22-25
22
Читаю русские бытовые сказки. Надо сказать, я в некоторой растерянности. Стало формироваться недоверие к материалу. Понятно, что жанр "низкий", сатирический. Это волшебные сказки изображают преимущественно героев. И все-таки немного чересчур. Чересчур ернический, я бы сказала - псевдонародный, язык. Очень тенденциозный отбор. Очень странный образ русского народа вырисовывается. Вот представила: читает эту книгу западный читатель, ничего о России и ее народе не знающий. Его впечатление будет стопроцентно негативным: да, это действительно империя зла и угроза цивилизованным людям! Я не ура-патриотка, чтобы воображать русских людей чудо-богатырями без изъяна, но от книги складывается впечатление, что русскому вообще никакого ума не дано, что для него высшей доблестью является украсть, ограбить, перехитрить, а потом все добытое пропить; что ему от природы присуща бессмысленная жестокость, алчность и трусость. Я никак не могу согласиться с этим. И чем дальше - тем больше. Что-то не то. Чтобы от сказок, пусть и сатирических, возникало ощущение гадливости... Что-то не так с этими сказками... Эта книга вполне могла бы быть настольной у Макаревича и Венедиктова и полностью оправдывала бы их.
23
Когда люди подспудно чувствуют свою несостоятельность, они не только сами агрессивны, но и усердно ищут агрессию у других, выкручивая и перекручивая все, что возможно.
24
Задела фраза: "Не надо путать настоящее Творчество с настоящим Искусством". Верно. Мы творим, выплескивая душу, но это не значит автоматически, что мы создаем настоящее Искусство. Но если бы мне предложили выбор между творчеством и искусством, по принципу "что тебе важнее?", я бы отдала свой голос творчеству. За ним я вижу человека. А за многими произведениями искусства - лишь умение, и оттого мне с ними скучно. Меня можно упрекнуть в отсталости, отсутствии чутья на прекрасное, в чем угодно - пожалуйста! Но мне скучен Малевич, Петров-Водкин, Пикассо, меня тошнит от Дали, мне скучно читать авторов, которых выбирают в лучшие местные эксперты. Я хочу соприкасаться душа с душой, а уж отнесут ли Душу к Искусству - дело десятое.
25
Эта автор была бы очень хороша, если бы не игнорировала знаменитое "краткость - сестра таланта". Она стремится описать все детально, со всеми подробностями, ей кажется, что они очень важны, важно описать, что за время было, какие нормы были приняты в обществе, как оделся персонаж и так далее. Бесконечные отступления, в итоге - основной сюжет потерян, он запутался в куче дополнительных. Надо такое? мне кажется - категорически нет. Многие детали легко можно передать мимолетным штрихом, а иногда и передавать их незачем. Вот и получается рассказ страниц на 20, в него приходится вникать, держать одновременно в уме все побочные сюжеты, в итоге, доходя до конца, невольно ощущаешь облегчение. Но вряд ли автор хотела именно этого чувства...
Другие статьи в литературном дневнике:
- 29.12.2014. 22-25
- 27.12.2014. 1-21