***

Лидия Павловна Володина: литературный дневник

Холодное сердце


Екатерина Домбровская


Отчего так 6ывает: человек верующий, церковный, старающийся служить делу Божию своими руками... а сердце у него холодное? Правда не все, совсем не все слышат это холодное дыхание, исходящее от человека. Не всем дано различать духовно добро и зло, энергии Божии и энергии демонические, дыхание духовного холода и дыхание духовного тепла.


Истинное духовное устроение человека сокровенно. В нашем внешнем поведении - множество обманок, лукавства, которые даже сам человек давно в себе не замечает, поскольку едва родившись, начал учиться усыплять в себе голос совести. Часто ли нынешние дети совестливы, жалостливы к чужой боли, смущаются ли на свои грубости и детские проявления жестокости?


Однако есть некое человечкое проявление, которое способно делать все тайное явным - это слово человека словесного, сколько бы слово его не изощрялось в лукавстве и упрятывания себя истинного. Однако слышание и различение духовного подлинника человека ( хотя бы в основных параметрах) - удел совершенных.


В чем оно, духовное совершенство? В чем святость человека ( что почти одно и то же)? Святоотеческий ответ: в пронизанности человека дыханием Духа Святаго, в наученности человека Самим Духом. "Утешитель же Дух Святой, Которого Отец пошлет вам ради Меня, научит вас всему", - говорит о том Сам Господь в Прощальной беседе с учениками (Ин. 14:26). Не случайно и Серафим Саровский видел путь совершенствования человека как стяжание Духа Святаго. Но КАК Дух стяжевается? КАК совершается эта "купля"? На этот вопрос дает ответ все святоотеческое наследие. Те, кто сами шли по этому многострадальному пути, дают нам ответы от опыта. "Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу, - наставлял Мотовилова Серафим Саровский, - и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: Купуйте, дондеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф.5:6 ), - то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа".


Этот драгоценный опыт обретается на пути исполнения заповедей евангельских. А они, по словам святых, для человека вышеестественны и требуют великого пересиливания человеком самого себя - своей самости. Смиряйся, не хвались, кайся, уступай, проси прощения первым, не садись на первое место, не осуждай других грешников как фарисей, не тщелавься и не угодничай перед людьми, жди помощи только от Бога, прощай обидчиков до донышка сердца, молись за собственных врагов, твори им истинное, не показушное добро, не лукавь, не лги,
не жадничай, не занимай Божие место в сердце никем и ничем, отрекайся от своей воли ради послушания Богу, смиряйся... Круг замкнулся, хотя в нем еще множество заповедей - кто сколько сможет вместить.


На несовершенный взгляд человеческий внешнее благочестие (и в слове тоже) надежно скрывает от нас истинное состояние другого сердца. Почему так? Ведь тот, другой все вроде правильно говорит, и кажется, и делает правильно, и живет чисто, и умеет быть ласковым и чувствительным, и даже приятным во всех отношениях человеком, но холодом от него так и разит. Да вдобавок еще и сокровенной надменностью, и самовлбленностью, самоуверенностью... Не духовной строгостью за которой самоотверженная готовность бежать на помощь немощному брату, блюсти его пользу духовную; не замкнутостью и молчаливостью отреченного жития, за которым - чистое смиренное сердце, но именно холодом разит от такой души.


Как же определить природу этого холода, его источник, причину этой холодности?
Наверное, ответ прост: сколько не святи гордого софитами, сколько не ублажай его, сколько не согревай его в своих объятиях, сокровенная гордость его не пропустит ни свет, ни тепло. Или как говорил наш старец: поприжми человека и увидишь, что за духовные вериги на нем, не маскировка ли они?


Церковь всегда напоминает нам, что гордого исцеляет только Бог. Правда, если человек поверит умом в то, что гордость живет в нем, а еще лучше - почует ее в себе сердцем, воспылает ненавистью к своей испорченной душе, то к нему расположится Бог и начнет помогать через обстоятельства жизни, через людей, благодатными прикосновениями Утешителя и Наставника Духа Святаго.


Великие отцы Православия и сами опытно пришли к знанию того как и чем стяжевается Дух Святой, и другим помогали богатеть в Бога. К примеру, наш незабвенный старец-владыка часто напоминал, что Господь стучится к нам, когда нам совсем невмоготу. Когда сами мы больны и немощны, а другой требует внимания, утешения, заботы и притом нимало не озабочен, а что и как с нами; когда ты нищ во всех отношениях как та вдова, и отдаешь Богу свои последние две лепты... Как то делал, к примеру, великий Московский Батюшка Алексей Мечев, раздавая нуждающимся свои скуднейшие семейные копейки, а своих детей лишая утешения к празднику; когда по смерти любимой супруги по благословению Иоанна Кронштадтского поставил себе как путь жизни - взятие на свое сердце скорбей других - он называл это "разгрузкой" страданий других, и отдавал себя всем безжалостно.


И вот чудо истинной христианской жизни - он стал не только великим старцем - опытным наставником духовной жизни и печкой духовной для множества несчатных современников в первые послереволюционные годы, но и по сей день - он открыт для всех к нему со слезными просьбами припадающих. Вот только все ли способны понять, что батюшкина помощь придет не просто к слезно просяшему, но к тому, кто, как и он, готов все отдавать ближнему: готов уступать, щадить их немощную совесть, жалеть их, молиться о них...


О том говорил, между прочим, и наш владыка-старец, когда близкие просили молитв об одной непрестанно болящей душе: "Она всех на себе носит, - отвечал владыка, потому и болеет все время, - а Господь дарует ей благодатную помощь, хотя ей все равно и больно, и очень трудно порой, но зато в ней свершается невидимое, то, великое, что называется Божиим преображением в Духе".


Святоотеческая аскетика стоит на твердом постулате: главная нечистота человека в гордости, в самости (своеволии), эгоизме, любови к себе на первом месте (и все это -гордость), хотя на словах и даже в делах внешнего благочестия окружащие не всегда это в нем усматривают. Но гордость, живущая в нас, дышит в мир холодом. Теплом духовным дышат только те, кому Бог помогает за их произволение очищаться от этого демонического наследия. А какова эта "очистка", мы знаем: даждь кровь и приими Духа. А без этого любые внешние приятности холода духовного в человеке не сокроют. Правда, от опытных и трезвенно внимающих, и тех, кто все это уяснил хотя бы головой и верой, и терпеливо учится, вИдение этой болезни ближних все-таки обнаруживает себя.


...А в тепле-то куда как хорошо всем. Только следует помнить и понимать, что струится животворящее тепло как из образов Богородицы, Матери нашей, так и с наших - вслед за Господом, - крестов. Только так.



Рецензии


Дорогой мой Автор! Название статьи привлекло, а рассуждать
на столь высокую духовную тему, конечно, мне не по силам.
Однако, вот что попутно вспомнилось. Ограниченная в чтении,
я слушаю аудио книгу по ночам и часто это Чехов.
Целый ряд героев, за которых болит моё сердце - доктор Дыиов,
отец Христофор, Мисаил, герой из "Рассказ неиз - вестного
человека"- которых я принимала за слабохарактерных, безвольных, уступчивых дюдей,
проигрывающих в решительной жизненной ситуации.


Но отсутствие эгоизма, внешней гордости, как раз, и являются
характерными ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ чертами представителей ХОЛОДНОГО духовного
начала в человеке - Фон Коррена, хохла Коваленко из "Человека в футляре".
Отца Маши из "Моя жизнь". Даже, неожиданно для себя, причислила к ним молодого
главного героя из "Учителя словесности".
И это не просто симпатичные люди,а обладающие постоянно тревожно болящей душой.
Короче перешла из эмпирических рассуждений прямо к чеховским фактам. Вероятно,
вызову твою улыбку,Катюша, но прими в ответ на твою большую статью, которую я всё-таки прочла. Твоя Галя.


Галина Алинина 14.05.2024 03:37 •
Моя дорогая, ты, конечно, права тысячу раз! И в отношении сердечного тепла, которое рождается и излучается из смиренного сердца. А смиренное сердце чаще где, у кого? У многострадальных людей, ведь "скорбь выбаливает грех" из души человека, она как божественное прижигание выжигает гордыню, дает расти покаянию, смягчает тем самым сердце и согревает его... Названные тобой герои Чехова, и мои самые любимые светлые личности. Антон Павлович и сам любил таких людей. Только в них он чувствовал тепло и милость, способность понимать, терпеть, прощать других людей жестского склада.


Древняя молитва: возьми от меня сердце каменное и даруй мне сердце плотяное... Дорогая моя Галя, Бог дда хранит тебя!


Екатерина Домбровская 14.05.2024 05:30
прости опечатки. Боюсь править. Прошлый раз у меня так слетел большой ответ. Целую тебя.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.05.2024. ***
  • 19.05.2024. ***
  • 18.05.2024. ***
  • 17.05.2024. ***