Жюри Чемпионата. Инна Заславская

Дорогие друзья, резиденты и гости «Сетевого Клуба Поэтов»!

С вами редактор Клуба Елена Чалиева.

Начинаю рассказывать вам о членах жюри Чемпионата «Стихирские звёзды – весна 2025». Я уже писала ранее, что в этот раз основой моих эссе будут интервью с каждым из уважаемых судей. Мы с вами сообща придумали для них вопросы, которые я разослала в личных сообщениях каждому из шести членов жюри, предупредив, что отвечать можно не на все вопросы, а только на те, которые понравятся. Публиковать эссе я буду в порядке поступления ответов. Первой свои ответы мне прислала Инна Заславская, поэтому первое эссе посвящено ей.

Начну с кратких сведений о поэтессе. Инна Заславская родилась и живет в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. По специальности – редактор, хотя большую часть жизни проработала в правовой сфере. Стихи писала с юности.  Стихи публиковались в сборниках «Час поэзии» (Москва: Молодая гвардия, 1965), «Поэзия творчества» (Рязань: Поверенный, 2008), «Ave Марина» (Казань: изд-во Академии наук РТ, 2018), «Московское небо» (М.: изд-во РСП, 2024), в литературных альманахах "Золотая Ника" (Одесса: Астропринт, 2010), «Свой вариант» (Луганск: Элтон-2, 2012), «Многоцветье имен» (Донецк: Азовье, 2012), в интернет-изданиях «Гостиная», «Дилижанс», «Зарубежные задворки», «Свой вариант», и др.  Два сборника - «Домашнее кино» (ноябрь 2007) и «Лейтмотив движенья» (ноябрь 2009) опубликованы в интернет-журнале «Новая литература». Изданы пять поэтических сборников: «Лейтмотив движенья» (2009), «Время поэта – осень» (2012), «Белая бабочка» (2019). «Восхождение» (М.: изд-во РСП, 2023), «Сад земной» (2025). Одна из организаторов и постоянная участница литературно-музыкального салона «Шапировские вечера» при Центральном Доме Архитекторов (ЦДА, Москва). Лауреат литературной премии им. Сергея Есенина «Русь моя» и Национальной премии «Поэт года». Член Российского союза писателей.

А вот и обещанное вам интервью с Инной Заславской.

1.
— В каком возрасте Вы начали писать стихи? Помните ли Вы, при каких обстоятельствах Вы написали своё первое стихотворение? Что послужило побудительным мотивом?

— Писать стихи, как многие, начала еще в детстве, но какое стихотворение было первым и почему я его написала, конечно, не помню.

2.
— Расскажите о Вашей поэтической кухне: с чего начинается создание стихотворения, и что служит стимулом для начала работы, как Вы работаете над стихотворением, и как Вы понимаете, что работа закончена и стихотворение состоялось?
 
— Стихи приходят по-разному, но, чаще всего, толчок дает интересная строка, возникшая из какого-то впечатления или события. Бывает, что сразу приходят несколько строк. А потом начинается долгая работа, перелопачивание «тонн словесной руды», отказ от того, что сначала показалось удачным, и постоянные сомнения, сомнения, сомнения. А вот когда сомнений не остается, понимаю, что стихотворение готово.

3.
— Есть ли темы, которые Вы в стихах терпеть не можете, даже если они гениально оформлены? Насколько для Вас важна техническая безупречность стиха, если за ней стоит глубокая идея?

— Нежелательных тем для меня нет. Есть те, которые, по моему внутреннему ощущению, я не смогу раскрыть достойно, а писать ради какой-то идеи до сих пор не научилась. Техническая безупречность, качество стиха для меня безусловны, какой бы ни была тема. Плохое исполнение может сгубить любое благое начинание.

4.
— Как Вы относитесь к "формату А4", пренебрежению заглавными, знаками препинания, произвольному разбиению на "строки", отказу от традиции написания строки с заглавной буквы?

— К формату А4 отношусь хорошо, когда его использование оправданно. У меня только да стихотворения написаны в этом формате – «Письма из деревни Дальней», и понятно почему. По образованию я - литературный редактор, поэтому любое пренебрежение правилами правописания недопустимо. Как говорится, чту грамматику и синтаксис русского языка.

5. Вопрос от редактора «СКП» Алексея Ленивца:
— Инна, я знаю, что Вы входите в оргкомитет «Шапировских вечеров», куда приезжают для встреч с единомышленниками и чтения своих стихов поэты из разных уголков страны. Чьё выступление за последнее время Вам запомнилось больше всего и почему?

— Шапировские вечера – это удивительный, по-настоящему творческий формат! Его основателем была Марина Шапиро, «заветы» которой мы, организаторы, не нарушаем и сегодня. И в этом, наверное, секрет нашего долголетия – сейчас мы заканчиваем 17-й сезон! Не могу выделить авторов, чьи выступления впечатлили меня более всего.  Каждый наш вечер – это череда открытий и восхищений. Читайте отчеты о наших вечерах – там все написано.


В заключение предлагаю вашему вниманию несколько понравившихся мне стихотворений Инны Заславской.

ЧТО ЗНАЧИТ –  САД?

Что значит -  сад? Деревья и цветы,
Парад плодов и шепот листопада?
Ночная соловьиная рулада
И лунный блеск январской наготы?

Но разве есть слова, чтоб описать
Неизмеримость этого понятья,
Когда тебя берет в свои объятья
Мир превращений и желаний – сад!

Как фресковые росписи Помпей
Являют взгляду вечную загадку
Почившего под пеплом бытия –

Его забот, обычаев, страстей,
Его грехов мучительных и сладких, -
Так тайну сада не постигну я.

Этим сонетом открывается новая книжка Инны Заславской "Сад земной", которая только что вышла в издательстве "перо".


МАРТ

Вот и пережили, вот и март –
Тает позднезимнее бесцветье.
Четверть двадцать первого столетья
На исходе. Времени азарт
Так пугает: раз-другой моргнешь –
Вот уже и осень у причала,
Песня начинается с начала
Тихими запевками порош.

Что такое время? Почему
Мы остановить его не можем?
Тратим и безрадостно итожим
Все, что было отдано ему.
Думаю об этом… Но пока
Мысли разбегаются, как мыши,
Небо поднимается все выше,
Солнце раздвигает облака.

Воздух чуть колышется, плывет
Меж стволами липовой аллеи.
Дни весенней жизни все длиннее,
А твоей – совсем наоборот.
Вычурные, глупые слова –
Лени и бессилью оправданье.
Время – категория познанья.
Познавай, пока душа жива.


КРУГИ

От дождя круги по луже
Разбегаются все шире.
А в дарованном нам мире
Жизнь круги сжимает туже.
Раньше был наш круг огромным,
Охватить планету мог он,
А теперь из наших окон
Виден только сад за домом.
Но мельчают  ветви сада
И стволы все реже, суше.
Смерть выдергивает души,
Точно прутья из ограды.
А за ней неярко светит
Самый близкий круг, сердечный:
Старики уже далече,
А подрощенные дети
Бороздят круги иные.
Остаются только двое -
Ты да я, да мы с тобою
В окруженье ностальгии.
Все понятно, все непрочно:
До предела время сузив,
Жизнь завязывает узел,
Чтоб потом поставить точку,
На двоих одну, поскольку
Нет у точки половины.
Мы нисколько не повинны
В том, что порознь мы — осколки.
Ты постой еще немного,
Видишь: дождь уже не страшен.
Белый облачный барашек
Пьет из лужи у порога.


БАБА ВАНГА

Баба Ванга ходит по земле,
Смотрит через ссохшиеся веки:
Варят в циклопическом котле
Жгучую похлебку человеки.
Все пускают в дело – плоть и кровь,
Жизнь и смерть, нарубанные грубо.
«Ждите бед от этих поваров!» -
Тихо шепчут старческие губы.
Пламя шевелится тяжело
Под котлом багровыми боками.
Пар восходит к небу облаками,
Варево, отплевываясь зло,
Грузно выползает из котла.
Вниз стекая, пышущая жижа
Жадно языками землю лижет
И сжигает все на ней дотла.
Палочкой горячую золу,
Точно кашу горькую, мешая,
Баба Ванга прозревает мглу –
Ей незрячесть вовсе не мешает
Черпать из грядущей глубины
Образы бесславия и славы.
Но ее пророчества темны
Для умов, отведавших отравы.
Что ж должно случиться, чтоб смогли
Жители измученной земли
Сбросить морок бранной заварухи
И на свой язык перевести
Все, что им пытался донести
Вещий глас невидящей старухи?


Ещё почитать стихи Инны можно на её странице:  http://stihi.ru/avtor/zaslavskaya.


Рецензии