Уильям Джеймс Сайдис

Уильям Джеймс Сайдис  1 апреля 1898, Манхэттен, Нью-Йорк, США — 17 июля 1944, Бостон, США) — эксцентричный вундеркинд, знаменитый в США в начале XX века, обладавший необычайными математическими, лингвистическими и умственными способностями.


Родился 1 апреля 1898 года в Нью-Йорке, вырос в семье евреев-иммигрантов из города Бердичев (в то время входил в состав Российской империи, сейчас находится на территории Украины). Уильям был назван в честь своего крёстного отца, Уильяма Джеймса, американского философа, с которым дружил его отец Борис Сайдис. На родине подвергался преследованию по политическим мотивам и провёл 2 года в одиночном заключении. В 1887 году эмигрировал в США, где получил учёную степень доктора медицины в Гарвардском университете, преподавал там психологию, опубликовал ряд книг и статей. Являлся одним из самых значительных психиатров и психологов США своего времени. Основал такое направление, как психопатология, занимался вопросами гипноза и групповой психотерапии, написал книгу «Психология внушения», которая и по сей день считается авторитетным изданием. Борис критиковал деятельность Зигмунда Фрейда и был категорически против «безумной эпидемии фрейдизма, вторгающейся в данное время в Америку». Кроме того, Сайдис критиковал популярную в те годы евгенику и выступал против Первой мировой войны. Борис был полиглотом и смог привить это качество Уильяму в раннем возрасте[1]. Мать Уильяма — Сара Сайдис (Мандельбаум) — окончила медицинский факультет Бостонского университета в 1897 году, но бросила свою карьеру для воспитания Уильяма.

Родители хотели «сделать» из своего сына гения, используя собственные методы обучения, за которые их критиковали. В возрасте 18 месяцев Уильям смог прочесть газету «Нью-Йорк Таймс», в 6 лет он стал атеистом. До своего восьмилетия написал четыре книги. Его IQ оценивался в районе от 250 до 300 (наивысший зафиксированный IQ в истории)

«Любовь к знаниям можно пробудить в раннем детстве, и она сохранится на всю жизнь», – утверждал Борис. По его теории, большинство людей использует 10% своего мозга, но при упорной работе можно задействовать весь потенциал. Вместе с Сарой он сформулировал правила воспитания детей так: избегать любого наказания как первого источника страха, пробуждать любопытство, внушать новый интерес перед сном, отвечать на все вопросы ребенка, не хвалиться ребенком, не врать ему, не заставлять его учиться и всегда объяснять, а не запрещать.

Подход дал результаты. Уже в шесть месяцев Билли сказал «дверь» и «луна» по-английски, а в полтора года прочел The New York Times и освоил письмо. К восьми годам Уильям уже знал иврит, турецкий, армянский, русский, французский, немецкий, греческий и латынь. На основе четырех последних языков он еще и изобрел собственный язык «вендергуд». Взрослым он будет в совершенстве знать 40 языков. К восьми годам юный гений составил свою логарифмическую таблицу и написал четыре книги по астрономии и анатомии. Но больше всего Уильяма привлекала математика.


Люди /Общество
Затравленный вундеркинд

14.06.2018
К 16 годам он знал 40 языков и преподавал в Гарварде. Но не выдержав травли от студентов, ушел в подполье к социалистам. Как итог – допросы в полиции и литры снотворного, которые заливал в него для перевоспитания отец.

В январе 1910 года скромный 11-летний Уильям Джеймс Сайдис с успехом отчитал двухчасовую лекцию по четырехмерному пространству для 70 ученых в Гарвардском математическом клубе. По следам этого сенсационного события The New York Times опубликовала обстоятельную статью о вундеркиндах. В ней мальчика из Нью-Йорка сравнивали с Паскалем, Ампером, Гауссом и другими великими, чьи «универсальные» феноменальные способности проявились в раннем детстве. Это был первый и последний раз, когда пресса говорила об Уильяме с придыханием.

Гений Уильяма выстроили родители – Борис и Сара Сайдис. Борис перебрался в США из Бердичева, в России он был политзаключенным, в Америке стал светилом психопатологии. Он рьяно критиковал Фрейда и категорически не принимал евгенику, считая, что умных детей нужно не селекционировать, а воспитывать. Сара, тоже эмигрантка из Российской империи, сама подготовилась к поступлению в медицинскую школу при Бостонском университете и успешно ее окончила, что было огромной редкостью для женщин в те годы. Когда 1 апреля 1898 года родился их первенец, Уильям, они решили: мальчик станет самым умным человеком в мире. Они его таким сделают.

«Любовь к знаниям можно пробудить в раннем детстве, и она сохранится на всю жизнь», – утверждал Борис. По его теории, большинство людей использует 10% своего мозга, но при упорной работе можно задействовать весь потенциал. Вместе с Сарой он сформулировал правила воспитания детей так: избегать любого наказания как первого источника страха, пробуждать любопытство, внушать новый интерес перед сном, отвечать на все вопросы ребенка, не хвалиться ребенком, не врать ему, не заставлять его учиться и всегда объяснять, а не запрещать.

Подход дал результаты. Уже в шесть месяцев Билли сказал «дверь» и «луна» по-английски, а в полтора года прочел The New York Times и освоил письмо. К восьми годам Уильям уже знал иврит, турецкий, армянский, русский, французский, немецкий, греческий и латынь. На основе четырех последних языков он еще и изобрел собственный язык «вендергуд». Взрослым он будет в совершенстве знать 40 языков. К восьми годам юный гений составил свою логарифмическую таблицу и написал четыре книги по астрономии и анатомии. Но больше всего Уильяма привлекала математика.

Мальчик пошел в школу в пять лет, и к концу учебного года он был уже в седьмом классе. В шесть лет вундеркинд для интереса сдал экзамен по анатомии в Гарвардской медицинской школе, а в десять лет захотел стать полноправным студентом Гарварда. Ему отказали по причине «эмоциональной незрелости». В том же году его приняли в Университет Тафтса, и следующие месяцы он выискивал ошибки в учебниках по математике и теориях Эйнштейна. Еще через год он все-таки поступил в Гарвард, став самым молодым студентом в истории вуза.



Гарвард и жизнь в колледже (1905—1915)

С первой попытки отдать ребёнка учиться в Гарвард Борису не удалось — в 1905 году руководство университета не захотело принимать такого молодого студента. Но через четыре года, когда Уильяму исполнилось 11 лет, он поступил в Гарвард на экспериментальное отделение для одарённых детей, став самым молодым студентом. В его группе учились такие известные личности, как отец кибернетики Норберт Винер, инженер-изобретатель Ричард Бакминстер Фуллер и композитор Роджер Сешнс. В начале 1910 года знания Сайдиса в области высшей математики были настолько глубоки, что его приглашали читать лекции по четырёхмерному пространству в Гарвардском математическом клубе. Профессор Массачусетского технологического института Дэниэл Ф. Комсток[англ.] пророчил Сайдису грандиозную карьеру учёного-математика и предрекал его будущее лидерство в этой области.

Позже Уильям поступил в Гарвардскую высшую школу искусств и наук[англ.]. По окончании института в интервью журналисту газеты «Бостон Геральд» он рассказал, что хотел бы жить отшельником, оставаясь холостяком; женщинами, по его словам, он не интересуется. Однако позже у него появилась сильная привязанность к молодой Марте Фоли


Люди /Общество
Затравленный вундеркинд

14.06.2018
К 16 годам он знал 40 языков и преподавал в Гарварде. Но не выдержав травли от студентов, ушел в подполье к социалистам. Как итог – допросы в полиции и литры снотворного, которые заливал в него для перевоспитания отец.

В январе 1910 года скромный 11-летний Уильям Джеймс Сайдис с успехом отчитал двухчасовую лекцию по четырехмерному пространству для 70 ученых в Гарвардском математическом клубе. По следам этого сенсационного события The New York Times опубликовала обстоятельную статью о вундеркиндах. В ней мальчика из Нью-Йорка сравнивали с Паскалем, Ампером, Гауссом и другими великими, чьи «универсальные» феноменальные способности проявились в раннем детстве. Это был первый и последний раз, когда пресса говорила об Уильяме с придыханием.

Гений Уильяма выстроили родители – Борис и Сара Сайдис. Борис перебрался в США из Бердичева, в России он был политзаключенным, в Америке стал светилом психопатологии. Он рьяно критиковал Фрейда и категорически не принимал евгенику, считая, что умных детей нужно не селекционировать, а воспитывать. Сара, тоже эмигрантка из Российской империи, сама подготовилась к поступлению в медицинскую школу при Бостонском университете и успешно ее окончила, что было огромной редкостью для женщин в те годы. Когда 1 апреля 1898 года родился их первенец, Уильям, они решили: мальчик станет самым умным человеком в мире. Они его таким сделают.

«Любовь к знаниям можно пробудить в раннем детстве, и она сохранится на всю жизнь», – утверждал Борис. По его теории, большинство людей использует 10% своего мозга, но при упорной работе можно задействовать весь потенциал. Вместе с Сарой он сформулировал правила воспитания детей так: избегать любого наказания как первого источника страха, пробуждать любопытство, внушать новый интерес перед сном, отвечать на все вопросы ребенка, не хвалиться ребенком, не врать ему, не заставлять его учиться и всегда объяснять, а не запрещать.

Подход дал результаты. Уже в шесть месяцев Билли сказал «дверь» и «луна» по-английски, а в полтора года прочел The New York Times и освоил письмо. К восьми годам Уильям уже знал иврит, турецкий, армянский, русский, французский, немецкий, греческий и латынь. На основе четырех последних языков он еще и изобрел собственный язык «вендергуд». Взрослым он будет в совершенстве знать 40 языков. К восьми годам юный гений составил свою логарифмическую таблицу и написал четыре книги по астрономии и анатомии. Но больше всего Уильяма привлекала математика.

Мальчик пошел в школу в пять лет, и к концу учебного года он был уже в седьмом классе. В шесть лет вундеркинд для интереса сдал экзамен по анатомии в Гарвардской медицинской школе, а в десять лет захотел стать полноправным студентом Гарварда. Ему отказали по причине «эмоциональной незрелости». В том же году его приняли в Университет Тафтса, и следующие месяцы он выискивал ошибки в учебниках по математике и теориях Эйнштейна. Еще через год он все-таки поступил в Гарвард, став самым молодым студентом в истории вуза.

«В 12 лет мальчик хорош в филологии и мифологии. Он хорошо разбирается в логике, истории древнего мира, истории Америки и имеет общее представление о нашей политике и конституции», – писал Сайдис-старший. И добавлял, что мальчик еще к тому же очень жизнерадостный. Билли одинаково любил математические вычисления, «Алису в Стране чудес» и общение со сверстниками. Только вокруг их почти не осталось. Сокурсники были намного старше, вечно его запугивали и делали посмешищем. До самого диплома гений ходил в университет в шортах, «как маленький лорд Фаунтлерой», и это тоже стало поводом для насмешек.

Получив диплом бакалавра с отличием в 1914 году, математик Билли Сайдис начал преподавать, но студенты оказались ему не рады. Однажды его окружила группа гарвардских парней и пригрозила хорошенько избить, если тот продолжит умничать. Билли признался в этом только своей пятилетней сестре, но об угрозах прознали родители и убедили его уехать. Билли перебрался в техасский Университет Райса – работать над докторской и преподавать, но и там юного преподавателя не приняли. Он вернулся в Гарвард уже не как математик, а как студент-правовик, но в 1919 году по собственному желанию оставил учебу, даже не написав дипломную работу.


После того как группа гарвардских студентов стала угрожать Сайдису физической расправой, родители, чтобы защитить его, нашли сыну должность помощника преподавателя математики в Университете Райса в Хьюстоне, Техас. Уильям приступил к работе в декабре 1915 года в 17-летнем возрасте. Он вёл курс евклидовой геометрии, неевклидовой геометрии и тригонометрии (по евклидовой геометрии он сам написал учебник на греческом языке). Но не прошло и года, как разочарованный своей работой и плохим отношением к нему студентов, которые были старше него, Уильям вернулся в Новую Англию. В сентябре 1916 года Сайдис поступил в Гарвардскую школу права, но не окончил её, прервав обучение на последнем году в марте 1919 года.

Билли Сайдис категорически не одобрил Первую мировую войну и рьяно продвигал социалистические идеи. Настолько рьяно, что с первомайской демонстрации, где он размахивал красным флагом, его увезли в полицейский участок. На допросе Сайдис-младший сообщил, что поддерживает революцию в России и советский строй, и на суде защищал себя сам. Билли осудили на полтора года, но апелляция его спасла. Не дожидаясь нового решения суда, папа Сайдис внес 5000 долларов залога и увез сына в свой психиатрический санаторий в Нью-Гэмпшире. Там Сайдис-старший постарался Уильяма перевоспитать – накачивал снотворным и внушал «правильные» установки. В моменты медикаментозной трезвости сына – угрожал: дескать, если Билли не одумается, то из санатория отправится прямиком в дурдом. Через год Уильяма перевели в другой санаторий в Калифорнии, откуда он в сентябре 1921 года сбежал. Родители несколько раз пытались вернуть его, но безуспешно.


В 1925 году вышла работа Уильяма Сайдиса «Живое и неживое» –«термодинамическая теория жизни», над которой он работал с 1918 года. Эта книга стала единственной, опубликованной под его именем. На самом деле Уильям писал о космологии, альтернативной истории США и способах увеличения пропускной способности транспортной сети – но все время под псевдонимами. Он боялся, что его вычислят и проблемы с полицией продолжатся. Переживал он зря – после ареста ФБР действительно взяло Сайдиса-младшего на карандаш, только вот дальше дело не пошло. В 1933-м Уильям пытался пойти на госслужбу, но занял 256-е место в списке. Зато когда он проходил тест на уровень IQ в Нью-Йоркском институте проверки человеческих способностей, то показал беспрецедентный результат на уровне 250–300 баллов.


Прессу Сайдис всячески избегал, для него она с детства была синонимом кошмара. Мама Сара вспоминала, что однажды Уильяма, еще совсем мальчика, на улице нагнали репортеры – пока один его держал, другой фотографировал. Во время ареста ему тоже досталось от газетчиков. Но окончательно пресса довела его летом 1937 года, фактически написав, что «гений ссохся». К тому времени он уже больше 15 лет оставался в тени, и в один прекрасный день получил предложение от очаровательной девушки – просто встретиться, выпить чашечку кофе и поболтать. Встреча внезапно переросла в подобие дружбы.


Вот только его собеседницей оказалась репортер The New Yorker Magazine. Ее интерес к Уильяму прожил недолго – вскоре она пропала, а в журнале New Yorker вышла статья «Апрельский дурак» с карикатурами. В ней автор крайне неделикатно прошелся не только по подробностям из жизни Сайдиса-младшего, во многом перевранным, но даже по его внешности, манере себя вести и обстановке его квартиры. Прочитав статью, Уильям пришел в ярость и подал на издание в суд за вмешательство в его личную жизнь.

Разбирательство длилось долго – только в 1944 году журнал выплатил Уильяму 500 долларов за моральный ущерб. Но справедливость фактически стоила ему жизни – через пару месяцев после окончательного решения суда у Уильяма Сайдиса случился инсульт. Он умер 17 июля 1944 года, не приходя в сознание. Когда тело Уильяма переодевали, в кармане его пиджака нашли фотографию его ирландской революционерки Марты Фоли – той самой единственной, кого он по-настоящему любил.

Оценка-Затравленный вундеркинд

У. Дж. Сайдис оценивается некоторыми биографами как самый одарённый человек на Земле. Моменты из биографии, породившие это мнение:

    На четвёртом году жизни он прочёл Гомера в оригинале.
    В шесть лет изучил аристотелевскую логику.
    Между 4 и 8 годами написал 4 книги, включая одну монографию по анатомии.
    В семь лет сдал экзамен Гарвардской медицинской школы по анатомии.
    К 8 годам Уильям знал 8 языков — английский, латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий и ещё один, который он изобрёл сам.
    В зрелой жизни Уильям свободно владел 40 языками (по утверждениям некоторых авторов, это число достигало 200).
    В 11 лет поступил в Гарвардский университет и вскоре уже читал лекции в математическом клубе Гарварда.
    В 16 лет окончил Гарвард с отличием.


Области знаний, по которым остались работы Сайдиса, включают американскую историю, космологию и психологию. Сайдис был собирателем железнодорожных билетов и был погружён в изучение транспортных систем. Под псевдонимом «Франк Фалупа» он написал трактат о железнодорожных билетах, в котором идентифицировал способы увеличения пропускной способности транспортной сети. В 1930 году он получил патент на бессменный бесконечный календарь, который принимал во внимание високосные годы.

Сайдис создал искусственный язык, названый им Vendergood в своей второй книге, озаглавленной «Book of Vendergood», которую он написал в возрасте восьми лет. Язык в большей части основан на латинском и греческом, также он основывался на немецком, французском и других романских языках[


Рецензии