"Чем ясней обретает человек внутри себя Царство Христово, тем всё сильнее он чувствует действительность дыхания огня благодати, и тем, поэтому всё яснее сознаёт, что только "благоговением и страхом можно служить благоугодно Богу", потому, что вне благоговения и страха этот же самый огонь будет "огнь поядающий". Если мы,- говорит апостол,-- получив познание Истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников". Огонь перестаёт быть неопальным, и трава человеческая сгорает.
Слово Божие есть учение не только о любви благодати, но и о страхе, о "страшном ожидании суда". И то и другое учение есть единое Евангелие, проповеданное миру. Зарождение в душе новоначального страха есть первое движение веры, наконец-то полностью поверившей Евангелию. Ведь мы всё верим "отчасти": то, что нам Евангелии не нравится, мы отбрасываем или "забываем". Вера знает, что в Слове Божием есть не только догматы, заповеди и обетования, но и угрозы. И вера принимает это всё как единое священное целое: всеми очами смотрит она на лицо своего Учителя. Угрозы Его вечными муками также священны для веры, как Его обетования: и те и другие были "словами благодати исходившими из уст Его." Вера не анализирует в какой-то моральной лаборатории Слова Божественной любви о муках, но принимает их как непостижимый закон Её справедливости.
Путь Веры есть именно путь именно веры, а не рассуждения ума, ещё не вступившего в её глубокие воды.
" Глубина веры, - говорит блаженный Диадох,- будучи водою забвения, не терпит, чтобы в неё смотрели или её узревали любопытными помышлениями. Будем же в простоте ума плыть по водам сим, чтобы таким образом доспеть в пристань воли Божией"(Добр.3,18)
(С.И.Фудель путь отцов)