О мессианизмеВ первый период, сразу после его собственных путешествий по Европе и первых занятий ее историей, Мандельштам приходит к полному отрицанию того, что он назовет «национальным мессианизмом» - национальной идеей страны, думающей только о своем величии. В таких идеях и их распространенности Мандельштаму видится главная причина Первой мировой войны. После нее возникает естественное отрицание исключительных национальных идей и тяга к признанию общеевропейского единства. Мандельштам не знал, что опасный рецидив германского мессианизма в его нацистской оболочке вызовет вторую мировую войну. Но то, что сама эта идея чревата будущими катастрофами, было ему очевидно, как и необходимость общеевропейского сознания, альтернативного по отношению к этой национальной исключительности: «Всякая национальная идея в современной Европе обречена на ничтожество, пока Европа не обретет себя как нравственную личность. Вне общего, материнского европейского сознания невозможна никакая малая народность... “Чувство” Европы, глухое, подавленное, угнетенное войнами и гражданскими распрями, возвращается в круг действующих рабочих идей. Россия сохранила это чувство для Европы подспудно и ревностно, она разжигала этот огонь заранее, как бы тревожась, что он может загаснуть». © Copyright: Борис Рубежов Пятая Страница, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|