Гл. 6 Стихи Вяземского о Ницце, но где же море

Гл.6 ЦЗ Стихи П.Вяземского о Ницце, но где же она?
фото. Английская набережная в Ницце.

Продолжение письма из увесистого конверта, доставленного русскому писателю А.П.Чехову.



Когда-то давно и так как-будто недавно княгиня Татьяна Львовна Приклонская, матушка наша, собиралась привести нас, меня и брата Егорушку, в Ниццу, на отдых, не на лечение. Егора по случаю окончания кадетского корпуса, а меня по окончанию Института благородных девиц.

Мы были само предвкушение. Первая поездка за границу, да еще сразу во Францию, на французскую Ривьеру! Море, солнце, радость...
Сейчас же стали готовиться. И между приготовлений мы с братом читали из домашней библиотеки нашей, собиравшейся поколениями, нашу главную Российскую Энциклопедию Брокгауза и Эфрона - статьи о Ницце и вокруг нее.
 Так мы узнали, что в Ницце есть главная улица, именуемая Английскою набережной.
Где в любое время бродят толпы отдыхающих из многих стран.
Есть даже Русская колония в Ницце, в 1850-е основанная российской императрицей...

Есть университет! Ах, как мне, как тысячам русских девушек прогрессивных взглядов, мечталось об университете!
Но в России это невозможно, а ехать в Париж, в Сорбонну или в Женеву, как многие мои подруги из Института благородных девиц, мне бы уже не позволили средства, мы не сразу, но поступательно беднели после того, как мать наша овдовела довольно рано. Она была еще хороша собой в свои 36 в ту пору, много за собой следила, одевалась у лучших портних и по последней моде, отчаянно не желая ни стареть, ни дать повод злословию света судачить о нашей почти уже бедности - в сравнении с тем, чем было наше семейство в свете, если судить по портретам генералов и дипломатов в нашей галерее предков в особняке, выстроенном известнм итальянским зодчим по заказу нашего прадеда-дипломата, просвещенного человека, знатока языков и поэзии, сам писавший стихи. Говорят, они изданы, но я все еще не выбралась их прочесть. Но любовь к поэзии, видимо, мне передалась по наследству однако я не смела сама сочинять, это казалось мне святотатством! В ряду таких поэтов Русской и Мировой Словесности! Но стихи наизусть я учила и декламировала на вечерах в Институте. В моем запасе были и Пушкин, и Лермонтов, и Тютчев, и Фет, и еще много поэтов, даже Некрасов с его стихами о народной кручине, что мы тайком читали в кружках однокашников по кадетскому ли корпусу или Институту благородных девиц. Мы не настолько уже были лояльны Двору...Дух революционный ворвался даже в самые закрытые учреждения для воспитания отроков Империи обоего пола.

Ну а собираясь в Ниццу, я листала книги из нашей домашней библиотеки, том за томом и набрела на стихи о Ницце, но писанные не французским поэтом, а русским:Петром Вяземским. Прочтя эти полные чувства и образной живописи строки, я тут же записала их в свои тетради поэзии для любимых стихов, и ту тетрадку со стихами о Ницце, захватила с собой, продолжая их сейчас вести как дневник путешествия.

Открыв ридикюль, я вынула полусогнутую в тесной сумочке тетрадку в синем коленкоровом переплете, с надписью своим каллиграфическим почерком, вымуштрованном Институтом, свое имя:княжна Мария Приклонская. Дневник.

И открыла на первой странице со стихами, писанными привезенными из Парижа дядей Александром Сергеевичем и подаренным матушке Татьяне Львовне вместе с новинками литературы и номером "Европейского Вестника" новыми парижскими чернилами и пером. Дядя он был, правда, по самоназванию, а так никакой не дядя нам с братом, а незадачливый мамин поклонник, безуспешно к ней сватавшийся. За имя и отчество совпадавшее с пушкинским, мы с Егорушкой дразнили его:"а вот и наш "Пушкин звонок обрывает. Никифор, не пускай его, мы не хотим".

Но матушка обрывала наши шалости и, выпрямившись пуще обычной своей стати горделивой аристократки, властно повелевала:"Проси". Она встречла всякий раз его с той подчеркнутой любезностью, что не может обмануть проницательных и выдает холодность людей воспитанных в светском этикете лицемерия.

И надменной гордости, конечно. В итоге ведь отказала ему в финансировании поездки в Ниццу на отдых, и когда окончательно отказала ему, он великодушно предложил просто поехать ей с детьми на отдых в Ниццу за его счет, просто так. Но она сказала:нет. И поездка в Ниццу таким образом осталась мечтой, а свои средства у нее ушли на оплату долгов, которые копились с тех пор, как снежный ком, увеличиваясь в количестве и размерах, не хватало уже денег ни на свой выезд, ни на отдых за границей. Это она собиралась возместить дяде-жениху расходы, но выяснилось, что ей это не удастся и она отрезала:нет, поездки не будет! Да тут еще имение трижды заложенное...Так мы и не попали в Ниццу. А вот я теперь здесь одна, я согласилась на поездку, вырождение аристократии? Меня вся аристократическая Москва и весь Санкт-Петербург, полный наших родственников, приближенных ко Двору, наверняка нынче презирает за то, что княжна  Приклонская согласилась ехать на счет сына слуги князей Приклонских. Хотя бы и больная... Но гордость княжеская ведь выше всего!

Значит, я так низко пала в их глазах.
Что же делать. Ни один из них не согласился мне помочь, все отговорились стесненным теперь положением, после отмены крепостного права будто-бы они чуть не обнищали и закладывают и перезакладывают имения и распродают картины и фарфор,  и велели придти позже... Так в Самару и не попала.
Я оглянулось. Уже светало, горизонт окрасился пурпуром и багрянцем утренней зари. А я сидела на холодном граните ступеней какого-то здания и зябла в конце сентября.


Где эта Английская набережная?
Где университет, музеи.
Где море...

Вокруг была обычная грязноватая улица.
Я села на ступени какого-то здания и вынув тетрадку, открыла на первой странице и стала читать нараспев негромко вслух:

Петр Вяземский. Вечер в Ницце.

По взморью я люблю один бродить, глазея.
Особенно мила мне тихая пора,
Когда сгорает день, великолепно рдея
Под пурпурным огнём небесного костра.

Уж замер гам толпы, шум жизни, визг шарманок,
Пустеет берег: он очищен, он заснул;
И пеших англичан, и конных англичанок
Последний караван уж в город повернул,

В прозрачном сумраке всё постепенно тонет,
Утих мятежных волн междоусобный бой;
И только изредка чуть вздрогнет, чуть простонет
За зыбью зыбь, волна за сонною волной.

Куда рассеянно ни поведу глазами,
Везде волшебный ряд пленительных картин:
Там берег Франции красуется горами
И выпуклой резьбой узорчатых вершин.

На оконечности приморского изгиба,
Где каменная грудь дает отпор волнам,
Вот свой маяк зажгла красивая Антиба —
В пустыне столб огня кочующим пловцам,

И здесь ему в ответ святого Иоанна
Маяк вонзил во тьму свой пламень подвижной —
То вспыхнет молнией из дальнего тумана,
То пропадёт из глаз падучею звездой.

Так манит нас звезда надежды, то светлея,
То спрятавшись от нас, то улыбаясь вновь;
Так дева робкая, пред юношей краснея,
Желает выразить и скрыть свою любовь.


10 февраля 1859




21.04.2025 19:09

© Copyright: Зера Черкесова1, 2025

-


Рецензии
Интенсивное погружение в биографию и творчество А.П.Чехова приносит свои плоды просвещения:я начала наконец писать беллетристику сравнительно без натуги. И без застреваний в вязком болоте никудадальше не продвигашемся.
Пишу теперь
Легко и с наслаждением расписавшегося пера.
Мне помог совет самого Чехова, им данный Бунину, и у других аналогичные воспоминания:Антон Павлович советовал им писать не просто короче, что все знают, но просто. Сейчас процитирую из Бунина.

А вообще....
Видимо. Ноосфера штука загадочная, и плотно настроившись на кого-то в ней, - начнешь набираться по поговорке:С кем поведешься-от того и наберешься.

Я же написала эти главы совсем по-чеховски, с его интонацией и стилистикой.
В прежние времена о таких писали критики:гениальный версификатор.

А ну еще.

А в стиле других писателей сумею?

Но главное, мне самой интересно, вот она. "инерция продолжаемости" по Мариэтте Шагинян, ибо автору самому интересно.

Вообще все учат того, кто ищет учения.

Зера Черкесова1   21.04.2025 19:37     Заявить о нарушении
Еще Андрей Белый помогает, что я прямо чувствую невыразимо.

Вчера пред сном читала дальше главы его трехтомного труда мемуаров 1930 года.
том 1 Детство в профессорской среде МГУ у них дома пивший чаю с его отцом.
Белый пишет своеобразно, ни на кого не похоже.

Зера Черкесова1   21.04.2025 19:33   Заявить о нарушении
И Зинаиду Гиппиус ее Дневники 1917-1920 как и бунинские, полные отчаяния от по их мнению неприлично затянувшегося(!) на целых три года власти большевиков.
Занятно. Трагично. Местами иронично.

Зера Черкесова1   21.04.2025 19:35   Заявить о нарушении
Устала однако.

Зера Черкесова1   21.04.2025 19:39   Заявить о нарушении
И.Бунин. О Чехова.

Одно из моих последних воспоминаний о нем относится к ранней весне 1903 года. Ялта, гостиница "Россия". Уж поздний вечер. Вдруг зовут к телефону. Подхожу и слышу:

- Милсдарь, возьмите хорошего извозчика и заезжайте за мной. Поедемте кататься.

- Кататься? Ночью? Что с вами, Антон Павлович?

- Влюблен.

- Это хорошо, но уже десятый час. И потом - вы можете простудиться...

- Молодой человек, не рассуждайте-с!

Через десять минут я был в Аутке. В доме, где он зимою жил только с матерью, была, как всегда, тишина, темнота, тускло горели две свечки в кабинете. И, как всегда, у меня сжалось сердце при виде этого кабинета, где для него протекло столько одиноких зимних вечеров.

- Чудесная ночь! - сказал он с необычной для него мягкостью и какой-то грустной радостью, встречая меня. - А дома - такая скука! Только и радости, что затрещит телефон да кто-нибудь спросит, что я делаю, а я отвечу: мышей ловлю. Поедемте в Ореанду.

Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/vospominaniya/bunin.htm

Зера Черкесова1   21.04.2025 19:47   Заявить о нарушении
В Москве я видел человека средних лет, высокого, стройного, легкого в движениях; встретил он меня приветливо, но так просто, что я принял эту простоту за холодность. В Ялте я нашел его сильно изменившимся: он похудел, потемнел в лице, двигался медленнее, голос его звучал глуше. Но, в общем, он был почти тот же, что в Москве: приветлив, но сдержан, говорил довольно оживленно, но еще более просто и кратко и во время разговора все думал о чем-то своем, предоставляя собеседнику самому улавливать переходы в скрытом течении своих мыслей, и все глядел на море сквозь стекла пенсне, слегка приподняв лицо. На другое утро после встречи на набережной я поехал к нему на дачу. Хорошо помню это солнечное утро, которое мы провели в его садике. С тех пор я начал бывать у него все чаще, а потом стал и совсем своим человеком в его доме. Сообразно с этим изменилось и отношение его ко мне, стало сердечнее, проще...

Белая каменная дача в Аутке, ее маленький садик, который с такой заботливостью разводил он, всегда любивший цветы, деревья, его кабинет, украшением которого служили только две-три картины Левитана{513} да большое полукруглое окно, открывавшее вид на утонувшую в садах долину Учан-Су и синий треугольник моря, - те часы, дни, иногда даже недели, которые проводил я на этой даче, навсегда останутся памятны мне...

Наедине со мной он часто смеялся своим заразительным смехом, любил шутить, выдумывать разные разности, нелепые прозвища; как только ему хоть немного становилось лучше, он был неистощим на все на это. Любил разговоры о литературе. Говоря о ней, часто восхищался Мопассаном, Толстым. Особенно часто он говорил именно о них да еще о "Тамани" Лермонтова.

- Не могу понять, - говорил он, - как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!

Часто говорил:

- Никому не следует читать своих вещей до напечатания. Никогда не следует слушать ничьих советов. Ошибся, соврал - пусть и ошибка будет принадлежать только тебе. В работе надо быть смелым. Есть большие собаки и есть маленькие собаки, но маленькие не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять - и лаять тем голосом, какой господь бог дал.

Зера Черкесова1   21.04.2025 19:54   Заявить о нарушении
Иногда говорил:

- Писатель должен быть нищим, должен быть в таком положении, чтобы он знал, что помрет с голоду, если не будет писать, будет потакать своей лени. Писателей надо отдавать в арестантские роты и там принуждать их писать карцерами, поркой, побоями... Ах, как я благодарен судьбе, что был в молодости так беден! Как восхищался Давыдовой! Придет, бывало, к ней Мамин-Сибиряк: "Александра Аркадьевна, у меня ни копейки, дайте хоть пятьдесят рублей авансу". - "Хоть умрите, милый, не дам. Дам только в том случае, если согласитесь, что я запру вас сейчас у себя в кабинете на замок, пришлю вам чернил, перо, бумаги и три бутылки пива и выпущу только тогда, когда вы постучите и скажете мне, что у вас готов рассказ".

А иногда говорил совсем другое:

- Писатель должен быть баснословно богат, так богат, чтобы он мог в любую минуту отправиться в путешествие вокруг света на собственной яхте, снарядить экспедицию к истокам Нила, к Южному полюсу, в Тибет и Аравию, купить себе весь Кавказ или Гималаи... Толстой говорит, что человеку нужно всего три аршина земли. Вздор - три аршина земли нужно мертвому, а живому нужен весь земной шар. И особенно - писателю...

Говоря о Толстом, он как-то сказал:

- Чем я особенно в нем восхищаюсь, так это его презрением ко всем нам, прочим писателям, или, лучше сказать, не презрением, а тем, что он всех нас, прочих писателей, считает совершенно за ничто. Вот он иногда хвалит Мопассана, Куприна, Семенова, меня... Отчего хвалит? Оттого, что он смотрит на нас как на детей. Наши повести, рассказы, романы для него детские игры, и поэтому он, в сущности, одними глазами глядит и на Мопассана и на Семенова. Вот Шекспир - другое дело. Это уже взрослый и раздражает его, что пишет не по-толстовски...{519}

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:00   Заявить о нарушении
Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко; сам он говорил прекрасно - всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом.

К "высоким" словам чувствовал ненависть. Замечательное место есть в одних воспоминаниях о нем: "Однажды я пожаловался Антону Павловичу: "Антон Павлович, что мне делать? Меня рефлексия заела!" И Антон Павлович ответил мне: "А вы поменьше водки пейте"{521}.

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:09   Заявить о нарушении
- А кстати: вы знаете, что в Перми все извозчики похожи на Добролюбова?

- Вы не любите Добролюбова?

- Нет, люблю. Это же порядочные были люди. Не то что Скабичевский, который писал, что я умру под забором от пьянства, так как у меня "искры божьей нет"{525}.

- Вы знаете, - говорил я, - мне Скабичевский сказал однажды, что он за всю свою жизнь не видал, как растет рожь, и ни с одним мужиком не разговаривал.

- Ну, вот, вот, а всю жизнь про народ и про рассказы из народного быта писал...

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:11   Заявить о нарушении
Необыкновенно радовался он однажды, когда я рассказал ему, что наш сельский дьякон до крупинки съел как-то, на именинах моего отца, фунта два икры. Этой историей он начал свою повесть "В овраге".

Он любил повторять, что если человек не работает, не живет постоянно в художественной атмосфере, то, будь он хоть Соломон премудрый, все будет чувствовать себя пустым, бездарным.

Иногда вынимал из стола свою записную книжку и, подняв лицо и блестя стеклами пенсне, мотал ею в воздухе:

- Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам, молодым, чета! Работник! Хотите, парочку продам?

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:13   Заявить о нарушении
Иногда он разрешал себе вечерние прогулки. Раз возвращаемся с такой прогулки уже поздно. Он очень устал, идет через силу - за последние дни много смочил платков кровью, - молчит, прикрывает глаза. Проходим мимо балкона, за парусиной которого свет и силуэты женщин. И вдруг он открывает глаза и очень громко говорит:

- А слышали? Какой ужас! Бунина убили! В Аутке, у одной татарки!

Я останавливаюсь от изумления, а он быстро шепчет:

- Молчите! Завтра вся Ялта будет говорить об убийстве Бунина.

Один писатель жаловался: "До слез стыдно, как слабо, плохо начал я писать!"

- Ах, что вы, что вы! - воскликнул он. - Это же чудесно - плохо начать! Поймите же, что, если у начинающего писателя сразу выходит все честь честью, ему крышка, пиши пропало!

И горячо стал доказывать, что рано и быстро созревают только люди способные, то есть не оригинальные, таланта, в сущности, лишенные, потому что способность равняется уменью приспособляться и "живет она легко", а талант мучится, ища проявления себя.

По берегам Черного моря работало много турок, кавказцев. Зная то недоброжелательство, смешанное с презрением, какое есть у нас к инородцам, он не упускал случая с восхищением сказать, какой это трудолюбивый, честный народ.

Он мало ел, мало спал, очень любил порядок. В комнатах его была удивительная чистота, спальня была похожа на девичью. Как ни слаб бывал он порой, ни малейшей поблажки не давал он себе в одежде.

Руки у него были большие, сухие, приятные.

Как почти все, кто много думает, он нередко забывал то, что уже не раз говорил.

Помню его молчание, покашливание, прикрывание глаз, думу на лице, спокойную и печальную, почти важную. Только не "грусть", не "теплоту".

Крымский зимний день, серый, прохладный, сонные густые облака на Яйле. В чеховском доме тихо, мерный стук будильника из комнаты Евгении Яковлевны. Он, без пенсне, сидит в кабинете за письменным столом, не спеша, аккуратно записывает что-то. Потом встает, надевает пальто, шляпу, кожаные мелкие калоши, уходит куда-то, где стоит мышеловка. Возвращается, держа за кончик хвоста живую мышь, выходит на крыльцо, медленно проходит сад вплоть до ограды, за которой татарское кладбище на каменистом бугре. Осторожно бросает туда мышь и, внимательно оглядывая молодые деревца, идет к скамеечке среди сада. За ним бежит журавль, две собачонки. Сев, он осторожно играет тросточкой с одной из них, упавшей у его ног на спину, усмехается: блохи ползут по розовому брюшку... Потом, прислонясь к скамье, смотрит вдаль, на Яйлу, подняв лицо, что-то думая. Сидит так час, полтора...

Была ли в его жизни хоть одна большая любовь? Думаю, что нет.

"Любовь, - писал он в своей записной книжке, - это или остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь".

Что думал он о смерти?

Много раз старательно-твердо говорил, что бессмертие, жизнь после смерти в какой бы то ни было форме - сущий вздор:

- Это суеверие. А всякое суеверие ужасно. Надо мыслить ясно и смело. Мы как-нибудь потолкуем с вами об этом основательно. Я, как дважды два четыре, докажу вам, что бессмертие - вздор.

Но потом несколько раз еще тверже говорил противоположное:

- Ни в коем случае не можем мы исчезнуть без следа. Обязательно будем жить после смерти. Бессмертие - факт. Вот погодите, я докажу вам это...

Последнее время часто мечтал вслух:

- Стать бы бродягой, странником, ходить по святым местам, поселиться в монастыре среди леса, у озера, сидеть летним вечером на лавочке возле монастырских ворот...

Его "Архиерей" прошел незамеченным - не то что "Вишневый сад" с большими бумажными цветами, невероятно густо белевшими за театральными окнами. И кто знает, что было бы с его славой, не будь "Винта", "Мужиков", Художественного театра!

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:16   Заявить о нарушении
Пока хватит цитат, где -то остановиться.

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:19   Заявить о нарушении
И, помолчав, вдруг заливался радостным смехом:

- Знаете, я недавно у Толстого в Гаспре был. Он еще в постели лежал, но много говорил обо всем, и обо мне, между прочим. Наконец я встаю, прощаюсь. Он задерживает мою руку, говорит: "Поцелуйте меня", и, поцеловав, вдруг быстро суется к моему уху и этакой энергичной старческой скороговоркой: "А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!"

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:23   Заявить о нарушении
Про московских "декадентов", как тогда называли их, он однажды сказал:

- Какие они декаденты, они здоровеннейшие мужики! Их бы в арестантские роты отдать...

Про Андреева тоже не лестно:

- Прочитаю страницу Андреева - надо после того два часа гулять на свежем воздухе.

Случалось, что собирались у него люди самых различных

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:27   Заявить о нарушении
Однажды, читая газеты, он поднял лицо и не спеша, без интонаций сказал:

- Все время так: Короленко и Чехов, Потапенко и Чехов, Горький и Чехов...

Теперь он выделен. Но, думается, и до сих пор не понят

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:28   Заявить о нарушении
Иногда он разрешал себе вечерние прогулки. Раз возвращаемся с такой прогулки уже поздно. Он очень устал, идет через силу - за последние дни много смочил платков кровью, - молчит, прикрывает глаза.

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:30   Заявить о нарушении
Его заглушали долго. ... Люди "идейные" интересовались им, в общем, мало: признавали его талантливость, но серьезно на него не смотрели, - помню, как некоторые из них искренне хохотали надо мной, юнцом, когда я осмелился сравнивать его с Гаршиным, Короленко, а были и такие, которые говорили, что и читать-то никогда не станут человека, начавшего писать под именем Чехонте: "Нельзя представить себе, - говорили они, - чтобы Толстой или Тургенев решились заменить свое имя такой пошлой кличкой".

Настоящая слава пришла к нему только с постановкой его пьес в Художественном театре. И, должно быть, это было для него не менее обидно, чем то, что только после "Мужиков" заговорили о нем: ведь и пьесы его далеко не лучшее из написанного им, а кроме того, это ведь значило, что внимание к нему привлек театр, то, что тысячу раз повторилось его имя на афишах, что запомнились "22 несчастья", "глубокоуважаемый шкап", "человека забыли"{519}... Он часто сам говорил:

- Какие мы драматурги! Единственный, настоящий драматург - Найденов: прирожденный драматург, с самой что ни на есть драматической пружиной внутри. Он должен теперь еще десять пьес написать и девять раз провалиться, а на десятый опять такой успех иметь, что только ахнешь!

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:32   Заявить о нарушении
Это материал моих литературоведческих эссе и статей после бани беллетристике.

Теперь мои комментарии.

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:33   Заявить о нарушении
После дани беллетристике.

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:34   Заявить о нарушении
1.
Бунин называет пьесы Чехова "далеко не лучшим, что он создал", почему непонятно, их ставят до сих пор по всему миру.
Бунин вообще пристрастен. См мою раннюю статью Графоман ли Аполлон Коринфский?
Бунин и по нему проходился, а я сравнила стихи на одну тему у Коринфского и Бунина.

Далее.
Но и сам Чехов считал себя посредственным в драматургии, каковым его считал и Лев Толстой, но старику это можно простить, Толстой всем надавал люлей, и даже Синоду.

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:38   Заявить о нарушении
2.
Настоящим прирожденным драматургом Чехов называл Бунину некоего Найденова, которого никто не знает, а все знают что Чехов драматург.

Поискать Найденова...все ж оценка Чехова и современников чего-то стоит.

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:40   Заявить о нарушении
3.
Смешно про Скабичевского, этакий деревенский писатель до революции. Правда, при этом не видел как растет рожь и не говорил ни с одним мужиком, но прославился рассказами из народной крестьянской жизни.
Это можно сравнить с бразильскими сериалами.
Просто люди удовлетворяются шаблонами, принимая за настоящее и потому Скабичевские и сейчас процветают. Нынешние писатели глубоко реалистично что ли пишут?

Я читала расписанный роман Гудели Яхиной Зулейха, экранизированный недавно итд

Но увидела только штампы и шаблоны якобы из жизни восточных народов в данном случае татарского, России.

Яхина даже татарским не владеет по собственному признанию.

Чем не Скабичевский?!

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:45   Заявить о нарушении
Распиаренный роман Гузели Яхиной
Когда меня на проза ру пристыдил незнанием этого великого шедевра на 20 языков переведенного и всеми премиями увенчанного.

Но мне было скучно.
Наружные картины "из татарской жизни", трафаретные фразы, русский далеко не ..

А что призналась что татарским не владеет а берется судить историю своего народа и весь роман нацелен на попытку против социализма, якобы татары от него пострадали...противно.

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:49   Заявить о нарушении
3.

Иногда вынимал из стола свою записную книжку и, подняв лицо и блестя стеклами пенсне, мотал ею в воздухе:

- Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам, молодым, чета! Работник! Хотите, парочку продам?

------
Вот это я помню.
Не эту фразу, а записные книжки Чехова из ПСС,мной зачитанные тома.
Меня удивляли эти записи, и ...если угодно, то то что я сейчас делаю, вот эти свитки, как я назвала, восходят к записным книжкам Чехова, виденным мной отрочестве.

Ничего не пропадает.

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:55   Заявить о нарушении
Помню эти сюжеты коротко пронумерованные, как в конторской книге, он же сам сын конторщика и за конторской в лавке торговал мальчиком.

Зера Черкесова1   21.04.2025 20:56   Заявить о нарушении
4.

Особенно часто он говорил именно о них да еще о "Тамани" Лермонтова.

- Не могу понять, - говорил он, - как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!

----
Надо перечитать "Тамань".

Недавно выложила статью о Ливии Щипачеве, ставшем художником, с репродукцией его отличной картины "М.Ю.Лермонтов в Тамани"
Я тоже, перечитывая "Героя нашего времени" пару лет тому, не могла понять, как столь молодой человек мог писать столь зрелую вещь.

Это не считая стихов и поэм.

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:01   Заявить о нарушении
Лермонтов большая тайна России. Никем неразгаданная.

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:02   Заявить о нарушении
6.

Один писатель жаловался: "До слез стыдно, как слабо, плохо начал я писать!"

- Ах, что вы, что вы! - воскликнул он. - Это же чудесно - плохо начать! Поймите же, что, если у начинающего писателя сразу выходит все честь честью, ему крышка, пиши пропало!

И горячо стал доказывать, что рано и быстро созревают только люди способные, то есть не оригинальные, таланта, в сущности, лишенные, потому что способность равняется уменью приспособляться и "живет она легко", а талант мучится, ища проявления себя.

----

Совершенно согласна, нечего добавить.

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:04   Заявить о нарушении
7.

По берегам Черного моря работало много турок, кавказцев. Зная то недоброжелательство, смешанное с презрением, какое есть у нас к инородцам, он не упускал случая с восхищением сказать, какой это трудолюбивый, честный народ.

-----

Спасибо, Чехов!

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:05   Заявить о нарушении
Не долго затягивая, эссе Мои комментарии к воспоминаниям И.Бунина о А.Чехове.
С иллюстрациями, для здесь и в ЖЖ.

А Дзен я так и не люблю. И не привыкаю к нему, изредка выкладывая и тут же надолго бросая. Не верю в тамошнюю монетизации. И раздражает и даже унижает мое авторское достоинство идея и композиция платформы Дзен.
Этот слоёный пирог, где статьи это прокладки между рекламами.

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:09   Заявить о нарушении
8.
Иллюстрации подобрать.

И справки
По
Писатель Скабичевский, наверное Викитеке и библиотека Мошкова, глянуть что да как писал, про сельское хозяйство, не кажив носа из своей столичной квартиры.

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:11   Заявить о нарушении
9.
Драматург Найденов.

Моего Серебряного века беллетристов полку прибыло.

И воспоминания о Чехова Лидии Авиловой у Мошкова.освежить.

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:12   Заявить о нарушении
И остальные...Бунин.
Толстой, Лермонтов,
Франц писатели.
Мопассан и пр.

Виды Ялты начала 20 в.
Ясной Поляны.
МХТ

Итд.

Вышла брошюра.
Две главы романа-ремейка-продолдерия Цветов запоздалых и статья с иллюстрациями Бунин о Чехова.

Ну вот, и беллетристика, и литературоведение.

И мы не луком шиты.

Иду снова пить чаю.

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:16   Заявить о нарушении
Лыком.
Лыковы.
Лыко в строку.

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:17   Заявить о нарушении
А между прочим начала, себя принуждая.
Депрессивная нотка в наличии, но, как иронично усмехнулся Чехов на "рефлексию", как тогда называли нашу депрессию: а вы поменьше водки пейте,

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:19   Заявить о нарушении
Ну если с водкой тоже рефлексия заела, депрессняк по нашему, то смысла ее хлестать нету. Ибо и без нее и с ней все одно:рефлексия-с

Русская тоска.

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:20   Заявить о нарушении