Детсадовские говорилки
Дразнилки это дразнилки. Стишки это стишки. А вот говорилки отличаются от дразнилок и прочих глупостей и переделок тем, что строятся в виде диалога.
Например:
Скажи лук!
Лук.
По лбу стук! Это десятый век нашей эры. На русские пирамидальные крыши храмов поставили «луковицы» мечетей.
Скажи берёза!
Берёза!
Брысь с паровоза! Начало 20-го века. Гражданская война
Скажи крапива!
Крапива.
Вино да пиво. Пиво из крапивы варили во времена Наполеона
В последнее время многие от нечего делать стали вспоминать своё детство и скачивать друг у дружки одни и те же тексты. И мало того что в таких текстах полно мусора и непотребщины (дети не всегда понимают – что говорят), многие стихоплёты переделывают те дразнилки, с головой выдавая свой недетский возраст.
Например у детей ВЫБРАЖУЛЯ, а у него воображуля. У детей БРЫСЬ, у него БАРБАРИС. В настоящем тексте было 4 строчки, у него уже 8:
Баба-баба-барбарис
две цыганки подрались
одна тянет за косу:
отдавай мне колбасу!
Ах ты, жирная мадам,
колбасу тебе не дам!
Забирай себе лимон
и катись отсюда вон!
А БЫЛО ГОРАЗДО ПРОЩЕ И ПОНЯТНЕЕ:
Баба баба баба брысь!
Две воровки подрались.
Одна тянет за косу,
А другая за колбасу. Европа. Средние века. Похоже из Карлика Носа: ДЁРГАТЬ НАДО!
ИЗ-ЗА ЧЕГО ПОДРАЛИСЬ?
У воровки была не настоящая коса, а искусственная. А колбаса настоящая. ОДНА У ДРУГОЙ ТЯНУЛА, ВОТ И ПОДРАЛИСЬ. Ребёнок быстро соображает - в чём дело. А взрослому нужно уточнение.
ЕЩЁ ГОВОРИЛКИ
Скажи три!
Три.
Сопли подотри.
Скажи четыре
Держи карман шире.
А вот следующую дразнилку я слышала от взрослых девушек, когда работала на стройке. Нам долго не везли раствор, а им хотелось поднять настроение. И приставали:
Под ногами слон!
Посмотри! Посмотри себе под ноги!
Не буду смотреть!
Да посмотри же! Слон! Вот же он!
Нет!
Под ногами слон!
Где?
Спасибо за поклон!
Не знаю как сейчас, а тогда это была особая форма передачи знаний от ребёнка к ребёнку и в детсадах и во дворах и в школах и везде-везде, где детей собиралось как минимум двое. И когда один приставал к другому с просьбой скажи вот это слово, ну скажи и в результате возникала неожиданная фраза – оба смеялись и начинали вспоминать и придумывать другие смешилки.
Именно так и возникал тот особый пласт детского фольклора, который никуда не делся. И самое интересное – и взрослые смеялись над этими фразами, и не один год смеялись. Но однажды, когда информация из этих говорилок, которые сын приносил папе из детского сада, вдруг совпадала с темой папиной научной работы и в одной из говорилок или в стишке был ключ к разгадке его трудной задачи, которая никак не решалась, он тут же переставал смеяться. И начинал искать толкование обычного с виду слова в толстых научных словарях.
И даже песня про цыплёнка жареного, которая уже приелась всем и надоела даже детским фольклористам, содержит такую информацию, которую кроме как в детсадовском фольклоре соседней республики не найдёшь.
Цыплёнок жареный – это жареный бурсак. Бурсак это не только учащийся Киевомогилянской БУРСЫ. У Киево-Могилянской академии было несколько бурс. Бурса делилась на «большую», которая находилась в помещении на территории академии и называлась ещё «академической», и на «малую», которая располагалась в помещениях нескольких приходских церквей Подола.
А ещё о бурсе Киево-Могилянской академии кое-где отмечалось: «Вместо странноприимного дома, учрежден сиротопитательный дом, вообще по здешнему обыкновению называемый «бурса» от немецкого слова бурш (bursch: собрание).
Сиропитательный. Где я прочла это слов? На воротах одного здания в Иркутске, в котором сегодня находится то ли какой-то техникум, то ли ПТУ. Там раньше в конце 19 века был приют. И не просто приют, а сиропитательный. Там что, кто-то питался сиротками? Да и странноприимный дом – не странное ли название для нынешнего времени? Ибо прежде чем начать принимать странников, надо чтобы сначала заработала система по распространению странничества по всей стране.
Но сиропитательный приют в Иркутске – это очень далеко от Киева. Где Иркутск, и где Киев?
Неужели бурсы тоже были по всей Руси Великой?
Киево-Могилянская академия — историческое высшее учебное заведение в Киеве, которое под таким названием существовало с 1701 до 1817 года (с 1631 по 1701 год — как Киево-Могилянская коллегия). Учредителем коллегии являлся митрополит Пётр Могила. Нда. Был до него у них и монах по имени БЕДА. Из рода кликуш видимо. Кто их по имени покличет - тот к себе беду и могилу призовёт.
Могилянскую Бурсу построили в 1778 году.
А что сталось с той академией дальше? Не правда ли интересная дата 1817-1917? Упоминается только Киевская духовная академия, которая существовала в Киеве с 1819 по 1919 год.
Киево-Могилянская академия была закрыта по распоряжению правительства и указу Синода от 14 августа 1817 года. В её здании открыли Киевскую духовную семинарию, которая в 1819 году была преобразована в академию и рассматривалась как правопреемница Киево-Могилянской академии.
В научной среде ведутся споры о том, можно ли считать Киевскую духовную академию правопреемницей Киево-Могилянской академии, так как после реформы 1819 года полностью изменился учебный процесс и из числа старого преподавательского состава был оставлен только один человек.
После Октябрьской революции 1917 года и создания Советского Союза власти новопровозглашённой Украинской Советской Социалистической Республики приказали закрыть Киевскую духовную академию. Библиотека академии была разрушена, книги выброшены на улицу, а главный храм школы, Богоявленский собор, был разрушен с помощью взрывчатки в 1935 году. Помещения расформированного теологического колледжа позже были использованы под новое советское военное учебное заведение — Киевское высшее военно-политическое училище, готовившее специалистов-политических комиссаров для Советского военно-морского флота.
В 1991 году Киево-Могилянская академия была восстановлена. Это стало возможным благодаря усилиям Вячеслава Брюховецкого, известного украинского академика, который позже стал первым президентом «Национального университета Киево-Могилянской академии» (НаУКМА).
Нейро: Информацию о связи Киево-Могилянской академии с теологическим колледжем найти не удалось.
24 августа 1992 года, в первую годовщину независимости Украины, первая группа студентов поступила в НаУКМА, а к июню 1995 года первые шесть выпускников возрождённой Киево-Могилянской академии получили свои учёные степени.
В 1991 году академия была восстановлена как Национальный университет «Киево-Могилянская академия»
А бурса? Я думала, что БУРСА, академия и ПТУ это одно и тоже. Оказывается нет:
Нейро: Нет, Киево-Могилянская академия, бурса и теологический колледж не являются одним и тем же. Киево-Могилянская академия — высшее духовное учебное заведение, открытое в 1632 году по инициативе митрополита Киевского Петра Могилы. До 1694 года академия именовалась Киево-Могилянской коллегией. В 1817 году академия была закрыта, а в 1819 году преобразована в Киевскую духовную академию.
А Бурса — это студенческое общежитие, которое было построено при Киево-Могилянской академии 1 августа 1719 года».
Вот оно что – бурса это обычная общага, которых в оные времена было немного. Такие общаги тогда называли СТРАННОПРИМНЫМИ ДОМАМИ ДЛЯ СТРАНСТВУЮЩИХ СТУДЕНТОВ.
А так как бурсаки были сиротами без крыши над головой и странствовали где попало, и прибеднялись как могли, то в народе появилась и песня о них соответствующая - О ЦЫПЛЁНКЕ ЖАРЕНОМ. Они типа хотели жить, а Пётр Могила учил их умирать и отпевать усопших как некий Философ, которого прославил Гоголь в своём ВИЕ.
Это с одной стороны. Но вот у ногайцев и кригизов бурсак этот вовсе не житель бурсы-общаги.
Это простая жареная в раскалённом жиру лепёшка ромбовидной формы. Почему ромбиком – они и сами не знают. И какая между этими жареными бурсаками связь – пусть каждый придумывает тоже сам. А потом дети, наслушавшись подобных рассказов от взрослых, сочинят что-нибудь новенькое про тех бурсаков и детсадовский говорильный фольклор продолжится. Правда уже в других поколениях. Но всё же!
И вот что ещё к слову пришлось. Если киргизы и ногайцы жарили четырёх угольные лепёшки в жиру, то подобные квадратики из теста делали моя бабка и тётка в Саратовской области. Варили в воде, отцеживали, поливали сливками. И называли их галушками. Какая ещё разгадка откроется за этими галушками-квадратушками – неизвестно. Главное в их названии.
Нейро: Возможно, имелись в виду буцики — галушки, которые нарезают небольшими квадратиками и соединяют два противоположных уголка каждого квадратика.
НЕТ НЕ БУЦИКИ. Моя бабушка да и тётушка уголки не соединяли. Как резали квадратиками, так и варили и угощали и сами съедали, не нарушая их идеальную плоскую форму.
Нейро: Может просто галушки?
После ославянивания русских людей в Поволжье и на Кавказе это блюдо так и делается.
«Тесто плотное, по структуре похоже на пельменное. Форма квадратная или ромбовидная продолговатая. Самостоятельное блюдо, которое подают со сметаной или запивают бульоном
Плотненькие и твердые, варятся дольше чем клёцки. Размер их в среднем 4-5 см
Распространены у славян Восточной Европы и в некоторых регионах Северного Кавказа».
Всё верно. Родина моих родителей Поволжье, а родина их родственников Северный Кавказ и Побережье Каспийского моря. А галушки от слова ГАЛЛЫ.
ТАК ЗНАЧИТ МОИХ ПРЕДКОВ ИЗГНАЛИ С СЕВЕРА КАВКАЗА И ПОБЕРЕЖЬЯ КАСПИЙСКОГО МОРЯ ГАЛЛЫ? ТО ЕСТЬ ФРАНЦУЗЫ?
НЕЙРО: «Галлы — племена кельтской группы, жившие на территории Галлии (нынешней Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии) с начала V века до н. э. до римского периода.
Они говорили на одном из континентальных кельтских языков — галльском. Часть французской историографии считает галлов предками современных французов.
В IV веке до н. э. галлы начали экспансию на восток. Под командованием вождя Бренна они разграбили города этруссков в долине реки По, а после в 390 году до н. э. совершили неудачную попытку захватить Рим.
В 59–51 годах до н. э. Гай Юлий Цезарь подчинил Риму всю Галлию. В 258 году н. э. из-за трудной ситуации внутри Римской империи образовалась отдельная Галльская империя, которая просуществовала 15 лет.
НУ, ТУТ УЖ НИ ЧАСТУШКИ НИ БОРМОТУШКИ ПРО ГАЛЛОВ НЕ ПОМОГУТ. Тут надо что-нибудь покрепче.
Например анекдоты
«Поймали каннибалы русского, француза и англичанина и думают, как их приготовить. Решили положить каждого в котел и сварить. Варят-варят, 2 часа прошло, ну, думают – должны провариться. Заглядывают в котел с англичанином – а тот полностью готов, сварился – можно есть. Заглядывают в котел с французом – а тот мускулистый попался, еще не полностью готов – надо еще немного поварить. Поднимают крышку котла с русским – а тот выглядывает оттуда и говорит:
– Ребята, а веничек не дадите?»
Ещё анекдот
В баре пожар. Прибывшие пожарники выводят из бара немца, француза, и русского. Спрашивают, видел ли кто, как начался пожар.
Немец (подвыпишвий): Я только заметил огонь, как сразу пошел к дверям, а тут и вы.
Француз (пьяный): Я заметил огонь еще раньше, но так не хотелось с выпивкой расставаться! Пока допил, уже и вы приехали.
Русский (пьяный в дупель): Ничего не знаю, когда я вошел в бар, он уже горел!
– Ребята, а веничек не дадите?
НУ ЭТО КАК ТО СЛАБО. ВИДИМО ЗАИГРЫВАНИЕ С ГАЛЛАМИ ПОСЛЕ 1812-го совсем чувство юмора у русских сгладило!
Один только детский стишок про войну 1812 года нашла:
ЖЕЛАЛ НАС ВЫШКОЛИТЬ ТЫ НА СВОЮ ПОГУДКУ,
АН НЕТ, НЕ УДАЛОСЬ, ПЛЯШИ ПОД НАШУ ДУДКУ!
Стишок говорят крестьяне. И кому? Наполеону.
И ВОТ ВАМ НОВЫЙ НАПОЛЕОН – ЗЕЛЕНСКИЙ. И НИ ОДНОЙ ДЕТСКОЙ ДРАЗНИЛКИ НА ЕГО СЧЁТ!
Хорошо постарались галлы, осевшие и расплодившиеся в нашем тылу за последние двести лет!
Вы то хоть помните, что революцию 1917-го нам сделали тоже галлы?
И галушки-квадратушки не помогли напрячь народную память и вспомнить хотя бы в начале двух тысячных – а кто подбил на роль клоуна Наполеона Зеленского - не галла, а вообще не знамо кого? Ведь он о французах только ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ знает и больше ничего. И ему не галушки с перцем подавать надо, а кнут, смоченный в морской соли Чёрного Моря.
14.04.2025 года
Свидетельство о публикации №125041405396