Как стать Учителем

9. Как стать Учителем
      Рассказ о первых шагах Юлии на поприще педагогической деятельности будет неполным, если не поведать об опыте её работы  в Стахановской начальной школе, куда и была направлена юная учительница.
    На вокзале её никто не встречал, потому что не было телефонной связи у руководства школы  с РОНО. Но встретили её приветливо. В школе было всего два педагога – муж и жена, Надежда Ивановна и Григорий  Самуилович Крюковы.  Заведующей школы была Надежда Ивановна. Она внимательно изучила документы девушки, объяснила фронт её работы. Юлии дали второй класс, объяснили, что заниматься она будет во вторую смену, показали классную комнату, где учится второй класс. Не мудрствуя лукаво, вручили две пачки ученических тетрадей, с тем,  чтобы она их проверила, учебники за второй  класс и программу  по предметам. Григорий Самойлович (так он представился) отвёл её на квартиру к пожилой паре, где девушка и прожила все три года.
    Здесь хочется рассказать об уникальной паре хозяев квартиры. Как позже узнала девушка, хозяином оказался  профессор Ленинградского института. При первой встрече он показался ей обыкновенным сельским жителем, совершенно неприметным. А жена его, Наталья Петровна, показалась девушке очень старой в сравнении с мужем. И только позже она узнала, что жена на десять лет моложе мужа.
   Узнала Юля и историю их знакомства. Во время войны и после, Дмитрий Иванович работал пекарем в небольшой пекарне. В основном, хлеб пекли для пленных немцев. Вот их кормили как на убой, точно выполняя все нормы, спущенные «сверху»
   А Наталья Ивановна в начале войны осталась беременной восьмым ребёнком без мужа. Его не имели права забирать, но всё же  отправили не на войну,  а на строительство какого-то важного объекта, где он и сгинул бесследно. Как билась, как выживала молодая вдова с восьмью малышами, одному Богу известно. Да Дмитрию Ивановичу. Дело в том, что недалеко от пекарни жила семья Натальи Ивановны и малыши на вкусный запах хлеба приходили и нюхали этот запах. Худенькие, измождённые.
   И стал Дмитрий Иванович, рискуя собственной жизнью, подкармливать малышей. Разрежет продольно ещё тёплую булку, подзовёт к  чёрному ходу мальчонку, засунет булку ему за пазуху. А тот бегом домой, ни разу охране не попался.  Все выжили!  А              Дмитрий Иванович предложил измождённой, раньше времени состарившейся молодой женщине руку и сердце. Так и прожили до глубокой старости, заботясь друг о друге. Только обижалась Наталья Ивановна, когда друзья мужа принимали её, рано  состарившуюся, поседевшую,  за его мать. А Дмитрий Иванович успокаивал супругу, целуя и  нежно поглаживая по голове…
        Эх! Женщина всегда остаётся женщиной!
   А что же наша Юля? Уютно устроившись на новой квартире, стала она проверять тетради. И вдруг, как гром среди ясного неба, увидела перед собой тетрадь Крюковой Наташи!  Крюкова, это фамилия мамы Юли! Что это? Совпадение? Дикий случай? Или перед ней тетрадь её племянницы?
        Дело в том, что во время Великой Отечественной войны, потерялся мамин племянник Гриша, рано осиротевший. Оказалось, сиротку забрали на войну, где он был ранен, но выжил! После войны в родные края не поехал! Окончив Учительский институт, женился  на потомственной учительнице Наде. Ко времени знакомства с Юлей,   молодые уже родили  троих дочерей  и зажили припеваючи!
        Юля еле дождалась утра, чтобы узнать, чья это дочь, Крюкова Наташа?  Когда она узнала, что это дочь учителей, чуть дара речи не лишилась!
- Значит Вы, Григорий Самойлович, мой брат, - без обиняков заявила девушка.
  А он как будто и не удивился:
  -А я сразу заметил сходство  между нами, но не мог поверить в такое совпадение! Вот и отдали тебе класс, где учится Наташа! Для проверки! Думаю, мы подружимся!
      Так и вышло!  Подружились! Да ещё как!
А Юля, нежданно-негаданно, приобрела прекрасную родню! До сих пор она  верит, что это произошло благодаря божьему промыслу.
    И зажила Юля, как у Христа за пазухой! И длилось это  целых три года! С утра, вместе с Наташей, нянчили маленькую Алёнку, готовились к урокам,  варили- жарили что-нибудь вкусненькое. Весело и интересно  всем троим было! Дети, что с них возьмёшь!  Юля порой забывала, что она Наташина учительница: веселилась и играла вместе с девочками!
     Пока не начинались уроки. Здесь Юля преображалась до неузнаваемости: серьёзная, собранная, внимательная к каждому ученику! А Наташа, как и другие дети,   от всей души полюбила свою юную учительницу! Да и было за что! Юля, привыкшая, будучи ученицей, к активной деятельности, все свои знания и умения перенесла в новую школу. Она организовала художественную самодеятельность,  и уже на первом районном смотре её воспитанники заняли второе место! 
   Мы помним, что любимый конёк Юли – художественная  гимнастика! Стройненькая,  гибкая, ловкая,  она сразу покорила всех, организовав кружок художественной гимнастики!  И не только  для второклассников! Этот кружок сразу заявил о себе на весь район! Самой гибкой, ловкой и талантливой оказалась Наташа Крюкова! Порода, ничего не скажешь!
      И полетели письма в армию, где ребятишки с восторгом рассказывали своим старшим братьям об очаровательной учительнице, отправляли групповые фотографии, где и Юля мелькала. И полетели письма из армии! Юле! Много! Сначала писали братья учеников, потом подключились друзья солдат. Юля не знала, куда деваться от этого потока признаний в любви!
    И придумала! Она красным стержнем исправляла ошибки солдатам и безо всяких объяснений отправляла назад! Жестоко? Наверное, но что ей оставалось делать? Постепенно поток писем уменьшился, а потом и совсем иссяк. Молодость довольно легкомысленна и незлопамятна! Когда ребята приходили из армии, ни один из них не пришёл с «разборками». Наоборот, авторитет Юли возрос. Все решили: серьёзная девушка,  можно ей доверять детей.
    А как же уроки? Ведь у Юли почти не было практических навыков! В этом ей  очень помогла Надежда Ивановна, за что Юля ей бесконечно благодарна! Не было бы Надежды Ивановны, не было бы и уникальной учительницы Юлии Александровны!
     С первого рабочего дня  Юлии заведующая  взяла над ней шефство! Сама потомственная учительница от Бога, дочь гимназистки и блестящей учительницы, учила с первого дня Юлю самым, казалось бы, незначительным секретам педагогики. В течение почти всего учебного года  она сидела на всех уроках Юли!
А потом разбирали-разбирали каждый урок тщательно и подробно! От того,  как сесть, как встать, какова интонация голоса при той или иной ситуации, даже то, как одеваться на уроки, на мероприятия,  в клуб, на танцы, для посещения семей учеников! Это кроме тщательнейшей проработки каждого урока: от подготовки, наглядного материала, приёмов заинтересованности детей самыми трудными темами до последующего анализа всех плюсов и минусов, до последней мелочи! Порой  старшая наставница спрашивала:
- Злишься на меня? Надоела я тебе с придирками? Ничего! Потом спасибо скажешь!
   И ведь сказала Юля! И не один раз! И говорит до сих пор:
  - Не было бы этих уникальных уроков жизни лучшей в мире учительницы Надежды Ивановны, не было бы и меня, как учителя!
И действительно! Юля окончила и педучилище, и два различных факультета пединститута (точных и гуманитарных наук), и даже театральное училище, но тех уроков, которые  проводила с ней любимая навсегда  Надежда  Ивановна,  больше никогда, ни у кого не слышала!  Гениальной учительницей была Надежда Ивановна Крюкова! А в Юле видела свою преемницу!  И не ошиблась!
               Храни Господи кристальную душу незабвенной Надежды Ивановны!

18.04.2025 г.


Рецензии