Две ссылки очень рекомендую

Борис Рубежов Пятая Страница: литературный дневник

ПЕРВАЯ:


http: //spektr.press/kompleks-professora-preobrazhenskogo-naciya-rabov-i-bremya-intelligenta/


ВТОРАЯ:


http: //spektr.press/nebritoe-murlo-s-plyushevoj-obezyankoj-arkadij-babchenko-o-tom-kto-opredelyaet-lico-strany/


убрать надо один пробел в каждой


xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx


... и комментарий к тексту Петрановской с ФБ:



Ирина Коротыч
5 сентября · Город Киев, Украина ·
Меня всё-таки попросили написать "рецензию" на последнюю статью Людмилы Петрановской (без иронии уважаемой мною женщины), ту самую, которая про комплекс профессора Преображенского и бремя русской интеллигенции (в первом комментарии - ссылка, если кому интересно). А то одна часть ленты её постит-постит, восхищается и лайкает, а вторая - недоумевает.


Выскажусь тут, а не в комментариях.


Начну издалека.
Несколько лет назад довелось мне попасть на съемку телевизионного шоу, которое вёл телеведущий Андрей Пальчевский. Не буду сейчас останавливаться ни на деталях этого действа, ни на характеристике ведущего, хотя это была эпичная история, достойная чернильного пера. Но был на этой съемке (в числе прочих других) один эпизод.


Дама-эксперт, профессор Могилянки, пожилая, уважаемая женщина, комментируя то, что её попросили, употребила слово "эвфемизм". Ведущий возбудился, перебил даму и задвинул спич в том духе, что не надо таких сложных слов использовать, тут вам не профессора вокруг, мы для обычных людей снимаем программу, для посконных трудяг, да, и для шахтёров, а вы тут такими словами оперируете. Дама опешила и переспросила: "Простите, но почему вы отказываете вашим зрителям в минимальном образовании и эрудиции? Почему вы считаете всех вокруг быдлом?" На что ведущий выбежал в центр площадки и с жаром закричал, обращаясь к аудитории, сидящей в студии: "Вы слышали?! Эта женщина только что назвала вас быдлом!!! Вы слышали, как она это сделала?!"


И знаете, что произошло дальше? Аудитория взорвалась негодующими криками, проклиная пожилую даму-профессора. Я смотрела на это, не в силах поверить собственным глазам. Осознать это, к слову, я не могу до сих пор. Пожалуй, это было одно из самых травматичных моих переживаний от наблюдения воздействия на толпу.


К чему я это всё вспомнила?
К тому, что Людмила Петрановская начала свой текст ровно с такого же выступления. Не побрезговав фразами типа "выступил запевалой" - прямо из тридцатых годов фраза, до изумления. Как-то это всё сильно смахивает на кляузу, особенно если учитывать, что ничего, что ему приписала Петрановская, Аркадий Бабченко не говорил, никого на "рабов" и "интеллигенцию" не делил, высказался в том духе, что проблема не в Путине, а в стране, ну так у президента сопредельной действительно поддержка под 90%, и самое главное, что рейтинг его как на дрожжах вырос именно после аннексии Крыма. Вы что, ни разу не слышали "Я никогда не поддерживал(а) Путина, но за Крым я ему всё простил(а)"? Бросьте, даже я слышала, а уж сколько раз это слышал Бабченко - могу только вообразить. На Бабченко, впрочем, Петрановская не остановилась - приплела туда же интервью с Улицкой. Тоже с откровенным передёргом и восклицанием к аудитории про "вы слышали, как только что эта женщина назвала вас тем-то и тем-то?". Ссылка на интервью в тексте есть. И одного клика достаточно, чтобы увидеть, что никакой "темы отрицательного генетического отбора" Улицкая не развивала, теме этой посвящён ровно один ответ на конкретный вопрос, где журналист прямо попросил её прокомментировать "количество озлобленных и агрессивных людей" в популяции, исходя из её, Улицкой, профессиональной подготовки биолога. Не говоря уж о том, что интервью дано после начавшейся травли писателя, после скандального облития зелёнкой, и вставать в ряд улюлюкателей Петрановская, казалось, могла бы побрезговать - даже если не согласна в каком-то пункте с Улицкой. Не побрезговала.
Не побрезговала также пнуть соседнюю Украину: дескать, они там тоже. Тут лучше всего прокомментировал Павел Казарин: "Безошибочный признак мудака - это использование в русскоязычном тексте слов "незалэжна", "свидомый" и "мова". Куда более однозначный, кстати, чем чехарда с предлогами "в" и "на". Спасибо ему, сэкономил мне кучу времени.


Вообще, текст Петрановской бьётся на три самостоятельные части. Первая - про "да как они смеют, ай-ай-ай", с тоном и лексикой банальной советской кляузы.
Вторая часть - очевидно, домашняя заготовка на тему "Русская Интеллигенция VS Народ", видно, что Петрановская на эту тему размышляла, материалов подчитала, ссылок припасла. Эта часть меня как-то не трогает, это пусть русская интеллигенция или русский народ разбирается в своём дискурсе. Нравится им думать, что класс русской интеллигенции возник, потому что царь приказал - ну, на здоровье. Устраивают передёрги, замалчивания, выбрасывание сотен людей и судеб, чтобы было удобнее проиллюстрировать тезис автора - пожалуйста. Не моё это дело.


А вот на третьей части остановлюсь и постою, потому что она непосредственно уже моей профессиональной подготовки касается, то бишь литературоведения. По сути это интерпретация повести Булгакова "Собачье Сердце". По непонятной причине Петрановская всех скопом упрекнула в том, что они фильм-то смотрели и на фильм-то ссылаются, а в книге всё по-другому (видимо, полагая, что книгу, кроме неё самой никто прочитать не удосужился). "У самого-то Булгакова все иначе", ох, really?


Нет, как интерпретация всё может иметь место, но беда в том, что Петрановская не пытается изображать "интерпретацию", она точно знает, как там всё "у самого-то Булгакова". Подумать только, "В голодающем и замерзающем городе он наворачивает деликатесы и гордится чистотой уборной, которую моет прислуга. Даже Шарик, когда был еще псом, был добрей и человечней профессора – он замечает людей вокруг, он думает как им тяжело, голодно, страшно. Став Шариковым, он находит, не осознавая, зачем и что делает, не помня, почему, ту самую девочку-секретаршу в тонких чулках, которую пожалел будучи псом, и приводит в тепло и сытость. Профессор ее отчитывает и выставляет обратно, сунув немного денег"...


Тут я, граждане, могу разве что громко фыркнуть. Это надо как-то совсем не знать ни биографии, ни дневников, ни переписки Булгакова, чтобы такое ему приписывать. Потому что живой и настоящий Михаил Афанасьевич только о том и мечтал, чтобы восстановить тот дорогой ему быт, чтобы построить в безумии, хамстве, хаосе сегодняшнего дня уютный и необходимый ему анклав тишины, покоя и комфорта, чтобы "оперировать в операционной, а обедать в столовой". Моралистом он не был. И борцом он не был совершенно. Единственное, о чём мечтал - "чтобы мне дали работать", как Преображенский. Мечтал истово, отчаянно, желал этого больше всего на свете, заболел и умер от этого несбывшегося желания. Профессор, видите ли, партийных бонз обслуживает. Ничего, что сам Булгаков от отчаянья пьесу "Батум" написал? Чтоб только про Вождя, чтоб только приняли, поставили, дали возможность дальше жить, дышать и писать? Это если мы оставим в стороне бесконечные письма Сталину.
Собственно, всё это прямо на поверхности лежит, даже не надо очень уж сильно в жизнь Булгакова углубляться. А ещё на поверхности лежит тот факт, что "интерпретация" Петрановской удивительным образом совпадает с традицией позднесоветской критики. Когда повесть уже можно было напечатать, но сомнения оставались: что ж такое, профессор же антисоветчик - и при этом положительный персонаж? Немедленно нашлись ушлые интерпретаторы, которые задвинули вот это всё про "ну какой он положительный, собака добрее его, в замерзающем городе шикует, делиться ни с кем не хочет, это такой шарж у Булгакова". Кстати, на тех интерпретаторов сердиться не стоит - именно их "предисловия" давали возможность первых публикаций повести. Но нести эту ахинею сейчас? Помилуйте!


В общем-то, у меня после прочтения текста Петрановской только один вопрос остался. Друзья мои, которые это лайкнули, восхитились, перепостили, согласились - вы очевидно прочли в нём что-то другое, не то, что я. Но что?



Другие статьи в литературном дневнике: