Как вырождаются таланты

Холодный Берег: литературный дневник

Автор Яндекс-дзена: Страна чудес без тормозов


Когда я 15 – 12 лет назад иногда включала «Кривое зеркало», я думала, что это – дно пошлятины и плоских шуток, дальше опуститься нельзя, потому что некуда. Петросян уже в те годы стал символом низкопробного юмора, который вызывал не улыбку, а чувство отвращения. Как же я ошибалась насчет дна!


Прошедший 2022 год поистине можно назвать годом новых отрицательных рекордов и срыва всех масок. Он окончательно показал, кто есть кто и почем нынче ум, честь и совесть, а также человечность. Высказывания некоторых известных людей было просто страшно услышать, а шутки Петросяна утратили даже всякое подобие юмора, превратившись в смесь несусветной глупости и просто тошнотворного подхалимства. Ну как можно было раненому (который почему-то был в больнице в полной экипировке, включая каску) сказать: «Одна нога хорошо, а две – лучше»? Да еще это все показать по ТВ как остроумие и поддержку? На мой взгляд, авторы сего сюжета переплюнули даже Петросяна. А эта плоская шутка на «Голубом огоньке»: «Нравится – не нравится…»? Евгений Ваганович дошел до того, что даже для такого «юмора» пятого сорта – и то ворует чужие слова. Двоечник списал у двоечника…


Сейчас и не верится, что когда-то этого артиста было интересно смотреть и слушать. Правда, он не писал сам тексты для своих монологов, но все-таки был заказчиком, то есть – задавал тему и критерии для той сатиры, которую собирался озвучивать со сцены. В 80-е годы, да и в начале 90-х - это действительно была сатира – остроумное высмеивание проблем в стране и обществе, которая заставляла одновременно и улыбнуться, и задуматься.


Вот несколько интересных примеров из концертов тех далеких лет – эти шутки до сих пор актуальны:


1986 год, монолог «Засланцы»: - «Враги из-за границы заслали арендаторов, чтобы развалить наши колхозы, но – вот им! (показывает дулю) – разваливать уже нечего, мы сами справились!»


Моносценка «Демонстрация», 1986 г.: «Что за лозунги? Вот берите пример с Прокопьича, нашего ветерана: как в 1907-м вышел еще пацаненком на маевку, нес лозунг: «Повысить трудящимся зарплату!» - так до сих пор с этим лозунгом и ходит»


Монолог «По всем приметам», 1988 г.: шутка про приметы: «Если улицу асфальтом покрывают, значит, под ней скоро трубы прокладывать начнут – всегда сбывается!»


Из того же монолога, хоть сегодня говори со сцены, только за такое нынче можно и схлопотать:


«Мы сначала делаем, потом думаем. У нас мысль, перед тем как в голову придет, долго в других местах отсиживается. Гуляет по телу, потом – бац! – пришла! А мы уже все сделали! Уже переделывать надо…»


Боже, неужели это всё – тот самый Петросян?


А еще у него была передача «Смехопанорама», которую было не стыдно и даже порою интересно посмотреть. Если бы мне тогда рассказали, что вот этот добродушный, улыбающийся с экрана человек будет с такой же улыбкой говорить то, что говорит сегодня – я бы ни за что не поверила.


Правда, элементы пошлого юмора в выступлениях Петросяна встречались даже в 80-е, например:


Монолог 1986-го «Пестро живем»: «Резины не хватает, чтоб со СПИДом бороться, но для противогазов резины почему-то хватает. Самые умелые, конечно, нашли – использовать то, что для противогазов, вместо того, чтобы со СПИДом бороться. Говорят: «Удобно, только шланг гофрированный мешает, щекочет в самый ответственный момент».


Надо отметить, что в 1986-м году далеко не все в зале засмеялись над этой шуткой. А в 2010-м году - над юмором ниже пояса зал просто ухохатывался. Точно по Филатову:


Да, мастера изысканного смеха


Не могут в наши дни иметь успеха,


И не умерших классиков вина,


Что резко поглупели времена.


В каком театре – ткните для примера! –


Смеются над пиесами Мольера?


В какой избе-читальне на земле


Хохочут над романами Рабле?


Зато какой бы хохот грянул в зале,


Когда б мы голый зад вам показали?


Сегодня лишь такие номера


У публики проходят на «ура»!


(«Любовь к трем апельсинам», Леонид Филатов)


Наше телевидение за последние двадцать лет сделало все, чтобы привить обществу новые «нормы» морали и нравственности, новые представления о культуре и патриотизме. А такие, как Евгений Петросян, весьма удачно (для текущего дня) вписались в эту новую нормальность.


Для меня остается открытым вопрос, чего здесь больше: любви к деньгам и популярности или умственной деградации? Сдается мне, что многие из артистов совершенно искренне верят красивой картинке, нарисованной пропагандой: например, Ангелина Вовк говорила о своем желании взять Хрюшу и Степашку и поговорить с «мальчиками» в искреннем умилении и совершенно не подозревая, что она несет – ну, это было видно. Заказные слова звучат иначе. Или такие артисты просто привыкли говорить то, что большинство населения в данным момент хочет слышать, и постоянно подстраиваются под эти желания?


Интересно, о чем будет шутить Петросян, когда нагрянут перемены? Или ему станет не до шуток?



Другие статьи в литературном дневнике: