Жизнь как цирк рецензия
«Веселое представление с грехом пополам», как определяют жанр спектакля сами авторы, идет на Малой сцене с января 2017 года, и всегда с неизменным успехом, всегда с аншлагом. При этом инсценировка рассказа «Чередниченко и цирк» остается на сегодняшний день единственным обращением творческого коллектива «Дома Розовского» к прозе Шукшина. И, хотя сам Марк Григорьевич считает этот рассказ маленьким шедевром, отметим: он не входит в число самых известных, наиболее популярных произведений автора. И читатели, и зрители привыкли в основном к типично шукшинским «чудикам», персонажам трогательным и в чем-то, пожалуй, инфантильным. В этом же рассказе, напротив, противопоставлены два зрелых, состоявшихся человека, два разных мира. Что же обусловило выбор режиссера и помогло сделать спектакль столь успешным и запоминающимся?
ПОД ШЕПОТ ЦИРКА ШАПИТО…
Безусловно, сама стихия цирка созвучна Марку Розовскому не в меньшей степени, чем муза театра. Эксцентричность, яркие краски, вечный праздник, взлет к самому куполу, который рождается из ежедневного риска, из преодоления страха и боли… Музыка, блеск, радостный смех зрителей, за которыми пот и сломанные судьбы, но уже за пределами арены… Все равно притягательность циркового зрелища непобедима, а свою любовь к этому древнейшему виду искусства Розовский выражает и в спектакле «Каштанка. Собака. Точка. Ру», адресованном юному зрителю. И, надо сказать, отдельные цирковые приемы – эксцентрика, буффонада, гимнастические элементы – давно, прочно и органично присутствуют в арсенале художественных средств театра «У Никитских ворот». Есть они и в арсенале возможностей блистательной Яны Прыжанковой, исполняющей роль воздушной гимнастки Евы. Изумительно пластичная и гибкая, поистине гуттаперчевая, она способна рассказать «на языке тела» невероятно много даже о самых малозначительных персонажах, в самых «немногословных» своих ролях. Но драматический театр диктует свои законы, и в этом спектакле Прыжанкова демонстрирует прежде всего незаурядный дар психологической актрисы. Мы с легкостью читаем на ее лице всю гамму чувств героини: удивление, легкое недоумение, возмущение, презрение… Зритель видит ее ум, ироничность, самодостаточность, сдержанность, чувство собственного достоинства - и проникается убеждением, что такая Ева имела полное право с ощущением определенного превосходства написать поклоннику: «В сорок лет надо быть умнее».
А ОН ЦИРКАЧКУ ПОЛЮБИЛ…
Степенный плановик Чередниченко, совсем как незадачливый Ванька Морозов из песни Булата Окуджавы, внезапно влюбляется на отдыхе в звезду цирка шапито. В исполнении Владимира Давиденко этот герой смотрится солидным, расчетливым, рассудительным и крайне приземленным советским служащим средней руки. Опытный актер «лепит» характер своего персонажа, делая его вполне типичным, чрезвычайно узнаваемым и совершенно непохожим на романтического героя. И вдруг – такое неожиданное желание: поставить, так сказать, «на твердую почву» волшебную птицу, парящую под куполом цирка… Причем рассуждает он, с позиций здравого смысла, казалось бы, вполне разумно: избранница рискует жизнью и здоровьем, ведет богемный образ жизни, не имеет своего очага, не может завести детей. А он, как благородный спаситель и рыцарь, готов предложить ей руку и сердце, прочное положение в обществе и собственный дом. Одного только не учитывает практичный Чередниченко: рожденный ползать летать не может, а рожденный летать вряд ли согласится ползать. А если и согласится, это сделает его вполне несчастным. Он и Ева принадлежат к разным мирам, и это драматическое несовпадение делает их союз немыслимым. Впрочем, ближе к концу рассказа – и, соответственно, спектакля - он и сам пугается возможных последствий своего необдуманного предложения.
СМЕХ ДЛЯ ВСЕХ
В постановке Марка Розовского авторский текст, смысл и интонация сохранены достаточно бережно, но при этом театр вносит немало находок в виде деталей и импровизаций, так сказать, «от себя». Прежде всего, как и во многих инсценировках небольших по объему произведений, вводится фигура Рассказчика, которая способствует расширению возможностей режиссера- постановщика ( Заслуженный артист России Юрий Голубец). С помощью немногочисленных, но красноречивых деталей, включая популярные в то время эстрадные шлягеры, удается воссоздать атмосферу времени, в которое «вписаны» шукшинские персонажи. Диву даешься, насколько изобретательны театральные художники и реквизиторы, в мгновение ока преображая обшарпанную садовую скамейку в уютное ложе, а обыкновенный старый шкаф – в пивной киоск. Кстати, хочется отметить Татьяну Кузнецову, которая буквально купается в колоритнейшей роли продавщицы спиртного. В спектакле немало импровизационных моментов, в которых зрители чувствуют себя полноправными участниками массовых сцен.
Но едва ли не самое главное – в зале не умолкает смех. Марку Розовскому удалось удачно использовать в спектакле едва ли не все виды комизма, начиная от комедии ситуаций и кончая буффонадой и откровенным фарсом, при этом не забыты и старые добрые традиции советских анекдотов. Одним словом, в зале не удается обнаружить ни одного хмурого, недовольного лица.
Свидетельство о публикации №125041501728