Слон мечты из фарфоровой избушки

Слон мечты из "фарфоровой избушки"


Я понимаю боль твою
Нина Павлова

  Картины прошлого плывут в сознанье... Над пепельницей с ментолом дым, сгорбленно застыв; сизый, глаз от столешницы не поднимая, он чуть слышно шепчет: "К пустой измятой пачке не тянись. Вот этим изводить себя не надо. Тоска пройдёт со временем, как в первый раз полюбишь ты".

  Она меняет позу и откидывается в угол дивана. Замолкает, как бы пытаясь что-то вспомнить, и рассматривает свои туфли, те самые, на толстых каблуках, - последний крик моды. Потом продолжает:
  - В сущности, так выглядела моя задача. Кружка была большая, но наливали не очень много.

  "Есть неоспоримые истины, но они часто лежат втуне, никак не отзываясь на человеческой деятельности, из-за нашей лени или невежества.
  Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе прозаиков. Она заключается в том, что знание всех смежных отраслей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. Она наполняется светом и красками живописи, ёмкостью и свежестью слов, свойственных поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий  скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки.
  Всё это добавочные богатства прозы, как бы её дополнительные цвета".

  "Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства. Примерно то же происходит и с человеческой мыслью, погружённой в источник нашей памяти, в насыщенную среду ассоциаций. Мысль превращается в произведение искусства» (стр. 320-321)

  Всеволод [мужское имя].

  Ей тридцать два... В полночь, провожая, вернуть назад хотелось ей мужчину, который приходил не однажды потом к ней во сне.

  Во сне флирт с Всеволодом (!)… Какие-то комнаты; я расставляю мебель - в угол письменный стол.

  - Всеволод, мы с вами снова встретились у входа в распахнутый зал праздника.

  Слово "праздник" - синоним для слова "филология". Филология намного древнее Философии.
  В неожиданной прелести нам предстает - драгоценность, где розовый [наверно, фламинго] с черным.

  Ее глупая улыбка вызывала в нем возбуждение; впрочем, вскоре она сбилась и стала похожа на мокрое перо.

  А вот герой "Фарфоровой избушки", кем он мог быть?

  Она смеется коротким и невеселым смехом:
  - Скорее я могла бы махнуть на него рукой. Но не стану этого делать. Одинокой женщине, мой мальчик, всегда нужен домашний пес.

  Бесшумное без всякой Евы изгнание меня из хрустально-фарфорового рая, где так и не успел прогуляться слон моей мечты.

из хрустально-фарфорового рая
слон моей мечты
где так и не успел прогуляться слон моей мечты.

Мой «ягуар» пробирается по мрачному коридору Рю де Паради, которую я покидаю навсегда. Нечто вроде повторного изгнания из рая
Ворон катит за мною следом, почти не скрываясь.
Возле вокзала Сен-Лазер я въезжаю на Римскую улицу, изобилующую радиопринадлежностями, как Рю де Паради - изделиями из фарфора.

   ничего похожего на окончательности, росту без единого пятнышка.

  ...йти пішки в ЦУМ [в зеркале "муц", ГУМ - "муг"] і роздивлятися там на сувенірні вази з фарфору - такі дарять на весілля, і продавщиці просять, щоб ти був їхнім першим покупцем.

  ...приготував салат "Вир русалок" - шпроти стирчали з салату доверху хвостами

  - Тревожит, и еще как, - задумчиво отвечает Дороти и протягивает красивую белую руку к фарфоровой чашке. - Будь что будет! Кофе или пьют горячим, или вообще не пьют.
  Дороти отпивает несколько небольших глотков и снова возвращается к прерванной теме:



  Фарфоровые фигурки
                Рассказ

    Такое невезение – опять упал с лестницы.
    - Уй, бой! – вскакивают старики-казахи, сидевшие на завалинке у дома, пришедшие к деду мыться в бане; бегут поднимать его.
    Проснулся, еще ночь, в комнате темнота, потрогал лоб – уже нет даже шишки. Понял, приснилось. И опять заснул.
    - Фарфор вещь бьющаяся; нельзя швырять, малыш, игрушку-слоника на пол. И ослик не заслужил такого грубого с ним обращения. Давай посмотрим в окошко, какая к обеду разыгралась вьюга. Столько снега нанесло ветром во двор. Кто же теперь разбросает с дорожки сугробы? Осторожно, малыш, не повреди платьице кисейной барышне…
    Снова проснулся. В комнате все еще темно, но уже утро: в соседней комнате горит электрический свет и слышно мама говорит:
    - Не знаю, куда Сашу сегодня вести. Люда сказала, что вчера он с нею разругался. Сказал, что больше не придет к ней.
    Бабушку, с которой он дома прежде оставался, когда мама на работу уходила, несколько дней назад в больницу положили. Потрогал рукою коврик над кроватью: ничего в темноте не видно, но он знает – в этом месте на коврике озеро и белый лебедь по озеру плавает. Очень жалко, что не поведут его сегодня к фарфоровым игрушкам тети Люды. Вздохнул с огорчением, повернулся на бок и опять заснул.
    "Слоны тепло любят, они на солнышке греться любят". "Слоны под подушки прячутся. Ну, и пусть. Там им тепло?" "Кошечка Котофеич без сапог". "Что это?" "Это кошка-копилка. Сюда в это отверстие монеты бросают. Слышишь, гремят?" "Открой, покажи". "Монет там мало еще". "Почему?" "Редко бросали". "Почему?" "По качану. Потому что по качану". "Глупая". "Умник". "Ты выглядишь, как простофиля". "Глядите, где учился так ругаться?" "Сам учусь".
    - Ты где раньше жила?
    - Мы с моим мужем дядей Славой в Москве жили - в медицинском институте учились. Слушай сказку. Посадили когда-то в Подмосковье в имении Дедово математики и механики Ковалевские квадратно-гнездовым способом репку… Выросла у них на их грядке, окруженной белыми колокольчиками, сахарная свекла толстая и большая, пребольшая… Кто вытащит свеколку-репку? Почему большие слоны боятся маленьких мышей?
    - Мышка вытащит репку?! - удивился Саша сказке, которую ему рассказывала тетя Люда, жена дяди Славы.
    "Котик-коток, гипсовый крашенный лобок. Погреми монетами. Он, наш котик, вместо мышей монетки любит". "А наша кошка мышь принесла". "Когда?" "Вчера. Из кладовки выходит, а в зубах мышка. Уже была неживая". "Тихо, не толкайся". "Почему у тебя живот большой?" "Там ребеночек-семечка. А про семечку не спрашивай у меня. Спросишь у своей мамы, она доктор, все о людях знает". "Она же детский доктор". "Тем более, но давай сменим тему". "Как?" "Очень даже просто. Мы пойдем на кухню, нальем в банку воды и польем комнатный цветок. Фикус называется". "Он не цветок, а большое дерево". "Дерево не дерево, а называют его комнатным цветком". "Я сам спрыгну. Ты теперь слезай. Пойдем поводу". "Слезай? Слезла. Тише, тише. Не торопи меня. Стала я неуклюжей". "Из-за семечки?" "Уж, больно ты любознательный".
    …В этот день мама его с собою на свою работу взяла. Поехал он по городу с мамой на вызова к больным детям. Раньше тоже ездил. Другая машина в этот раз – легковая, внутри просторная, марки "Победа" - главного врача поликлиники Ольги Ивановны. Допытывался он у знакомого ему водителя, дяди Пети, а куда та первая машина, на которой раньше ездил, подевалась. Шофер дядя Петя любил пошутить: "Ее козел забодал". "Как это?" "Едем... Вышел он из ворот. Бородой трясет. Что-то не понравилась ему. Разбежался...". Объясняет дядя Петя. Жуть. Подъехали к дому больного ребенка, мать пошла в дом. Со двора на улицу из калитки, оставленной неприкрытой, козел вышел. "Нет, "Победу" не разобьет, - говорит дядя Петя. – Такая машина ему не по силе". Спокойнее стало. Все-таки стал он коленями на переднем пассажирском сиденье, лбом к стеклу приплюснулся и внимательно за поведением козла стал наблюдать. А тот прошелся вдоль забора туда и сюда и стал мирно травку щипать, но рога у него развесистые и сам он крупный.
    - Говорят, ты с женой нашего доктора Станислава Николаевича поссорился? – поинтересовался дядя Петя.
    - С тетей Людой?
    - С Людмилой Викторовной.
    Опять вспомнилась этажерка, уставленная перед книгами маленькими фарфоровыми фигурками. Вздохнув с сожалением, отвечал:
    - Та-а... Кошку не дала разбить. В ней монеты гремели.
    Водитель машины дядя Петя покачал с сомнением головою:
    - Ну, ты и фантазер. Не надо кошек обижать. А вон уже твоя мама из дому на крыльцо вышла. Сейчас дальше поедем на следующий вызов.

    27 декабря 2917 г.
    01 мая 2021 г.




Дважды печеный
    эссе

Фарфор - "ессенин". Ессе.

БИСКВИТ, а, м. 1. Сорт сдобного печенья из муки, сахара и взбитых яиц.
 [Обломов] хотел. быть развязным и в этой развязности захватил такую кучу сухарей, бисквитов, кренделей, что сидевшая с ним рядом девочка [имя Ирина] засмеялась. Гонч., Обломов, ч. II, гл. 5.
2. Техн. Дважды обожженное фарфоровое изделие, не покрытое глазурью. Глиняное тесто, из которого делают такого рода фарфоровые изделия.

Бисквитный, прил. 1. (По 1-му знач.) Бисквитное печенье, пирожное. 2. (По 2-му знач.) Бисквитный фарфор.

Бискайский залив ("двоякий" - Данте "Божественная комедия", Бальзак "Человеческая комедия").
бисквитный залив
Франц. biscuit (bis — дважды и cuit — печеный).

  Сибирь - это два Иркутска. Ир cuit...

  Бисквитный, прил. [т.е. "сибирский"?] 1. (По 1-му знач.) Бисквитное печенье, пирожное. 2. (По 2-му знач.) Бисквитный фарфор.

  Дважды "запеченная" или "дважды запекающая" [чудо - печка] Сибирь.
  См. Михаил Врубель - изразцовая плитка к камину в доме Савы Морозова. Или Мамонтова?

  Дважды обожженное фарфоровое изделие. Бисквитный фарфор. Пасхальные яйца Фаберже?

фейерверк, оркестр, танцовщицы, повара и пекари, сотни белых скатертей, серебряных приборов, фарфор и стекло, корзины цветов. Парк украсили белые обнаженные фигуры

  - Я должна была по возможности изменить свою внешность, снять квартиру поближе к вилле Новая Гора.

  Лида заваривала чай в белом фарфоровом чайнике. Стук ногтя по фарфору. Шум кипятка.
  Она была крупнее, лучше сложена, чем казалось В. раньше. На ногах белые шерстяные носки. В. следил за каждым ее движением. Сосредоточенное позвякивание чашками. Шелест целлофана, шорох высыпаемого на тарелочку печенья. Руки у девицы - большие и сильные, ногти ровные, розовые, с молочно-белым ободком. Французский маникюр. Указательным пальцем она провела по пластмассовой коробочке с сахаром.
  С тех пор В. ждал ее каждый вечер.


  Прямоугольник окна. В тонкой фарфоровой чашке стынет чай; дымком вьется над чашкой ажурная струйка и исчезает в воздухе, оставляя нежный аромат. Вереницы букв на белой странице книги - уютное пристанище для глаз человека, в целом для его ума.

  За соседним столиком о чем-то энергично спорили двое солидного вида мужчин, разложив на столе бумаги и время от времени прихлебывая черный ароматный кофе из маленьких фарфоровых чашечек.

  Держать на холодном ветру сувенирным фарфором на скучном вереске - повод задуматься о ненужных вещах. Обними говорит пустоту: этот город и этих пастушек фарфоровых. Балерина рифмуется с тем фарфором, что стоял на буфете, воплощая недостижимое прошлое, застигнутое врасплох.

  Он, слегка кокетничая писательской воспитанностью, "любит литературный фарфор". Это старый дайм, производства 1915 года; дорогой и битый фарфор - плата за вход. Красивые девушки часто безграмотны свыше меры и крадут из буфета фарфор. Дайм – монета десяти центов доллара. Что может он внести ценного в нашу литературу? Ковры на полу и стенах, хрусталь, фарфор и мягкая мебель. Неужели тебе не хочется искупаться? На кофточке у нее будет фарфоровая брошка, изображающая конверт. "ощущение обнаженности". Но не пей воду из этого битого и склееного фарфора - всё расклеется.

  Во рту крошки от пирога. Маленькая блестящая из нержавеющей стали ложечка с легким звоном ударяется о фарфор.


Рецензии