Москва-Столица, полна ты чудесами!
http://stihi.ru/2025/04/15/3433
Москва-Столица, полна ты чудесами:
Волшебными теремами и дворцами,
Соборной площадью, Грановитой палатой,
Колокольней Ива Великого - златой.
Что случилось с тобой, милая Родная,
Возлюбленная и сердцу дорогая?
Как случилось, что кишат невежды в шлёпках,
Стоит Столица в загазованных пробках?
Куда смотрим мы, блюстители порядка?
Александровский сад — Святыня, не грядка.
Ездят доставщики, как в проходном дворе,
У Могилы с Вечным Огнём в любой поре!!!
Нам, Рождённым в СССР, чужаков-невежд не понять,
Не почитания Святынь - сердцем не принять.
Им чужда наша Великая Культура,
Не понятна Сказочная Литература!
Что случилось, Матушка Москва Столица?
Слышен мат, чужая речь, где русов лица?
Растут для чад высотки — человейники,
Вещают матерщинники затейники!
_______________________________________-
Собо;рная пло;щадь — исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма[1]. Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь, Колокольня Ивана Великого и другие здания.
Планировка площади сложилась в XIV веке. Тогда были построены Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника под колокола. Позднее появился Благовещенский собор, примыкающий к великокняжескому дворцу, а в середине XV века — Ризоположенская церковь. Исконный вид этих строений не сохранился до наших дней[2].
Нынешний облик площади состоялся в конце XV — начале XVI века, когда соборы и церкви выстроили заново. Была возведена Грановитая палата, а вместо церкви Иоанна Лествичника появилась Колокольня Ивана Великого. Кроме того, на Соборную площадь выходит восточный фасад Золотой Царицыной палаты и церковь Ризоположения — домовой храм московских митрополитов и патриархов[3].
Многие здания Соборной площади строились итальянскими зодчими — Аристотелем Фиораванти, Алевизом Новым, Боном Фрязином, Петром Малым, Марком Фрязином, Пьетро Антонио Солари. Поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения.
____________
Самая поразительная площадь, которую я знаю, — это Соборная площадь в Московском Кремле. Она удивительна. Все здания стоят как бы отдельно и совершенно свободно, но человек чувствует себя в замкнутом пространстве. Пространство замкнуто, но вместе с тем и раскрыто — главным образом в сторону Москвы-реки. На Москву-реку через площадь смотрит умиротворённым и торжественным взглядом Успенский собор — главный властитель площади, хотя далеко не самый большой и высокий.
А ведь здания площади все разновременные, но, очевидно, у архитекторов было самое драгоценное для архитекторов чувство — чувство ансамбля. И ещё одно свойство было у архитекторов — умение понять, как ощутит себя человек среди зданий. Последнее в Соборной площади Московского Кремля удивительно. Человек на этой площади не принижен, он возвышен и окружен историей. Повсюду здания обращены к нему. Ни одно здание не отвернулось от человека, не пропускает его мимо себя. Торжественность площади не надменна. Русская история, с которой связана площадь, не подавляет человека, а включает его в себя, делает пришедшего на площадь участником истории. Он становится как бы даже выше ростом.
— Дмитрий Лихачёв[4]
__________________________
Утерянные объекты
За многовековую историю Соборной площади её облик кардинально изменялся неоднократно. Первоначально по периметру центральной площади Кремля возводились главным образом деревянные соборы, церкви и гражданские здания. Некоторые из них погибли в огне многочисленных московских пожаров, другие приходили со временем в ветхость, и на их месте возводились новые. Практически все существующие ныне на площади храмы имели более ранних предшественников. До нашего времени не сохранились первоначальные Успенский (1326 года постройки), Архангельский (1333) и Благовещенский соборы (1397—1416), церковь Ризоположения (1451), старые Патриаршие палаты, храм Соловецких чудотворцев[5][6].
Были и такие здания, которые повреждались и разрушались намеренно. Так было во время Смутного времени и при нашествии Наполеона в 1812-м, когда отступающая французская армия уничтожила оригинальную Филаретову пристройку к колокольне Ивана Великого. Её судьбу разделила и построенная около колокольни Петроком Малым трёхпролётная звонница[7].
Не дошла до наших дней и церковь Иоанна Лествичника, которая была разобрана в XV веке, чтобы освободить территорию для возведения колокольни Ивана Великого[8]. В 1812 году была взорвана примыкающая к этой колокольне звонница[9], в 1814—1815 годах она была восстановлена Жилярди по проекту Ивана Еготова и Луиджи Руска[10]. В 1930-м по приказу Иосифа Сталина было снесено Красное крыльцо Грановитой палаты[11], восстановлено в 1994 году[12].
-------------------------
Раскопки
Московский Кремль, на территории которого находится площадь, является закрытым для археологов объектом, потому что там находятся органы государственной власти. Кремль нельзя назвать достаточно изученным памятником: до революции никто не занимался археологическими раскопками, потому что территория была застроена, а монастыри — действующими. А после революции Кремль стал «режимным» объектом. Остаются невыясненными аспекты формирования древнего поселения на Боровицком холме. Главным источником археологических материалов служили не раскопки с полным вскрытием древних сооружений, а наблюдения и фиксация культурного слоя во время хозяйственных и инженерных работ — для Москвы рост слоя составляет один сантиметр в год[13][14][15][16].
Тем не менее, археологи сумели обнаружить первые поселения на территории Московского Кремля, относящиеся к бронзовому веку (II тысячелетие до н. э.). У современного Архангельского собора было найдено финно-угорское поселение, относящееся к раннему железному веку (вторая половина I тысячелетия до н. э.). В это время население дьяковского типа занимало центр верхней надпойменной террасы Боровицкого холма — район современной Соборной площади — и возможно уже имело укрепления[17].
____________________
Мощение
Площадь начали мостить очень рано, но следы древних мостовых очень незначительны — они практически исчезли после многочисленных перестроек. У Успенского собора были обнаружены фрагменты кирпичной и белокаменной мостовой конца XV века. В сведениях о пожаре 1737 года упоминаются деревянные мостовые. В XVIII и XIX веках Соборную площадь несколько раз покрывали плитами из крепкого песчаника. Существующее сплошное каменное мощение начинается с 1913 года. В начале XX века площадь освободили от наросшего культурного слоя, а в 1930-х годах асфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие[1].
_____________________
Свидетельство о публикации №125041503433