "Вису" вели торговлю с Поволжьем, со "странами Севера", Зауральем, Русью. // Белавин A.M. О локализации страны Вису в Пермском Приуралье// Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. Кудымкар, 1997. С. 166-171. "само слово "Вятка" как только ни переводят." Не надо "как только". Значение и образ должны быть едины. Это как Правда и мнения вокруг неё. В современной Латвии существует город Цесис или Кесь на древнерусском языке. Немцы его называли Венден. На латинском языке этот город (град / гард / городня / огороженное или укрепленное место) звучал как "Wendorum castrum". Традиционно переводят как "Замок Вендов", а под вендами обыкновенно понимают венедов, и всё тут вроде бы как и складно получается... На польском языке название "Венден" звучит уже как "Виндава", на финском - "Vento"; на эстонском - "V;ndu". Далее можно упорно видеть в названии города неких венедов / вендов. Однако мы не упомянули еще одну группу народов и языков. На кельтских языках слово "vindos" означает "белый". Всех выходцев с севера, всех северян - белых светловолосых и светлоглазых людей кельты называли виндами - виндос. И германцы, судя по всему, переняли это понятие у кельтов. При чём тут Вису - совершенно непонятно. По поводу Нукрата - есть такое явление, как народная этимология. Изначальное значение "новгородская" со временем разумеется забылось, и название переосмыслилось в связи с похожим словом "серебро". На марийском: "Ожно Виче олмышто кугу шор улмаш" - Раньше на месте реки Вятки было большое болото. "Нукрат" и "новгородская" не пересекаются. Похожи первыми буквами. Нукрат - это конкретно "серебро". Новгородцы появились в конце XII века. Арабы - в 922 году (X век). Как полагают некоторые исследователи, так называемые «серебряные болгары» в 70-х гг. VII в. переселились в верховье Дона; позднее основная их часть уйдёт в Среднее Поволжье. Как отмечалось выше, термин "серебряные болгары" - это не самоназвание племени (племен). Тем не менее т.н. "серебряные българы" составляли большинство населения Волжской Булгарии. И еще, в 922 году в Среднем Поволжье появляются мусульмане, а в 60-х гг. X века в Волжскую Булгарию походом ходил князь Святослав. Поход оказался удачным. В первой половине XII века страна Вису зависит от Волжской Булгарии, а в конце XII века в Вятке появляются новгородцы, которые ставят Вятку грубо говоря под свой контроль. Купцы Вису "красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен" // Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 г.). М., 1971. С.35. Люди "Вису" вели торговлю с Поволжьем, со "странами Севера", Зауральем, Русью. // Белавин A.M. О локализации страны Вису в Пермском Приуралье// Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. Кудымкар, 1997. С. 166-171. Что за страна такая Вису? Марийская (черемисская) Виче / Вичы - Белая? Нукрат - Серебряная? «Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана Гази-Бараджа из одних только заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья и ряд других селений. Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах Гази-Бараджа 1238–41 гг. После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате. Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами». Михаил Захарищев 5 мая 2013 в 23:01 - Готские шлемы и женские марийские украшения в погребениях в Волго-Вятско-Камском регионе. - Скифы по Геродоту - сколоты. Всех светловолосых жителей Русской равнины (славянского, аланского, тюркского, финно-угорского происхождения) арабы называли термином "ас-сакалиб". Сакалия - земля саков, по всей видимости, сколотов / скифов. По арабскому же разумению "ар-Рус" - это вид "ас-сакалиб". - Готский историк Иордан (VI век н.э.) писал, что готы есть скифы. Если понимать под скифами всех светловолосых людей, то почему бы готам не быть в их числе? Только в этом случае можно признать, что, да, готы - это скифы. Правда, это не говорит о том, что в число скифов входили только готы. А готы - это восточная ветвь германцев. - Сарматы происходят от скифов путем смешения с другими народами. Марийцы - это черемисы. На чувашском языке "марийцы" -это ";арм;ссем". А теперь еще раз пункт первый: готские шлемы и женские марийские украшения в погребениях в Волго-Вятско-Камском регионе. Источник картинки: Древнiе и нынешнiе болгаре въ отношенiи къ россiянамъ. Т.1. М. 1829. С. 183. По Бельскому «sauros» — ящерица, а «omma» — глаз. Лат. Sarmatae. На современном греческом "саура" и "мати" означают то же самое. Так и получились "ящероглазые"... А еще у марийцев традиционны национальные костюмы с монетками, чешуйками. Правда, не у них одних. Также подчеркнем, что никаких тюркских народов на территории Русской равнины тогда еще не было. Следовательно, тюркское произношение "чирмыш" тогда ещё не существовало. Важно понять, что самих себя марийцы называют "марий, мары, маре, м;р;", а "черемисы" или "чирмыш" - это экзоним. Последние понятия (русское и тюркское) происходят из чувашского. Как предполагают, предки чувашей появляются в низовьях правобережной Волги в III-IV вв. н.э. Сарматы существовали в IV в. до н. э. - IV в. н. э., а потом куда-то исчезают. Согласно античным источникам, они населяли районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Сарматы - это не самоназвание огромного массива людей, этнический состав которого менялся во времени варьировался в пространстве. Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому сарматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», — заключает историк. Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты»; сосланный в город Томи в 8 году н.э. поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Печальных песнях» сарматов под городом — «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю»; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках н. э. в Армении и Каппадокии — «суровые и вечно воинственные аланы». Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности. Среди тех "сарматов" - "ящероглазых" могли находиться и предки современных марийцев. Географически, чуваши находятся южнее марийцев и от первого столкновения в лексиконе чувашей могло сохраниться искаженное античное слово "сарматы" - ";арм;ссем". Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами (особенно после того, как в 375 году гунны уничтожили королевство готов в Причерноморье - державу Германариха). Готы как носители Черняховской культуры (III век н.э.) могли распространить свою власть вплоть до Камы (Именьковская культура IV—VII веков). По пришествии в Среднее Поволжье "серебряных булгар", во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают. Часть именьковцев растворилась в пришельцах, часть вернулась на запад, войдя в состав волынцевской культуры (VIII-IX вв. - междуречье Днепра и Дона). Волынцевская культура отождествляется с предками северян. Начиная с конца VIII века сменяется роменской культурой. Роменско-борщевская культура славянского населения лесостепей Левобережья Днепра VIII-X вв. (Липецкая, Воронежская, Брянская, Курская и Белгородская области). Носителями Борщевской культуры были вятичи, Роменской — северянский союз племен. В X веке культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов, а затем половцев. Вятичи переселяются на реки Воронеж и Оку. Об этом явлении XII-XIV вв. упоминает «Повесть о стране Вятской» (время написания – рубеж XVII-XVIII вв.). «И во многи лета возообновление всему народу бывшее набежание Чуди Остяков и Черемис со стрелами воспоминающе приносяще со образом великомученика Георгия стрелы окаваны и людие со свещами стрелы оные сменяюще в память великомученика избавления ради от набежания Чуди Черемис и Остяков и протчих неверных народов бывших со оными стрелами». Альтернативный текст: «И во многа лета во объявление всему народу бывшее набежание Чуди Отяковъ и Черемисъ со стрелами вспоминающе, приносяще со образомъ великомученика Георгия стрелы оковани железомъ, и людие со свещами стрелы оные сменяюще, въ память великомученика, избавления ради отъ набежания Чуди Черемисъ и Отяковъ и протчихъ неверныхъ народовъ бывшихъ со стрелами». Комментарий:носить "поганые" языческие стрелы неуместно, а потому их заменили свечами. «Стрелы оковани железомъ». Что такое пучок стрел? Стрелы – это лучи солнца, символ Неба и воли Отца небесного, они же жизнь, плодородие, духовное оружие, единение, порядок, власть, мир. Аналог — фасции, ликторские пучки. Мир. Порядок и власть. У скифов, стрелы, пущенные из лука, носили сакральный характер, ограждая от злых сил. По-видимому, аналогичную функцию выполнял авестийский лучник Араш, который стрелял из лука для определения территориальных владений Ирана (Авеста, Яшт VIII). Здесь стрела, обозначая границу внутренней, «своей» территории и одновременно защищая и охраняя ее, своим острием направлена против внешней, «чужой». В религиях различных народов, в том числе и у скифов, смерть и погребальный обряд рассматривались как жертвоприношение богам. На обеспечение достижения цели жертвоприношения — благополучную переправу в мир иной — и были направлены все совершаемые действия. В индоиранских представлениях роль универсального медиатора, возносящего к богам молитвы и жертвоприношения играл пучок травы (бархис, барэсман — брасман — барсом), впоследствии замененный прутьями. В качестве брасмана могло использоваться и оружие. Древние иранцы во время жертвоприношения Ясна под ноги жертвенному животному бросали брасман, также его держал в левой руке жрец, совершавший этот обряд. О том, что подобные идеи был распространены и в скифской среде, свидетельствуют изображения саков с брасманом (пучком прутьев или копьем) в руке на пластинах из Аму-Дарьинского клада. Пучок стрел, используемый в скифском погребальном обряде, мог брать на себя аналогичные функции и должен был обеспечить успешное перенесение души умершего в потусторонний мир. Наряду с массовым помещением в погребениях зафиксирован факт бросания стрел в могилу перед трупоположением или после него. Наконечники стрел встречаются иногда в насыпи кургана или среди остатков тризны, совершенной на подкурганной поверхности. Вятский или хлыновский «Крестный ход» заканчивался обходом города Хлынов, центр которого располагался на горе. Там ранее стояла «церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня». Вернее, там до церкви наверняка располагался более древний духовный центр, поскольку, ушкуйники что-то завоёвывали в 1181 году на этой горе. Известны, например, крестообразные поминальные курганы, на вершинах которых возжигался священный огонь; существовали жертвенники огня с крестообразной символикой. Однако, наиболее вероятно следующее объяснение: существует древнейший обычай получения «живого огня», путём коллективного действия. В определённом месте на землю укладывалось сухое бревно, перпендикулярно к нему ставилось другое сухое заострённое бревно, которое вращалось с помощью верёвок определённым количеством человек. Ныне практически на вершине той самой горы в Кирове располагается вечный огонь. Подробно пишет о стране Ва.т (Ва.ит) Ибн Русте (1-я половина X века) в сочинении «Ал-А'лах ан-нафиса», сообщая, что она находится «в самом начале пределов славянских». Более конкретно местоположение города В.бнит указывает «Худуд ал-Алам» (географический трактат 982 года): «Вабнит – первый город на востоке (страны славян)». Персидский географ Гардизи (1-я половина XI века) сообщает о городе Вантит несколько по-другому: он находится «на крайних пределах славянских». Документ, написанный на иврите. В нём хазарский царь Иосиф (X в.) в письме к испанским евреям перечисляет народы, живущие по р. Итиль. В их числе – «в-н-н-тит». Принято считать эти названия относящимися к земле вятичей. Однако река Итиль (Атиль) в восточной литературе не совпадает с р. Волгой в славянской и европейской интерпретации. Истоком Итиля на Востоке считалась р. Белая (приток Камы), её среднее течение совпадало с нижней Камой, и лишь нижнее течение – от Камского устья до Каспийского моря – с Волгой. Верхняя и Средняя Волга до слияния с Камой называлась Рус или Рута. Царь Иосиф прямо пишет: «Я живу у реки по имени Итиль… Начало реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути». Ясно, что это не Волга, а именно река Белая, приток Камы, которую Иосиф считал истоком Итиля. Вятичей никак нельзя назвать жившими по Белой и Каме. Территорию их обитания (южные притоки Оки и верхний Дон) отделяют от Итиля (Камы и Нижней Волги) тысячи километров. Правда, из этого вовсе не следует, что народ "в-н-н-тит" мог проживать на реке Белая. Для этого вполне подходит Волго-Вятское междуречье. Это свидетельство - Книга Большому чертежу - описание старинной карты, сделанное в 1627 г.: «Река Вятка пала в реку Каму, с правые стороны; а вытекла река Вятка от верху реки Камы и потекла под Вяцкие городы; на Вятке город Шестаков. А ниже Шестакова 20 верст город Слобода; от Слободы 30 верст город Хлынов. Ниже Хлынова 50 верст город Орловец; ниже Орловца 30 верст на Вятке город Котельничь» (3. Л. 151 об.–152). И чуть дальше: «А от устья реки Вятки 120 верст, на Вятке город Малмыш, а выше города Малмыша пала в Вятку река Шошма. А по Вятке реке по Котельничь с верху город Вятка» (3. Л. 152 об.). Однако г. Вятки в то время не было. Анализ «Книги» подсказывает другой ответ: на древней карте отмечались не только города, но и городища, т. е. города ненаселённые, разрушенные или покинутые жителями. В частности, на предыдущем обороте и последующем листе «Книги» читаем: «А ниже Ика реки 40 верст на реке на Каме город Чортов. А ниже Чортова города 50 верст пала в реку Каму река Вятка» (3. Л. 151). Таким образом, есть все основания считать, что под Вяткой в «Книге Большому чертежу» следует понимать городище, которое в то время было, вероятно, ещё хорошо известно местным жителям. Началом конца древней Вятки, видимо, стал 1392 г., когда золотоордынский «Бектут царевич взял ратью Вятку». «Взять ратью» по летописной терминологии можно только город. Возможно, город ещё какое-то время существовал, но разрушения, надо полагать, были очень значительными, центр вятской земли переместился в Хлынов, а древняя Вятка запустела, превратившись в городище. Видим, как некая Вятка все-таки была "перенесена" из южных земель в северные. "К;ма дене Виче гоч лекташ" - переправляться на лодке через реку Белую. "Виче воктен олыкышто т;рл; саска пеледеш" - На привятских лугах цветут разные цветы. "Ожно Виче олмышто кугу шор улмаш" - Раньше на месте реки Вятки было большое болото. "Виче в;д коштыран шинчеш – вес ий кинде ума" - Вода на Вятке замёрзнет шершаво (неровно) – на следующий год хлеб хорошо уродится. "Виче в;дышт; шыве-шово шоктыш, вара в;д ;мбал о;гешталте да – Чази серыште укеат!" - В воды Вятки что-то с шумом упало, по воде пошли круги и – Чази уже не было на берегу реки! "Ошвиче ден Юлышто ий кайыме годым кеч-кунамат юалге лиеда, пуйто тунам, те;ызыш каяш лекше шуга ;мбалан шинчын, пытартыш теле й;шт; кая" - Во время ледохода на Белой и Волге всегда прохладно, будто тогда, садясь на шугу, отправляющуюся в море, уходит последний зимний холод. "Мемнан трест Виче гыч Юл марте пучкорным шуя" - Наш трест тянет трубопровод от Вятки до Волги. "Кочаже ынде вич ий годсек Ошвиче сер ;мбалне, марий ш;гарлаште, курымаш омо дене мала" - Его дед уже пять лет спит вечным сном на берегу реки Белой, на марийском кладбище. "Чынак, Ош Виче тышкыла толеш" - Действительно, река Белая течёт в эту сторону. "Степь – тиде Ошвиче воктенсе куголыкет огыл" - Степь – это тебе не луга у реки Белой. "Пугачёв кызыт Виче в;д деке чаклана, – маныт толшо е;-влак" – Пугачёв сейчас приближается к реке Вятке, – говорят пришедшие люди. "Юл да Виче регионысо калык-влак" - народы Волго-Вятского региона. "Ах, кечыже! А;ыртарыше й;кан олам коден, Виче олыкыш каен колтышаш ыле" - Эх, денёчек! Пойти бы на прекрасные луга Белой, оставив оглушающий шумный город. "Шер темыше да нойыктарыше испытанийым коден, ямле Виче олыкыш каен колтышаш ыле" - Отбросить бы надоевшие и изнуряющие испытания и пойти бы на красивые прибельские луга. "Ошвиче т;рыс;" - прибельский, находящийся (живущий) вдоль реки Белой. "Шумат ден Аги капитанлан тунемаш да Ошвиче покшеч пароходым кондышташ шонен коштыныт" - Шумат и Аги мечтали учиться на капитана и водить по Белой пароходы. Согласно ал-Гарнати, жители Вису выглядят как равноправные торговые партнеры Булгара, до которого, по его словам, всего месяц пути. Письменные источники, а также данные археологии и нумизматики позволяют высказать мнение о возможной локализации страны Вису в Вятско-Камском междуречье, между 57° и 60° с.ш. В этой связи сообщение арабского путешественника из Гренады о том, что "у него есть область платят харадж", не оставляет сомнений в том, что письма булгарского эмира-балтазара Алмуша жителям страны Вису отнюдь не были проявлением благотворительности. На источник поступления налогов в Волжскую Булгарию указывает запись Ибн Фадлана, относящаяся к 922 г., о том, что "у них много купцов, которые отправляются в страну Вису и привозят соболей и черных лисиц". Между 57 и 60 широтой лежит почти вся Кировская область. "некая Вятка все-таки была "перенесена" из южных земель в северные" Для путешественника с юга знакомство с рекой Вяткой начиналось с её устья. Торговцы Вису поставляли им железные изделия, а получали взамен меха и рабов. Торговлю с Югрой осуществляли купцы страны Вису, ‘где водятся бобры’. Это замечание подтверждает наше отождествление Вису с Вяткой, так как по финно-угорски (удмуртски) бобр зовется "ват", а Вятка произносится как ‘Ватка’ — то есть, Бобровая река. "Между ними (Вису) и Булгаром месяц пути. И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров". Месяц пути — это около 600 км, что с учетом трассы (переправа через Каму была возле Елабуги) указывает как раз на Вятские городища в устье Моломы. Скандинавской торговлей занимались здесь потомки конунга Отара (Рерик, Олег Вещий, Хум), совершившего первое плавание в Биармию в конце 9в.: ‘Из этого дома (семьи) вышло немало славных салчибашей (моряков), хозяев перевозов и купцов, плававших на родину Утара — самый север Садума — Урман (Варангер, дом Утар — Вартахаус)… На свои деньги Сып (внук Олега) возвел крепость Гусман на реке Джук (Юг), ставшей главной на Нукратском пути на север. Из Болгара плыли по Агидели (Каме) и Нукрат-су (Вятке), а затем проходили к крепости Гусман, где соединялись дороги из Джира (Ростов, Суздаль) и Болгара. А из Гусман-Катау по Джуку и Туну (С. Двине) выходили к реке Бишек (Вычегда), по ней добирались до притока Бий-су Ошмы и по Ошме проходили к Бийсу (Печора). Ответвление Нукратской дороги, шедшей из Болгара по Агидели и Чулману (нижней и верхней Каме) в Бийсу, называлось Чулманской дорогой’. В 12в. «галиджийцы (новгородцы) стали тревожить своими набегами области Бийсу: Нукрат и даже окрестности острога Туймас-Артан на реке Бий-су, куда заходили садумские (скандинавские) корабли и съезжались для торговли охотники, рыбаки и пастухи племен Туная (Севера). Артан основал болгарский купец Туймас, торговавший с Артаном (Балтикой), в то время, когда Угыр Башту (Киевский князь Игорь, ум. 945г.) закрыл Артанский путь через Галидж (Ладогу). Охрану острога нес шудский (чудской) род куян». В 1150г. булгары потеряли Гусман, поэтому для противодействия русским построили на средней Вятке крепость Колын (Ковровское городище в устье Моломы). Вероятно, с этого времени для прохода на север стал использоватся другой путь. Интересно, что булгарское наименование Слободского города — Колога — напоминает название северной области Норвегии — Холога-ленд. 1.
У славян, думается, что не только у славян, белый цвет всегда связывался с чистотой, девственностью, нетронутостью, святостью. 2.
3. 4. Было такое племя, которое ныне известно как "лугии / лугийцы". Обитали на территории Польши в Висло-Одерском междуречье. К III веку лугии теряются среди общих переселений и сливаются с готами. Совпадение невероятное. Лугии / Лугийцы / Лужичане. Тут и луг, и лужа. Что такое луг и лужа? Пойма? Пойма на готском языке - "ойум \ аujom" - родина готов, дословно «речная область», «страна вод» - местность, которая «окружена зыбкими болотами и омутами». Предполагают, что этноним «лугии» обозначал «светлых людей». Лужичан германцы называли венедами, а слово "венеды", получается, тоже означает "светлые" или северные люди. Вероятно, река Эльба / Лаба (Белая / Светлая) являлась одной из границ древнего Беловодья или Великой Сарматии которая простиралась от Центральной Европы до Урала. Фракийское слово "pala" = "болото, торфянник" в связи с этим вспомнились названия свайных деревень по берегам озер и рек Древней Европы : Germ."phfalbauten" Fr."sites palfitiques" , буквально значит : деревни на торфянниках,в заболочье. Роменско-борщевская культура славянского населения лесостепей Левобережья Днепра VIII-X вв. (Липецкая, Воронежская, Брянская, Курская и Белгородская области). Носителями Борщевской культуры были вятичи, Роменской — северянский союз племен. В X веке культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов, а затем половцев. Вятичи переселяются на реки Воронеж и Оку. В 1111 году на них совершил поход Владимир Мономах. Согласно господствующему сегодня в археологии мнению, верхнее и среднее течение р.Чепцы (левого притока р.Вятки) было заселено земледельческим населением в конце V – первой половине VI вв. н.э., т.е. еще до появления в Среднем Поволжье булгарских племен. С появлением в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье пришлого населения, оставившего памятники именьковской археологической культуры (IV-VII вв. н.э.) связано распространение в бассейнах Камы и Вятки новых сельскохозяйственных культур: пшеницы, ржи, овса и гороха. Именьковцы в дополнение к традиционным сельскохозяйственным культурам принесли в Прикамье новые высокоурожайные виды и сорта злаков – пшеницу, рожь, овес, а также горох. Именьковцы также впервые занесли в Прикамье новый прогрессивный способ обработки земли – пашенное земледелие. Принято выделять две археологические, последовательно сменяющие одна другую, генетически связанные культуры: поломскую (конца V – первой половины IX вв.) и чепецкую (второй половины IX – XIII / XV вв. Археологические материалы бассейна Чепцы V-VII вв. четко демонстрируют неоднородность и смешанность населения в культурном плане. В этот период на Чепце еще не появилось ни одного специфически чепецкого элемента культуры, и, вероятно, сама этническая общность чепецкого населения находилась в стадии формирования. Во второй половине VII века в Среднее Поволжье появляются т.н. "серебряные булгары". В VIII-IX вв. произошел значительный прирост населения на Чепце, что выразилось, во-первых, в увеличении количества памятников в районах первоначального расселения (на верхней Чепце), во-вторых, в постепенном продвижении чепецкого населения вниз по реке. Таким образом, в данный период начинается активное освоение среднего течения р.Чепцы. В конце этого периода начинают функционировать наиболее крупные городища поломско-чепецкой культуры с мощным культурным слоем, расположенные, главным образом, в среднем течении р.Чепцы: Гурьякар, Весьякар, Иднакар, Дондыкар, Учкакар. Период X-XIII вв. может рассматриваться как эпоха наивысшего расцвета поломско-чепецкой культуры. На чепецких городищах появилось собственное ювелирное производство из драгоценных металлов: серебряные гривны т.н. «глазовского типа», серебряные калачевидные серьги, височные подвески, украшенные зернью и сканью и др. В XII-XIII вв. на чепецких памятниках резко возрастает количество древнерусских предметов. Связано с появлением в конце XII века новгородских словенов. Памятники, обнаруженные на средней и нижней Вятке X-XIII вв. объединяются Р.Д.Голдиной в рамках кочергинской АК, которую исследовательница считает преемницей предшествующей еманаевской АК. По ее данным в эту эпоху продолжала функционировать значительная часть городищ и других памятников еманаевского времени, однако их юго-западная часть пришла в запустение . Последний факт может рассматриваться как свидетельство притока нового населения в Вятско-Ветлужское междуречье и начала серьезных изменений в этническом составе населения этого региона на рубеже I-II тыс. н.э. Вплоть до второй половины I тыс. н.э. предки марийцев заселяли земли в Ветлужско-Волго-Окском междуречье, т.е. юго-западнее территории проживания современных марийцев. Однако, во второй половине I тыс. они проникли в Вятско-Ветлужское междуречье и постепенно продвигались все далее на восток. В Вятско-Ветлужском междуречье предки марийцев вступили в контакт с местным постазелинским населением и стали постепенно вытеснять его к востоку и частично ассимилировать. Свидетельством взаимодействия между предками марийцев и постазелинцами является, по Т.Б.Никитиной, смешанный характер вещевого материала некоторых памятников Вятско-Ветлужского междуречья рубежа I-II тыс. н.э. К X в. юго-западная часть постазелинских (еманаевско-кочергинских, по Р.Д. Голдиной) памятников прекращает существование. Среди удмуртов территориального объединения Калмез, проживавших в основном в бассейне р. Кильмези (левый приток Вятки), бытовали предания о том, что некогда их предки жили на правом берегу р.Вятки, но после столкновения с марийцами они были вынуждены покинуть эти края и перебраться на левобережье Вятки. © Copyright: Любомирская Лидия, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|