***Где был ты никем Екатерина Домбровская Вдруг, случайно увидев новейшее изображение группы русских святых старцев - белобородых, в древних скуфьях, - таких дивных, сказочно прекрасных, поистине благородных, почему-то вдруг вспомнилось старинное предание о встрече святого Антония Великого с кожевником на рынке, к которому его направил Сам Господь, чтобы святой Антоний увидел того, чей подвиг превзошел его отшельническую святую жизнь. Направил к тому, кто непонятно как, но сумел превысить меру и ценность христианского подвига самого Величайшего в Пустыне мира Антония. Кожевник, торгующий на базаре... Серый человек и серая жизнь. И к нему за наукой и за уроком святости отправлен Антоний?! Но в чем же она, эта святость? Чем так стала угодна Богу? Разве не тем святость удостоверивается, что человек обретает некое звание, форму, чин (соответствуя ему, конечно), и чин сам уже несомненно несет и воздымает человека над миром других, чинов не имеющих? Человек + чин - могучая сила. Но, оказывается, не для Бога, собравшего простецов и мытарей в свое братское воинство. Человеки без чинов и без регалий. А тут - простой кожевник. Семейный мастеровитый работяга, торгующий своими трудами на базаре, - чему он мог научить по изволению Божию Великого Антония? Из списка в список передается одно: кожевник, мастеря свои сапоги, смотрел в окно, на проходящих людей и воздыхал: все они спасутся, один я погибну. Так в чем отличие? И Антоний так мыслил. Неужели ж был гордым? Нет. Не в том, думается, сокровенная тайна предания. А в том, что истинной святости сумел достигнуть невидимый и не облагороженный никакими чинами, ничем внешне ценным и достойным, и тем паче саном возвеличенный, человек. Совсем никакой человечишко, Антония, преподобного отшельника и монаха превзошедший, простой серый, скромный, семейный обыватель - некий кожевник ... Как получилось, что мы об этом кожевнике забыли и перестали понимать святость в ее истинном виде - без опор, без приставок, без подпорок?! Разумеется, мы должны чтить и чин и сан, ибо мир Бог устроил иерархично, но святость - она выше чинов и санов. Не ими сильна и их превозходит. Чем? Без чина и сана - без этих великих подпорок человеческой уверенности в себе, твердости и крепости, - как устоять в этой жизни, полной испытаний, искушений, унижений, и сохранить живое сердце в чистоте, безкорыстии, любви, и душу - в полной покорности воле Божией? Без "честь обязывает" сохраниться в тотальном безчестии этой земной жизни? Здесь и великая тайна святого юродства о Боге: никаких подпорок земных. Никаких. Здесь же, в этих основаниях, и незримая высота святости простого человека о Боге - даже не обособляющегося юродством, но где-то как-то живущего и не имеющего никаких вообще подпорок, даже тех - в виде особенных даров и крайностей отречений от мира, что присутствуют и на чем стоит истинное юродство. А тут? ...Не лезь среди первых и в первых никуда. Не мнись смиренным и не смей идти последним, яко самый смиренный. Но смирись с серединным местом. Затеряйся в нем, в земной толпе... На базаре жизни... В грустных обиталищах сокрушенных и смиренных сердец... И сам ты ничего этого о самом себе и не знал, кроме как одного: все, знай, твердить, да с обреченностью: "Все спасутся. А я погибну". P.S.Удивительно как долго в трактовках этого момента (Божиего поучения Антонию) мы шли на поводу букв и поверхностного чтения. Впрочем. Многое в нашей науке из наук аскетике, в истории Церкви еще не рассмотрено достодолжно. Теперь и подавно. У меня выше поставлен простой вопрос: а что св. Антоний не имел великого смирения, не видел свои грехи как песок морской, что Господь послал его поучиться? Имел, видел. Великий подвижник Божий был. Но что-то же явилось поводом для преподания ему этого Божиего урока? Полагаю, привычка человеческая, земная придавать слишком большое значение внешним регалиям и не уметь видеть вживе святость простых людей, хотя бы тех бедных вдов, что клали в церковную сокровищницу "все житие свое", свои последние гроши, как видел то Сам Господь. Это толкование открывает нам око и на грядущие Божии Суды и приоритеты в нашем спасении, на любимый Богом человеческий образ, Им избранных среди званных. Вот как на такого кожевника из Александрии. Итак, все дело в Божественном приоритете простых, не видных, ничего не значащих в этом мире сердец в сравнении с изобретенными миром людей разнообразными успехами, карьерами, возвышениями, котурнами, пъедесталами, даже самыми почетными, вроде монашества и великих творческих успехов гениев, но в чем-то не дотягивающих, как оказывается, до простоты ничего не значащего в мирских табелях о рангах человека с чистым сердцем и глубочайшей богопреданностью, несмотря ни на какие испытания его скромной жизни.
© Copyright: Лидия Павловна Володина, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике: |