Савва Мажуко
Игра в спасение
Арх Савва Мажуко ( из книги Духовные упражнения)
Однако кроме богословских состязаний религия может предложить и другие формы игры, и самая известная из них - это "игра в спасение." Целый букет эмоций! Бесконечный сериал, в который вы можете включить не только родственников, детей, знакомых, но даже своего духовника. Сосредоточьтесь на подготовке к исповеди. Сколько азарта в составлении перечня грехов! Есть даже специальные пособия и таблицы с диаграммами! Удивляюсь, почему до сих пор не появились удобные мобильные приложения?
И надо бы смеяться, да не смешно. Какое жалкое зрелище -- человек религиозный, но уже давно не верующий, человек, у которого религия вытеснила веру.
Бюрократ, загипнотизированный игрой бумаг, папок и статистики жалок, но он всего лишь играет в одну из многих взрослых игр, обретая смысл жизни в этой мелочной суете и круговращении.
Верующий человек, увлекаясь сладострастием игры в религию, совсем не замечает, что в какой-то момент он начинает обходиться без людей, а потом и без Бога, и это никак не мешает ему спасаться.
С живыми людьми не оберешься хлопот. С живым Богом жизнь становится сложна и непредсказуема. Бог должен знать своё место и не выходить за рамки своего "исконного оклада".
Бог не должен мешать с моей религии!
Слово "религия" обычно переводят как "связь"-- связь между человеком и Богом. Бывает так, что религия вместо связи становится препятствием между мной и Богом, и это самое грустное, что может случиться с христианином.
Один мой приятель, рассуждая о нашей религиозной суете, о захватывающих землетрясениях в нашей "церковной песочнице", сказал грубо, но точно: "Такое чувство, что Христос у нас как тот владелец "хаты на Новый год": все празднуют, веселье в разгаре, застолье и танцы, а про хозяина уже давно забыли.
Если в аду есть уровни, то самое дно отведено для отправления точного религиозного культа, для "религиозных игроманов", которым не нужны ни люди, ни Бог.
Как не пропустить у себя в глазах этот огонёк религиозного сладострастия? Ведь борьба с игрой сама может превратиться в игру.
И так страшно бывает спросить себя: кто я---христианин или геймер восьмого уровня?
Где спастись от жизни?
Савва Мажуко ( из книги Духовные упражнения - отрывки)
......
В старину в церквях прятались от смерти, пришло время, и в храмах стали скрываться от жизни.
Как-то рано утром я стоял на братском молебне и вспоминал одного престарелого инока назовём его отец Икс или по церковному Иксий. Он был человек клиросный и любил богослужение. Но ещё сильнее он любил церковный устав. Каким вдохновением загоралось его лицо, когда он говорил о тонкостях совмещения разных служб, о количестве повторения стихир и способе чтения канонов, вычитке правила и положенных на трапезе блюдах!
......
В юности ошибаться легко и приятно. Энтузиазм отца Иксия оказался не романтикой, а другим мотивом, о существовании которого я тогда не подозревал. Жизнь - это не просто биение сердца. Это биение сердца сейчас. Живое только в настоящем. Прошлого нет его не существует. Есть только то что есть сейчас. Тому, кто прячется от жизни претит настоящее.
.....
Всё старое было для него оправдано и свято своей стариной тут царила не романтика, а нервозная неприятие живого, жизни.
( О его келии)
В церкви очень удобно и уютно прятаться от жизни.
А кабы к утру умереть,
Так лучше было бы ещё.
За религией легко спрятаться от жизни. По своей природе религия консервативна, она должна хранить старину, поддерживать традиции.
Человек, который не может себе простить, что он жив, комфортно устроится в религии, ведь она постоянно говорит о мире загробном, зовёт все мысли и надежды направить туда, в тот лучший мир.
Что ждёт там никогда не живших-- это не самый горький вопрос. Куда важнее спрашивать себя сейчас, пока жив:
Чего я ищу в Церкви-- Христа или убежища от жизни?
Религия -- область сложная и туманная, а там, где много тумана, легко торговать подделками.
Самодурство можно выдать за норму духовного руководства, лакейство за смирение, мазохизм за кротость, ненависть к людям за подлинную аскезу, тупость за святую простоту, безразличие за бесстрастие, "комсомольский задор" за ревность о чистоте православия, а боязнь жизни за отречение от мира.
И эта ложь так удобна всем, что сами обманутые бодро становятся на её защиту.
Ах, обмануть меня не трудно,
Я сам обманываться рад.
Только ведь вера-- это то, за что люди идут на смерть. Умереть за Христа -- благородно, это честь, которую надо заслужить.
Но умирать за "э т о"?
Остерегайтесь подделок.
Другие статьи в литературном дневнике: