Интервью. Статус поэта. публикация из сетиhttp://www.litis.org/intervju/status-poeta.html#more-2550 Интернет-пространство не ругает сейчас только дикий или ленивый. Другие говорят, что современная российская поэзия перекочевала в сеть, и там ей самое место, потому что только там «поэтический читатель». Помочь разобраться с современной позицией поэта мы попросили ОЛЬГУ АНИКИНУ. В 2010 году ОЛЬГА АНИКИНА получила гран-при фестиваля «Норд вест» в номинации «поэзия» 2010 год, в 2011 году стала обладательницей первой премии сайта «Стихи. Ру» в конкурсе «Поэт года» 2011, а в 2012 году Ольга была награждена специальным призом газеты «Вечерняя Москва» — «Вечёрка ТВ» в поэтической эстафете «Вечерние стихи». В 90-е годы получила несколько премий на сибирских фестивалях авторской песни (в том числе номинации «поэзия») в Юрге, в Томске, Сростках и т.д. Ольга Аникина автор поэтических сборников: « Первоцвет», 2001, издательство ВАСХНИЛ г. Новосибирск), «Соло…», издательство «Светлица», Новосибирск, «Жители съёмных квартир», 2012, издательство «Авторская книга», г. Москва. ОЛЬГА АНИКИНА о себе: «Не состою в организациях. Не значусь в списках, кроме списка второкурсников заочнго факультета литинститута. Пишу, сколько себя помню. Первые стихи – это было что-то вроде табличек, развешенных на предметах. Мне было лет пять и на шкаф я повесила стихотворение о том, что такое шкаф. На стол – что такое стол. На раковину в кухне – тоже какое-то глупое четверостишие. Это давало мне ощущение счастья и понимание, что наконец-то всё «стало правильно». Я долго потом отучалась как развешивать ярлыки, так и пытаться сделать так, «чтобы всё было правильно». Когда у меня начали получаться какие-то сносные детские стихотворные пробы, домашние решили, что нужно уберечь ребёнка от литературы, и постоянно внушали мне, что я будущий врач. Днём и в стенах квартиры я слушала домашних, а ночью или на улице – я слушала себя. Так и вышло, что у меня в жизни оказалось два важных дела, ни одно из которых я не могу оставить. Когда я оканчивала школу и пыталась поступать в гуманитарный вуз, мне подкладывали на стол Чехова, Булгакова и Вересаева и говорили: «А тебе – слабо?». Тогда я ещё велась на «слабо». Так я стала врачом. В литинститут я поступила в 2011 году. Ко времени поступления основные мои заслуги в том, что я: - разучилась развешивать ярлыки, - поняла, что я очень мало знаю и катастрофически мало читаю, - поняла, что только что написанные стихи – это ещё на стихи вовсе, - смирилась также с тем, что полжизни было отдано не стихам, - многократно усомнилась в предыдущих разовых успехах, - обнаружила, что на свете полно людей, которые в сто раз талантливее меня, и научилась любить и ценить этих людей. *** - Ольга, каковы, на ваш взгляд, основные признаки современного поэтического процесса, по которым его смогут маркировать исследователи будущего? - Многие считают, что один из таких признаков – настойчивый и порой безуспешный поиск читателя. Результаты попыток что-либо навязать современному читателю практически равны нулю. Как правильно поступить, что правильно сделать – эти доводы вообще мало влияют на человека. Он все равно пойдет туда, где интереснее. Рамок нет. На самом же деле читателя искать не нужно. Нужно искать только свой голос и «свою ноту» и искать всю жизнь, и не изменять самому себе. Однако творчество не должно уходить « в стол». Интернет помогает сделать написанный текст доступным многим. Поэтому на поэтических сайтах сейчас такое количество поэтов разного уровня, работающих в разных стилях. И основная масса читателей, ищущих «своего» автора — тоже там. - Нет ли опасности, что поэзия, как дело все еще элитарное, постепенно оказывается делом всех, кто имеет доступ к хотя бы к дешевому нет-буку? Вот Стихи.ру, например. Дело не в массовости, а в том, что в интернете кто «писатель», тот и читатель, в нашем случае это означает, что поэты читают друг друга. С этой точки зрения хорошо, что пишут многие – ведь и читают тоже. Правда, неприятно, что существуют рейтинги, которые превращают поэзию в своего рода спорт, в котором для победы все средства хороши. Кроме того, этот ресурс до некоторой степени свалка текстов. Но – поэтическая свалка и, поэтому, как и во всяком поэтическом сообществе, здесь представлены очень разные люди. - Вы можете привести примеры? - Наряду с «простыми смертными» на сетевых поэтических ресурсах есть страницы Евгения Евтушенко и Игоря Губермана. А в жюри поэтических конкурсов иногда присутствуют самые разноплановые личности - и писатели, и поэты, и актёры. В жюри конкурса «Поэт года» были и актёр М. Ножкин и православный публицист В. Никитин. - Как из этого огромного моря можно выбрать качественные тексты? - По цепочке. Сначала придется самому отыскать человека, творчество которого вам близко. А затем отслеживать его избранных авторов. - Так и обнаружится поэзия? Да. Кроме того, сейчас медийные структуры пытаются осуществить некий прорыв в этом направлении, процессе отбора. «Вечёрка.TV», например. Судя по реакции аудитории, ей это нужно. Такие проекты как раз своего рода гиды по интернету. Однако судить о качестве той поэзии, которую предлагают уже, в том числе, и с экрана – придётся самому зрителю и слушателю. Если у тебя есть вкус, слух и чутьё, ты обнаружишь «настоящее» без труда. А «шелуха» — отсеется. - И все же, как быть с массовостью? К сожалению, одаренность пока еще не стала всеобщим явлением. - Возможно. Но почти никто из хороших поэтов не пренебрёг публикациями в интернете. Да, сейчас нужен другой качественный этап, нужен «прорыв». Я не знаю, когда он должен случиться, но должен обязательно. Количество однородной массы приближается к критическому. - То есть освобождение от классики и бегство в интернет, где все свои? - Ну почему же освобождение. Есть поэтические объединения. Есть ещё и Литературный институт, в котором – своя среда, свой микроклимат… В Литературном институте проводятся поэтические семинары. Есть замечательные поэты, которые ведут свои семинары – Евгений Рейн, Олеся Николаева, Сергей Арутюнов. Я посещаю семинар филолога и критика Г.И. Седых, иногда удавалось заглянуть в гости и к «арутюновцам». - Вот, нашлось и словечко-определение… - Хорошее словечко. Это плеяда. Все же у кого-то учились. В лицее у Пушкина был Куницын… - При всем уважении, ну и сравнения у вас, Ольга! - Это не сравнение, это аргумент. - Влияет ли обучение гуманитарным наукам, да еще со специализацией у мастеров того или иного жанра, на статус творческого человека? - Научиться вообще нельзя, если вы об этом. Мастер лишь придает направление. А там уж – как сложится. Евтушенко и Ахмадуллина могли представиться: «Я поэт». «Я собираю стадионы». Сейчас представляться: «Я поэт, у меня на «Стихи.ру» двести пятьдесят читателей в день», – несколько наивно. Такого статуса, в общем, нет. - И все же вы стали поэтом. Расскажите нам – как? - В юности я как-то заявила дома: «Мама, хочу на филологический». Мама ответила: «Вот Булгаков, он пробился. Вот Чехов, он тоже. Иди в медицинский. Со специальностью не пропадешь, а в поэзии – и с ней пробьешься». Сибирская поэтесса, знавшая мои стихи, Нинель Созинова сказала: «Не бросай». Я не бросила писать и пошла в медицинский. Работаю. Пишу. А как всё дальше сложится, и какой вес в итоге будут иметь мои стихи – не знаю. Только время покажет. - Насколько нам известно, вы начинали в авторской песне. - Я уже давно не пою. Мне кажется, что бардовская песня — очень ограниченное пространство. Музыкальное сопровождение, особенно, если это не группа, а только акустическая гитара, загоняет в очень жесткие рамки, когда дальше определенного аккорда не пойдешь. Но там, конечно, тоже есть поэзия. - Недавно мы отмечали день рождения Владимира Высоцкого. Бродский говорил, что он, прежде всего поэт, а уж затем исполнитель своих песен, театральный и киноактер. Вы согласитесь с этим? - Конечно, поэт. Тут дело не только в текстах. Важна еще и харизма, и сама жизнь человека, личность. В случае с Высоцким все совпадает. - Ольга, как человек, чья творческая жизнь связана со стихами, скажите, на кого ориентируетесь лично вы? - Мне повезло почти не попасть «под влияние» Бродского. Но каждый период высвобождает что-то свое. Мне долгое время, да и сейчас, близки стихи поэтов «Парижской ноты» и тихих лириков. Из молодых современников – Александр Кабанов, особенно его ранние стихи. Из ушедших поэтов – Денис Новиков, Сергей Королёв, Борис Рыжий. Из частных привязанностей – стихи Михаила Анищенко, Яна Бруштейна, Алексея Ивантера. Хороших поэтов на самом деле много и это очень интересно – читать и слушать их, знакомых и незнакомых, наблюдать как они сами и их стихи изменяются с течением времени, в течение моей и их жизни. Я слежу с интересом и сопричастностью за работой Евгении Ланцберг, Дмитрия Артиса, Амирама Григорова, Сергея Арутюнова, Марины Немарской. И ещё – мне очень интересно, как сложится литературная судьба у ребят с моего семинара в литературном институте. Поэтому за их новыми работами я также пристально наблюдаю и иногда чему-то учусь. Беседовали Сергей Шулаков и Ян Мищенко С творчеством Ольги Аникиной Вы можете ознакомиться здесь (ссылка) 3 февраля 2013г © Copyright: Борис Рубежов Пятая Страница, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|