О т. н. народности. Вечная тема.http://www.stihi.ru/2013/02/19/6369 О народных и народности
Третий месяц фланирует на «Стихи.ру» конкурс «Народный поэт». Конкурс, вызвавший немало споров, даже распрей, всколыхнувший самые глубины сайта, наверное, почти никого не оставивший равнодушным. И дело здесь не в жажде славы, не в зависти, не в стремлении к пиару. (Хотя с прискорбием замечаю и эти черты, читая рецензии, обсуждения и т.д., но всё же не это главное). В декабре, когда «Народный» выявил немало хороших стихов, я, как и другие любители поэзии, радовалась: наконец-то на главной странице появились СТИХИ. Конечно, уже и в декабре возникали споры, но думалось, что это происходит из-за технических недоработок, которые, как правило, устраняются в рабочем порядке. Верилось, что время отшлифует подводные камни, унесёт всё ненужное, мелкое, суетное. Казалось, вот-вот, ещё немного, и откроется настоящее, подлинное, необходимое… Не вышло. В январе я испытала шок от одной из номинаций, о чём уже писала ранее. Дальше – больше. На конкурс стало проникать довольно значительное количество стихов невысокого качества. Первоначально, когда экспертные номинации не были помечены цветом, появление слабых стихов можно было списать на самовыдвижение авторов. Понимаю, что цветовая гамма возникла вследствие желания организаторов отделить зёрна от плевел. Но разделения, как это ни странно, не произошло. Мне говорили не раз: «Всё постепенно отсеется. Не смогут графоманские стихи подняться на вершину, сколько бы ни просил конкурсант голосовать за себя». (Думаю, что ни для кого не является секретом, что ряд участников конкурса оставляет призывы голосовать за себя не только на разных страницах этого сайта, но и в одноклассниках, и в контакте, и т.п.). Но ведь поднимаются же… И в декабре были тому примеры, и в январе, но скажу лишь о феврале – это может увидеть каждый. Несколько дней в таблице голосования первое место занимало стихотворение «Блокадный кот» Елены Заостровцевой. Когда я прочитала его в первый раз, меня удивило количество положительных отзывов. Но такое часто встречается на сайте, да и конкурсанты удаляют иногда отрицательные рецензии, поэтому, пожав плечами, покинула страницу. Вернулась, т.к. увидела стихотворение на верхних ступеньках таблицы голосования. Ещё перечитала, посмотрела рецензии, потом возвращалась ещё и ещё, силясь понять причину многочисленных откликов. Среди рецензий на стихотворение были и критические, но преобладали всё-таки хвалебные. Я задумалась, отчего так происходит. Стихотворение представляет собой плохо зарифмованный рассказ – сентиментальную историю, способную выжать слёзы у тех, кто, мягко говоря, читает мало или поверхностно. Написано коряво, скучно – читала чьё-то замечание, что «едва ли можно дочитать до конца». Нет, я всё-таки верю, что неискушённый читатель дочитал и слезу уронил – плачут же наши тётеньки над разного рода сериалами и любовными романами, и плачут совершенно искренне. Разница, правда, есть: над романами и сериалами плачут от душевного одиночества, от жизненной пустоты; здесь – от важной темы. Война прошла по судьбам многих семей. Мою не обошла тоже. Но это не служит оправданием голосования за плохо написанное стихотворение. Наоборот. Если берёшь такую тему – пиши хорошо или молчи. Самые важные темы особых слов требуют. Ни пафос, ни сентиментальность здесь не уместны. Вообще, хоть убейте меня, не могу понять, почему люди, со школьной скамьи, а то и раньше, читавшие Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, могут восхищаться таким? Неужто не видят разницы? Даже если взять чисто военную тему, разве у нас не было Давида Самойлова, Николая Старшинова, Юлии Друниной, Константина Симонова? Неужели всё это было прочитано впустую? Просто «пройдено» в школе? Грустно, даже горестно… А самое горькое для меня – то, что стихотворение было номинировано кем-то из экспертов. Господа профессионалы не могут не видеть слабых рифм, стилистических промахов текста, притянутых за уши «политических моментов» в содержании и т.д. Не стану разбирать «Блокадного кота» по косточкам, хотя обратила внимание на некоторые замечания в рецензиях. (Так, пресловутый спор о слове «кошак». Да не было этого слова в ту эпоху, вот и всё. Точнее, было, но лишь в словаре Даля и в совершенно ином лексическом значении. В значении же, отражённом в тексте, слово появилось гораздо позднее. Пусть история и была рассказана в наше время, но чисто психологически человек, говоря о прошлом, выбирает лексику, соответствующую определённой эпохе. Не верите? – попробуйте поведать историю своих студенческих лет детям или внукам, а ещё лучше – заговорите о них с однокурсниками. На пятой минуте обратите внимание, какие слова вы употребляете. Можно прокомментировать и весь текст, но он не заслуживает столь пристального внимания. «Высочайшая похвала, какой только может в наши дни удостоиться поэт, самый громкий титул, каким только могут теперь почтить его современники или потомки, состоит в слове "народный поэт". «Как бы то ни было, но с "Юрия Милославского" начинается как бы новая эпоха нашей литературы: с одной стороны, являются истинно народные и поэтические повести Гоголя; сам Пушкин, незадолго перед тем напечатавший превосходную главу из предполагавшегося им романа ("Арап Петра Великого"), начинает обращаться к прозе и пишет впоследствии "Пиковую даму", "Капитанскую дочку" и "Дубровского"... С другой стороны, ложно понимаемая народность разлилась огромным болотом, тщанием и усердием пишущей братии низшего разряда. Мужики с бабами, кучера и купцы брадатые не только получили право гражданства в повестях и романах этих господ, но и сделались их единственными, привилегированными героями. Удачное подражание языку черни, слогу площадей и харчевен сделалось признаком народности, а народность стала тожественным понятием с великим талантом, поэзиею и "романтизмом". Это направление явилось господствующим особенно в Москве. "Разгулье купеческих сынков в Марьиной роще" получило там идеальное достоинство народной эпопеи. Ваньки и Степки с разбитыми рылами и синяками под соколиными очами стали вывозиться напоказ даже в Лондон и Мадрит, чтоб там "тосковать по родине", то есть по соленым огурцам и сивухе. Но теперь уже начинают чувствовать цену такой народности; теперь уже называют ее простонародностию и площадностию. Между тем даже и такое народное направление было необходимо и принесло великую пользу. Выше сего сказали мы, что всякое живое понятие открывается людям сперва в своих крайностях, которые истинны, как содержание понятия, но ложны, как его односторонности». «Где жизнь, там и поэзия; но жизнь только там, где идея, - и уловить играние жизни, значит уловить невидимый и благоуханный эфир идеи. Для искусства нет более благородного и высокого предмета, как человек, - а чтоб иметь право быть изображену искусством, человеку нужно быть человеком, а не чиновником 14-го класса или дворянином. И у мужика есть душа, сердце, есть желания и страсти, есть любовь и ненависть, словом - есть жизнь. Но чтоб изобразить жизнь мужиков, надо уловить, как мы уже сказали, идею этой жизни, - и тогда в ней не будет ничего грубого, пошлого, плоского, глупого. Вот отчего «Вечера на хуторе Гоголя», посвященные изображению простого быта Малороссии, дышат такою полнотою художественности, очаровывают такою неотразимою прелестию, такою дивною поэзиею. Но, повторяем, для этого нужен гений и гений, талант и талант». «…люди, которые требуют в литературе одной "народности", требуют какого-то призрачного и пустого "ничего"; с другой стороны, люди, которые требуют в литературе совершенного отсутствия народности, думая тем сделать литературу всем равно доступною и общею, то есть человеческою, также требуют какого-то призрачного и пустого "ничего". Первые хлопочут о форме без содержания; вторые - о содержании без формы». Интересно, а что вкладывают в понятия «народ и народность» господа номинаторы? Не пустились ли некоторые из них в вольное плавание по морю конкурса без точного понимания этих слов? Но если рассуждать подобным образом, стоило ли затевать конкурс вообще?.. P.S. Мне сообщили, что стихотворение Заостровцевой было выдвинуто не экспертами, а ею самой. Вероятно, я сначала увидела у неё о выдвижении в рецензиях и не проверила. Привожу часть её, относящуюся к делу: Рецензия на «Первый курс» (Елена Заостровцева) Здравствуйте, Елена. Михаил Любавин 19.02.2013 10:19 • Заявить о нарушении правил Елена Заостровцева 19.02.2013 12:26 Заявить о нарушении правил
© Copyright: Борис Рубежов Пятая Страница, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|