Как выглядели русалки

Как выглядели русалки

 Иван Крамской «Русалки» (1871). Фото с сайта gallerix.ru
В славянской мифологии существуют два типа русалок – один характерен для южных регионов, а другой – для северных. Они выглядят и ведут себя по-разному, так что можно даже сказать, что это два разных персонажа. Но в обоих случаях русалок описывали как женщин с длинными распущенными волосами. Поскольку в традиционной культуре непокрытая голова и распущенные волосы для женщины недопустимы (по крайней мере, в нормальной ситуации), такой внешний вид сразу сигнализирует о том, что перед нами демон из потустороннего мира. О поверьях, связанных с волосами, можно узнать в нашей статье.

Существа славянской мифологии: 9 персонажей и их описание с фото — Бэби.ру
Персонажей славянской мифологии боялись и почитали, боролись с ними и задабривали. В этой статье расскажем о самых значимых для наших предков существах. Узнаем, как «нечисть» вплеталась в повседневную жизнь простых людей и как на неё влияла.

Русалку «южного» типа описывали как красивую молодую девушку, одетую в белое – в неподпоясанную рубашку, в погребальный саван или в свадебный наряд с венком. «Северная» русалка, наоборот, выглядит как старая страшная баба, бледная, косматая, голая, с отвисшими грудями, которые она иногда закидывает себе за спину.
Где водятся русалки
«Южные» русалки являлись людям в строго в период «зелёных святок». Наиболее активны они в «русалкин день», который, по разным версиям, приходится на первый понедельник или первый четверг после Троицы или на первый день Петровского поста. Русалок можно было встретить на цветущем злаковом поле, в огороде, в лесу, у воды и в других местах, которые в народной культуре считаются «нечистыми» и опасными (перекресток дорог, кладбище и другими). Русалки в облике красивых девушек гуляют в цветущей (колосящейся) ржи, играют там, танцуют, водят хороводы, вьют венки, чешут волосы. Они поют, хлопают в ладоши, смеются и визжат. В некоторых историях рассказывается о том, что русалки приходят на звуки пастушьей свирели. В лесу они раскачиваются на ветках деревьев или на качелях. По окончании срока своего пребывания на земле русалки возвращаются в свой потусторонний мир – уходят в землю, в воду, забираются на дерево, ложатся в гроб.
Появление «северной» русалки не зависит от сезона. Чаще всего её можно встретить сидящей у воды на камне и расчёсывающей волосы гребнем. Но иногда она вылезает зимой из проруби или даже гонится за санями. Вопрос о том, действительно ли этот персонаж – русалка, или же это название было перенесено на него в поздние времена, дискуссионный. Поскольку «северную» русалку в ранних записях чаще называли водянихой или шутовкой, можно предположить, что изначально это было что-то вроде женского варианта водяного чёрта.

Впрочем, встречаются сведения о русалках, которые совмещают в себе признаки обоих персонажей – страшные бабы, которые подстерегают людей в поле и давят их своей огромной железной или каменной грудью. Этот вид русалок, вероятно, также сложился под влиянием образа полудницы – демонической женщины, нападающей на людей в полдень на хлебном поле.
Чем занимались русалки

Илья Репин «Садко в подводном царстве» (1876). Фото: Wikipedia Commons
Славяне считали, что русалки хватают, душат, бьют, щиплют, кусают и щекочут до смерти тех, кого встречают на русальной неделе. Отсюда происходят такие варианты названий, как щекотуха и лоскотуха («лоскотать» – это синоним слова «щекотать»). Прежде чем напасть, русалки могут заставить человека танцевать с ними. Русалка также может напугать свою жертву до лихорадки, сделать так, что её лицо навсегда исказит страшная гримаса, или даже переставить голову жертвы лицом вниз. Особенно часто русалки нападают на женщин и детей, и опаснее всего столкнуться с демоном один на один, в полдень и полночь.
Впрочем, как и другая славянская нечисть, русалки далеко не всегда вредят людям без всякой причины, а иногда даже приносят пользу. Согласно представлениям наших предков, они наказывают только тех, кто нарушает запрет на работу во время русальной недели – например, могут наслать плохой урожай. Русалка может проникнуть в дом к женщине, которая пряла или ткала на троицкую неделю, испортить сделанное ею или даже похитить её ребёнка. Считалось, что русалки также охраняют хлебные поля от вытаптывания. Детям говорили, если они будут гулять по посевам, на них нападёт русалка. Несмотря на то, что встреча с русалками опасна, на тех полях, где они играли и танцевали, по поверьям, лучше цвели злаки, и урожай был особенно богатым.
Всё это, правда, касается «южных» русалок, связанных с сезоном цветения. От «северной» русалки людям бывает в основном вред – она может заманить в болото и утопить или, в лучшем случае, предсказать человеку беду словами: «Год от года хуже будет!» Как и «южная» русалка, «северная» может проникнуть в дом – иногда люди рассказывали, будто они слышали, как она ночью моется в бане и стирает там белье.
Как защититься от русалки
Как и от прочей нечисти, от русалки защищает молитва и крест. Она также не любит железные предметы – например, если очертить вокруг себя ножом, русалка не сможет проникнуть внутрь этого круга. Если носить с собой иголку, русалку можно уколоть, и тогда она оставит вас в покое.
По поверьям, русалок отпугивают определённые растения – полынь, крапива, чеснок и любисток. Чтобы уберечься, люди на русальной неделе носили эти травы при себе, а девушки вплетали полынь и крапиву в свои косы. Считалось, что русалка боится не только самой полыни, но и её названия. При встрече с демоном советовали крикнуть: «Полынь!» или «Хрен да полынь, плюнь да покинь!» Полынь и чеснок обладают сильным резким запахом, а хрен и крапива жгутся, поэтому в народной культуре им и другим подобным растениям очень часто приписывали защитные свойства. Если бы наши предки были знакомы с перцем и имбирем, их бы, несомненно, тоже использовали против русалок.
Русалок важно было вовремя выпроводить, для чего в южных регионах устраивали особый ритуал – «проводы русалки». Обряд совершался в первое воскресенье после русальной недели, в первый день Петровского поста, либо на Духов день. Молодёжь наряжала «русалкой» какую-нибудь красивую девушку. В одних местах её принято было одевать в праздничную одежду или в наряд невесты, а в других – в простую белую рубашку без пояса. «Русалку» украшали зеленью и цветами, на голову ей надевали венок. В некоторых селениях «русалку», наоборот, делали страшной: её одевали в лохмотья и чернили ей лицо углем, закрывали распущенными волосами.
Кое-где вместо девушки-«русалки» несли соломенную куклу, одетую в девичий наряд.
«Русалку» с песнями выводили или выносили куда-нибудь за пределы села – в поле, в лес, к речке, к дороге, к мосту или на кладбище. При этом её не только выдворяли вон, но и символически уничтожали. С девушки срывали зелень, цветы и ветки, после чего убегали от неё с криком: «Русалка догонит, защекочет!» – а она догоняла и пыталась кого-нибудь схватить. Если в роли «русалки» выступала кукла, то её рвали, сжигали, топили или хоронили в земле. Зелень с костюма девушки-«русалки» или части соломенной куклы разбрасывали по полям – по поверьям, это способствовало хорошему урожаю. «Проводы русалки» обычно проходили очень весело – парни и девушки устраивали подвижные игры, пели песни, танцевали, обливали друг друга водой и прыгали через костёр.
Как мы видим, образ русалки в славянской мифологии довольно противоречив. С одной стороны, этот персонаж олицетворяет молодую зелень, цветение и в целом действует благотворно, а с другой – ассоциируется со страхом перед внезапной смертью совсем юных людей и ощущением, что они могут жестоко мстить за слишком рано прерванную жизнь. На некоторые варианты образа русалки могли также повлиять представления о демонах, схожих с ней в отдельных своих чертах – водяном и полуднице. В таких противоречиях нет ничего удивительного, ведь поверья о нечисти складывались в разных регионах со своими особенностями и под влиянием разных обстоятельств. Представления славян о русалках не получится свести к некому общему знаменателю, но зато очень интересно изучать то, как наши предки объясняли себе события и явления окружающего мира, создавая при этом яркие образы и интересные сюжеты.

Полудница, оборотень, Алконост, русалки... Это лишь малая часть персонажей славянской мифологии. Одни из них невинно шалят, другие способны причинить немало бед. Расскажем о самых ярких представителях славянской мифологии и хитростях, которые помогали нашим предкам с ними подружиться.
 
Когда в крестьянской глубинке случается необъяснимое, на помощь приходит фольклор. Чем, как не проказами мифических существ можно оправдать то, что внезапно случается с людьми? Смерть или исчезновение скота, таинственный шум за окном, злые мысли и наваждение – у жителей славянской деревни были объяснения всем этим проблемам. И объяснения эти фантастичны и удивительны.
 
Полудница
 Полудница. Фото: Pinterest @author.today
Если вы когда-нибудь выходили в поле в полдень, вы могли столкнуться с весьма странным и пугающим чувством: всё вокруг затихает и будто замирает, а солнце светит особенно ярко. Возникает ощущение нереальности окружающего, отчего становится тревожно и не по себе. Это явление называется «полуденный ужас», оно по своей сути близко к солнечному удару: в полдень солнце находится в зените, отчего его свет становится очень опасным (особенно если на вас нет головного убора)!
Славянские крестьяне видели в этом довольно обыденном, хотя и пугающем явлении полудницу – опасное для человека существо, предстающее в образе худощавой, высокой женщины (нередко мёртвой), облачённой в белое. Она появляется на полях в полдень. С серпом или косой бродит в поисках тех, кто нарушил запрет и работает в это опасное время. Её намерения исключительно враждебные: она жаждет забрать жизнь, покалечить, навредить человеку. Причём вредит она не только физически: полудница дурманит разум, насылая на нерадивых крестьян видения, а иногда и вовсе вступает с ними в разговор.
Защищает от полудницы табу на работу в полдень – обычно в это время уходили с поля кормить скот или молиться. А ещё – обращение к Богу: перекреститься, помолиться и окропить чудище святой водой.

Леший. Фото: Pinterest @wiaraprzyrodzona.wordpress.com
Истинный владыка леса, которому подвластны все лесные животные, на верной службе у которого каждый заяц и каждая птица – это, конечно, леший. Заходя во владения лешего (как правило, это еловые леса), человек уже попадает в его поле зрения.
Персонаж этот имеет человеческий облик, и подчас отличить его от обычного мужичка довольно трудно. Однако выдают его необычайно длинные волосы, горящие зелёным глаза, перепутанная обувь, сияние тела синим. Впрочем, черты его отличаются от региона к региону. Да и размер лешего меняется: ходя среди деревьев, он становится ростом с ними, а когда он прячется в траве, то становится меньше букашки. Леший не умеет говорить, зато издаёт самые разные звуки – от хохота до плача.
В отличие от прочей нечисти, леший не враждебен к человеку: он строит мелкие пакости, вроде как запутывает след, насылает туман, пугает человека. Порой он и наказывает за сквернословие, похищая ругающихся мужиков или рожениц с их детьми. А кое-где, говорят, встречаются лешие, падкие на женщин – их они похищают просто так.
Есть два классических способа спасения от лешего: перекреститься да помолиться. И перепутать свою одежду: надеть кафтан наизнанку, поменять местами ботинки, вывернуть шапку. Леший, который сам ходит шиворот-навыворот, таких «остряков» отпускает.
Домовой
 Иван Билибин «Домовой» (1934). Фото с сайта artchive.ru
Вот уж действительно известная всем «нечисть» нашей мифологии. Самый добрый из всех существ на земле славянской. Он – невидимое глазу доброе существо, покровитель дома, очага и семьи. С давних пор его почитают не просто как друга, но как самого настоящего хозяина и сторожа жилища.
Увидеть его удаётся не каждому – домовой не слишком любит показываться. Однако те близкие его друзья, что всё-таки увидели домашнюю нечисть (как правило, это главы семьи), рассказывают о домовом как о лохматом, небольшом существе с мягкими лапками и бесовскими рогами. Домовой, впрочем, нередко меняет свой облик – как и подобает мифическому славянскому существу.
Он невидим, но не неслышим: домовой стонет от грусти и одиночества, шумит, плачет, а то и вовсе раздаёт хозяевам советы и предостережения. Практически каждый его шорох крестьяне приписывают к какому-то предстоящему событию: например, слёзы домовой пускает по предстоящей чьей-то смерти, а посудой гремит перед пожаром.
Зла от домового дождаться можно лишь в том случае, если хозяева его не уважают или оскорбляют. Во всех остальных случаях это милейшее создание только невинно шкодит – пощекочет внезапно члена семьи, порезвится ночью в соседней комнате и так далее.

Кто такой леший и существует ли он на самом деле
Продолжаем изучение славянской нечисти. На этот раз рассказываем, кто такой леший, почему его нельзя обижать и как его уважить, чтобы не было неприятностей в лесу.

Кикимора в славянской мифологии: кем была на самом деле
Её называют «болотной» или женой домового. Как она связана с Водяным и бабой Ягой? Какими чертами характера наши предки наделяли это мифологическое существо?

Водяной: как выглядит и как от него защититься
Продолжаем изучение славянской нечисти: на этот раз расскажем, кто такой водяной, или водяник.

Домовой – сторож жилища. В основном он охраняет его от другой нечисти, в частности – соседских домовых. К дому он привязан настолько, что даже если тот сгорит, никуда он не уйдёт, пока хозяева его хорошенько не приманят в новое гнёздышко. «Убеждают» его не только нужные слова и слёзные просьбы, но и угощения. Впрочем, крестьяне хорошо знают, как договориться с этим прекрасным созданием. 


Рецензии