Русалка

Русалка
 
Мифология
Славянская
Имя
Русалка
Другие имена
Купалка, водянтиха, шутовка, щекотиха, лихопляска, дикая баба, утопленница
Пол
Женский
Место обитания
Водоёмы, леса, поля
Занятие
Вред людям
Мировоззрение
Зло, нейтральность
Похожие персонажи
Нимфа, никса, ундина

Русалки — в славянской мифологии духи, связанные с водоёмами. Считалось, что русалки опекают поля, леса и воды. Представлялись либо как маленькие, либо как молодые девицы с распущенными волосами и бледной кожей. В редких случаях описывали и русалок мужского пола; тех чаще всего представляли маленькими мальчиками.
 
Содержание
1Этимология имени
2Происхождение
3Внешний вид
4Черты характера
5Образ жизни
6Способности
7Места обитания
8Виды русалок
9Как бороться?
10Галерея
Unmute
Advanced Settings
FullscreenPauseRewind 10 SecondsUp Next
 
Этимология имени
Есть множество версий происхождения слова русалка:
от слова русло, поскольку в качестве места обитания русалки предпочитали любые водоёмы, но больше всего — русла рек
от слова русый (по некоторым поверьям у русалок волосы были русого цвета)
либо от слова роса (ею русалки умывались)
либо от названия праздника – Русалии — поминальных дней у славян; сам праздник, по-видимому, происходит от римского – Розалий.
возможно происхождение от названий рек – Русь и Рось.
Происхождение
Считалось, что русалками становятся девы, обычно самоубийцы, утопившиеся в водоёмах из-за несчастной, неразделённой любви. Позднее, после прихода христианства, стало считаться, что русалками становятся, как правило, некрещёные девушки. Согласно некоторым поверьям, русалкой мог стать и мужчина: так, в Сосницком уезде Черниговской губернии считается, что в этих духов могут быть обращены люди любого пола, если те погибли на Троицкой неделе. По-видимому, они сохраняют свой пол и сделавшись русалками.
Внешний вид
Наиболее распространены представления о русалках как о красивых девушках с бледной кожей, непропорционально длинными руками и зеленоватыми из-за водорослей волосами. В основном русалки ходили нагими. Одетых русалок чаще всего изображали в рваных сарафанах и платьях. Волосы у русалок всегда распущены, что является признаком нечистой силы: у славян не было принято ходить простоволосыми.
Сегодня считается, что у русалок есть рыбьи хвосты, но это не так: у русалок с самого начала были ноги, и лишь позднее их образ слился с образом рыбохвостых морских дев из легенд Западной Европы. В английском языке для славянских русалок используется слово rusalka, в то время как для западноевропейских — mermaid.
По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких детей. Херсонские русалки сравниваются с куколками. В Старобельском уезде различали русалок двух полов: мальчики имели короткие, рыжие и курчавые локоны, а девочки — «ровные белые волоса, в виде льняных волокон, и длинные до самой земли». Русалки из Купянска описывались бледными, почти прозрачными, русо- или зеленовласыми.
В северных областях России (местами в Украине) образ русалок существенно отличается от более распространённых представлений: их описывают как уродливых, косматых, горбатых и большегрудых женщин.
Черты характера
Русалки считались опасными и настроенными отрицательно к человечеству, особенно опасны были для мужчин. Когда русалка завидит мужчину, она заманивает его в водоём, где может утопить, защекотать до смерти. Девушек также недолюбливали: всячески прогоняли из леса, пугали, воровали у них одежду, холсты, полотна, нити, пищу, выбирали для себя любовников из их мужчин.
Несмотря на выше перечисленное, русалкам приписывались и положительных черты. Считалось, что они любят детей, всячески оберегают их, спасают от диких животных, выводят из леса. Иногда русалки спасали тонущих. Им приписывался весёлый характер: ночью они кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут. Считалось, что там, где пробежит русалка, «трава растёт гуще, и хлеб обильнее».
Образ жизни
  Одна женщина рассказывает, что она в детстве своими глазами видела в Данильчином лесу, в озере (теперь высохшем), русалок-детей, купавшихся там и смеявшихся. Она подошла ближе и увидала голых женщин, с распущенными волосами, сидевших на берегу, кормивших грудью малых детей, смеявшихся и звавших её к себе. Женщина, не помня себя, убежала домой. Другая женщина рассказывает, что она в детстве, с мальчиками и девочками, пасла овец около леса, где близко никого не было. Вдруг на опушке леса неизвестно откуда явился голый мальчик и, прокричав: „Молиться Богу! Молиться Богу!“, незаметно скрылся.
Русалки питались рыбой и раками. По ночам пробирались в сараи и доили коров. Их также видели в полях, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломали жито». В дикой степи ели различные травы и ягоды. Иногда пробирались в огороды с горохом и петрушкой.
Чаще всего их можно увидеть летом. По ночам русалки выплывают из водоёмов на поверхность и садятся на ветви деревьев, где катаются и расчёсывают себе волосы гребнем, сделанным из костей рыбы. Когда русалка расчёсывается, по её волосам рекой стекает вода. Иногда поют. Считалось, что голос русалки может любого погрузить в транс. Вытаптывают круги возле деревьев, когда водят хороводы. Существовало поверье, что на Русальной неделе, когда в лесу ходят русалки, при нечаянной встрече с ними, нужно бросить им платок или что-нибудь из одежды, например рукав от платья. Желание одеться побуждало русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит».
Способности
Русалкам приписывалась способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц, либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных. Водяные красавицы также были способны вызывать бури, опустошающий дождь и разрушительный град, заставить реку разлиться, затопив пастбища и посевы. Они быстро бегают и плавают — ни одна лошадь не обгонит, ни одна рыба не переплывёт.
Места обитания
Считается, что обитают русалки там же, где погибли. Обычно такими местами становятся пресные водоёмы, такие как реки и озёра. Реже всего русалок можно было встретить в морях и океанах.
Виды русалок
Представленные ниже виды являются далеко не всеми из известных, и их список будет пополняться:
болотницы — русалки, обитающие на болотах и глубоких озёрах. Их главное отличие от других видов заключается в том, что болотницы являются самыми прекрасными среди водяных дев, вот только до уровня бёдер: от туда у них начинаются гусиные лапы. Чтобы спрятать их, болотница сидит в огромной кувшинке.
бродницы — самые добрые из русалок, охранительницы бродов. Они помогали путникам и следили за детьми. Если тем угрожала опасность у воды, они их спасали.
водяницы — от других отличаются лишь тем, что водяницы — утопленницы из крещёных, а потому и не считаются нечистью. Водяница — жена водяного.
лоскотухи — наиболее распространены, обитают в водоёмах; впрочем, иногда их можно встретить и в полях. Имеют очень игривый характер. Иногда их шутки заходят слишком далеко — как завидит лоскотуха человека, набрасывается и затаскивает в воду, где до смерти щекочет.
лобасты — самые злые и коварные русалки, селящиеся по берегам рек, больших болот и озёр, в камышах и других зарослях. В отличие от остальных видов русалок лобасты явно являются нежитью: они не призраки, но и не абсолютные мертвецы. Они не боятся ни железа, ни полыни, ни серебра. Несмотря на это, с ними можно сражаться и железным, и серебряным оружием. Следующее отличие от других русалок заключается в том, что лобасты уродливы: выглядят как громадные, большегрудые старухи с острыми когтями, чем они напоминают русалок, представляемых в северных областях России.

Подписаться
Родословная русалок: от славянских водяниц до сирен Древней Греции
29 марта
7
10 мин
Оглавление
• Русалки в поп-культуре: от Диснея до «Гарри Поттера»
• Какими бывают русалки в мифологии: Дисней ошибался
• Русалки на славянской земле
Показать ещё
 
Родословная русалок: от славянских водяниц до сирен Древней Греции
Русалки – загадочные существа, о которых сложены мифы и легенды. Кто-то представляет их нежными морскими девами с длинными волосами и чарующими голосами, а кто-то – опасными созданиями, заманивающими моряков в морскую пучину. В одних историях они предстают духами-стихиями и хранительницами вод, в других – душами утонувших девушек, ищущих мести.
29 марта отмечается Международный день русалки – праздник, посвященный этим мистическим существам, их образам в культуре и мифологии. К этой дате IZHLIFE совместно с эзотериком Хельгой Кольт разбирается в том, какими бывают русалки в преданиях разных народов, где их можно встретить и почему образ, созданный Диснеем, далек от первоисточника.
Русалки в поп-культуре: от Диснея до «Гарри Поттера»
Если спросить любого человека, как он представляет себе русалку, он, скорее всего, вспомнит диснеевскую Ариэль: миловидную девушку с рыбьим хвостом и ярко-алыми волосами. Для многих этот образ стал каноническим, но если взглянуть шире, можно увидеть в поп-культуре множество других русалок – куда более далеких от доброй сказки:
«Пираты Карибского моря» (12+) – эта серия фильмов, как и мультфильм про маленькую русалочку принадлежит компании Дисней. Однако в этом случае морские девы далеки от привычного образа добрых русалок: их пение больше напоминает завораживающий голос сирен, лишающий воли. Очарованные жертвы не могут сопротивляться и оказываются утянутыми на дно без шанса на спасение.
«Гарри Поттер» – в фильме «Гарри Поттер и Кубок огня» (12+) русалки предстают в непривычном образе. В четвертой части истории о «Мальчике, который выжил» их трудно назвать красивыми и притягательными: это жестокие, злобные создания, больше напоминающие рыбообразных монстров с когтистыми лапами и острыми, как у пираний, зубами.
В мультсериале «Винкс» (12+) русалки – это отдельная магическая раса, живущая в подводном мире на планете Андрос. У них есть своя иерархия и королевская семья, обладающая магией. Кроме того, в этой вселенной наряду с девушками-русалками существуют и русалы – мужчины-русалки, которые трудятся на благо своего народа наравне с женщинами.
В фильмах, сериалах и книгах нашего времени русалки предстают как могущественные создания, наделенные магией воды, или же как жертвы особого проклятия, вынужденные жить между двумя мирами.
И вот, глядя на таких разных русалок, возникает логичный вопрос: почему их образы так разнятся?
Все просто: образ русалки сформировался в глубокой древности и вобрал в себя множество значений. В детских сказках она предстает милым и дружелюбным существом, а в более взрослых сюжетах – опасной и коварной. Однако в каждой истории у нее есть одна важная особенность: она балансирует между миром людей и водной стихией, между жизнью и смертью.
«Русалка – это архетип, связанный с тайнами воды. Вода в мифологии многих народов символизирует эмоции и скрытые темные желания. Русалки и другие водные монстры, как Келпи из шотландской мифологии (существо, напоминающее лошадь и способное утянуть путника в трясину или на дно озера. – Прим. ред.), олицетворяют страх перед неизведанной стихией, которая может быть как другом, так и страшным врагом», – объясняет эзотерик Хельга Кольт.
С течением веков образ русалки изменялся. В Средневековье ее чаще изображали опасной, а во времена великого Андерсена она постепенно превратилась в романтическую героиню. В XX–XXI веках, благодаря кинематографу и анимации, русалки заняли место среди таких магических существ, как феи, эльфы, гномы и единороги.
Какими бывают русалки в мифологии: Дисней ошибался
Современная культура приучила нас к мысли, что русалки – это нежные создания, мечтающие о любви. Однако в мифах разных народов их образы гораздо сложнее и мрачнее.
Русалки на славянской земле
Начать стоит с русалок, известных нам по славянской мифологии. В книгах, посвященных сказочным и мифическим существам, их также называют водяницами, шутовками, щекотихами. У них нет рыбьих хвостов и в целом они похожи на обычных девушек. Впрочем, это неудивительно, ведь славянские русалки – это души девушек, погибших в воде из-за несчастной любви.
Существовали поверья, что в русалок могли превращаться некрещеные утонувшие дети. Такие представления возникли с приходом христианства на Русь. Считалось, что если ребенка не крестили и он утонул, его душа навеки остается привязанной к месту утопления, так как не может попасть ни в рай, ни в ад.
 
Русалками становились девушки из-за несчастной любви. Фото: fusionbrain.ai
Славяне верили, что русалки появляются ночью, выходят из воды, расчесывают длинные волосы и завлекают людей песнями. Если кто-то осмелится подойти слишком близко, они могут утащить его в реку и защекотать до смерти (отсюда и название «щекотихи»). А живут они в реках, озерах, болотах и даже на дне старых колодцев.
Если кто-то разозлит русалку – например, разрушит ее любимый водоем, – ему не поздоровится. Русалки могли наслать болезни, засуху, а значит, и гибель посевов, от которых зависела жизнь людей.
Однако русалки не всегда считались злыми. В некоторых преданиях они помогали людям, если те вели себя уважительно и оставляли подношения. На Русальной неделе, когда водяницы могли выходить на берег и гулять среди людей, крестьяне оставляли у реки венки из цветов или горшки с молоком, чтобы задобрить их и уберечь поля от засухи.
«Защититься от славянских русалок не так сложно, как может казаться. Достаточно носить с собой полынь. В славянской традиции это растение способно отгонять зло и нежить. Если вплести ее в волосы, то русалка не сможет за них схватиться, а значит и затащить в воду незваного гостя она тоже не сумеет», – объяснила Хельга Кольт.
Еще один вид «русалок» – мавки, или, как их называют, навки (создания, пришедшие из мира Нави – мира мертвых). Это тоже души девушек, погибших неестественной смертью, но они обитают не только в водоемах, но и в лесах.
Внешне мавки напоминают своих «сестер» – русалок: у них тоже длинные волосы и отсутствует тень, так как они призраки. Однако если русалки часто выглядят неопрятно и по этому признаку их можно отличить, то мавки носят легкие и тонкие рубашки или вообще ходят обнаженными.
Мавки чаще всего доброжелательны к людям: они могут подсказать дорогу заблудшему путнику и даже вывести его к деревне. Однако в некоторых украинских поверьях говорится: если, гуляя по лесу, человек запутался в траве или корнях деревьев, значит, мавка хочет задержать его, и продолжать путь становится опасно. В других легендах они заманивают мужчин – как правило, неверных своим женам, да и просто падких на девиц – в чащу и заставляют плясать, пока те не падут замертво.
Прекрасна Жемчужная дева из Японии
В странах Азии тоже есть свои русалки. Одна из самых известных – дочь властителя морей, драконьего бога Рюдзина, прекрасная Отохиме, также известная как Тоетама-химе, или Жемчужная дева.
Образ морской девы в Японии уникален. Она живет в жемчужном дворце, одета в тонкий шелк, а ее голос невозможно забыть. Кроме того, в отличие от славянских русалок, морская принцесса владеет искусством управления временем.
Одна из известных легенд повествует о рыбаке Урасиме Таро, который спас черепаху и в награду получил приглашение во дворец Отохиме. Он провел там всего несколько дней, но, вернувшись на сушу, обнаружил, что прошли сотни лет.
«Как и подобает небожительнице, Отохиме благородна и заботлива, поэтому может прийти на помощь человеку и даже сделать подарок – особую жемчужину, которая принесет своему обладателю счастье и долголетие», – рассказывает эзотерик.
Однако, по словам нашего эксперта, кроме дочери бога-дракона, в странах Азии существует и другой вид русалок – Нинге. Это необычные существа с чертами, присущими рыбам: хвостами, жабрами, плавниками, но при этом с лицами людей. Согласно легендам, их мясо может даровать или продлить молодость. Однако если убить такую русалку, смертный непременно накликает на себя страшное проклятие.
Легенда о хитрой Лорелей из Рейна
Возвращаясь из прекрасной Азии в Европу, где появились одни из самых популярных легенд о девах с морским хвостом, нельзя не вспомнить об одной из самых известных «русалок» Европы: Лорелей.
Ее история пришла к нам из Германии где, согласно легендам, около городка Санкт-Гоарсхаузен на скале на правом берегу реки Рейн жила дева, которая была столь прекрасна, что моряки забывали обо всем, глядя на нее. Ее голос был гипнотическим, и любой, кто слышал ее пение, терял контроль над кораблем и разбивался о скалы.
Существует несколько версий этой легенды:
• В одной Лорелей – проклятая девушка, чья любовь была отвергнута, и она стала духом, желающая мстить мужчинам и оберегать несчастных женщин от такой же судьбы, что постигла ее.
• В другой версии Лорелей была жрицей, а ее пение носило сугубо ритуальный характер.
Что любопытно, скала с названием Лорелей действительно существует на правом берегу Рейна. Это опасное место, где и сегодня случаются кораблекрушения и несчастные случаи.
 
Лорелей завораживала моряков своим голосом. Фото: fusionbrain.ai
Лорелей не совсем русалка: в балладах она описывается с человеческими ногами, а также с роскошными золотыми волосами. Однако ее история восходит к более древним мифам – к легендам о сиренах, к которым некоторые исследователи причисляют и саму Лорелей.
Греческие Сирены: потеряли крылья и нашли хвост
Один из старейших архетипов морских дев – древнегреческие сирены. Интересно, что в античные времена их изображали как нимф с прекрасными крыльями и птичьими телами. Их пение завораживало моряков, вынуждая прыгать за борт или направлять корабли прямо на скалы.
«По некоторым преданиям, древнегреческие сирены – плоды запретной любви дочери речного божества Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры, источники разнятся. – Прим. ред.). По Гомеру их было две, а в других источниках – до восьми. Сначала они выглядели как обычные девушки, их задачей была охрана Персефоны. Однако, когда Аид похитил Персефону, сирены не смогли ее защитить и были наказаны: боги превратили их в существ с телами птиц и отправили стеречь границы мира людей и морской стихии», – рассказывает эксперт.
Интересно, что появление у сирен рыбьего хвоста связано со Средними веками. В это время, когда греческие мифы распространились по Европе, легенды о морских девах стали особенно популярными. А тевтонские предания, из которых позднее родились баллады об Ундине и деве Лорелей, наложили свой отпечаток на внешний облик сирен.
Так сирены потеряли крылья, но приобрели рыбьи хвосты: рыба куда сильнее ассоциировалась с водой, чем птица. Однако их чарующий голос, способный подчинять волю, сохранился.
А вот душу они утратили. Поскольку в большинстве религий душа – это то, что свойственно человеку, а не монстру, морские девы не имели души. И по средневековым трактатам их главным желанием было ее обрести, как правило, через похищение души у кого-то другого. В Шотландии существует легенда, датируемая V веком, по которой морская дева, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который учил ее грамоте и молитвам. Однако причастия заставляли ее страдать, потому она не смогла покинуть море и в конечном итоге оставила монаха.
Кстати, русалочка Андерсена, которая была вдохновлена средневековыми мифами о морских девах, пусть душу и не обрела, однако смогла приблизиться к ее получению.
«Давайте вспомним классическую историю. Сестры маленькой русалочки, узнав, что та заключила договор с морской ведьмой, кинулись ее спасать. Чтобы вернуться в море, она должна была убить принца, который отверг ее любовь. Русалочка Андерсена устояла перед искушением. Потому, когда договор с ведьмой был нарушен, она вместо того чтобы погибнуть в теле русалочки или обратиться в морскую пену, перерождается в дух воздуха, которая через триста лет может обрести бессмертную душу, если будет творить добрые дела», – объясняет Хельга Кольт.
Так кто же такая Ариэль?
Образ Ариэль кажется нам привычным: юная русалка, очаровательная и добрая, мечтающая обрести любовь и стать частью мира людей. Но соответствует ли он мифологическому образу русалки?
 
Ариэль в мифологии была бы сиреной или русалкой? Фото: fusionbrain.ai
Ответ кого-то может расстроить: практически никак. Мифологические русалки не стремятся познать мир людей: он им мало интересен, а в легендах они чаще предстают духами, пострадавшими от людей. Некоторые из них даже питают ненависть к людям, ведь те причинили им боль. О поиске земного счастья в этом случае не может быть и речи.
Ариэль – собирательный образ, вдохновленный мифами о морских существах, таких, как сладкоголосые сирены и утонувшие из-за несчастной любви девушки. Внешне она напоминает средневековых европейских русалок, а голос унаследовала от древнегреческих сирен. А вот любопытство, романтичность и стремление к невозможному она явно позаимствовала у русалочки Андерсена.

мавки — один из видов русалок. Есть несколько их отличий от других: во-первых, заманивают мавки в водоёмы только мужчин, в то время как другие шутовки не брезгуют ни стариками, ни женщинами; во-вторых, совершает зло мавка нецеленаправленно – просто как только та завидит мужчину, она впадает в некий транс; в-третьих – внешний облик: выглядят мавки точно так же, как и русалки, но вот со стороны, где должна быть спина, у мавок прозрачно и видно все внутренние органы.
моряны – морские водяницы и шутовки. Моряны весьма малоизвестны. В основном их описывают как русалок огромного размера, которые появляются в бурю и переворачивают корабли.
озёрницы – локальная разновидность русалок, обитающая в Чёрном озере на Мядельщине, Беларусь. Это девы с зеленоватыми волосами, тёмной кожей и ступнями, напоминающие плавники. Возможно, озёрницами в целом называли тот вид русалок, что предпочитал именно озёра.
полудницы – полевые духи, показывающиеся в период нахождения солнца в зените. Обычно полудница принимает вид прекрасной девушки высокого роста, но может предстать и косматой старухой. Она жестоко наказывают тех, кто работает в поле в полдень.
фараонки — один из видов русалок. В отличие от всех других, фараонки наиболее близки с западноевропейскими морскими девами. Фараонки могут быть обоих полов. До пояса фараонка человек, от пояса — рыба. Считается, что они произошли от египтян, утонувших в Чермном море при погоне войск «фараона лютого» за Моисеем и евреями во время Исхода.
Как бороться?
  На заре девушки наши идут к реке за водой; беда неосторожной, которая забыла взять с собой полынь или любысток — т.е. зорю. Русалка бросается на дивчину, спрашивает у неё: "полынь или петрушка?" Если та ответит "полынь", русалка убежит; если же "петрушка", — водяная красавица защекочет до смерти земную и увлечет ее в реку. При слове "полынь", русалка с досадой отвечает: "Брось её под тынь!", если же попытаться хлестнуть нечисть горькой травой то можно получить в ответ: "Сама ты сгинь!"; а если она к мужчине обращается: "Сам ты сгинь, ты не мий!" На слово "петрушка" русалка говорит "Ах, ты моя душка!" и потом щекочет.
Русалки боятся железа и серебра. При недружелюбной встрече с ними достаточно кольнуть одну русалку булавкой — сразу все разбегутся. Они также боятся чеснока и полыни.
Галерея
КАК В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ ПОЯВИЛИСЬ РУСАЛКИ?
Отвечает Екатерина Гудкова,
филолог, автор портала «Культура.РФ»
• ВКонтакте
• Одноклассники
У восточных славян был исконный персонаж, которого впоследствии стали называть русалкой. В народе он был известен как водяниха, шутовка, щекотиха.
Большинство специалистов считают слово «русалка» заимствованным. Оно произошло от «русалий» — весеннего славянского праздника, который возводят к латинскому rosalia — «празднику роз». По другой версии, слово «русалка» родственно «руслу». Вплоть до XX века в северных губерниях это слово воспринимали как книжное, «ученое».

Однако у восточных славян был исконный персонаж, которого впоследствии стали называть русалкой. В народе он был известен как водяниха, шутовка, щекотиха, а на Украине и Юге России — мавка или навка. Русалки часто упоминались в русских обрядовых песнях и рассказах о встрече с нечистью — быличках и бывальщинах. Целая неделя, чаще всего после Троицы, называлась Русальной.

Восточно-славянские русалки имели мало общего с романтическим образом, знакомым нам по сказке Андерсена, пьесе Пушкина и немецким балладам. В отличие от европейских «литературных» русалок русские водянихи не имели хвоста. Их представляли женщинами с длинными распущенными волосами в белых одеждах — или нагих. В некоторых регионах верили, что русалки молоды и красивы. В других считали, что они выглядят, как безобразные старухи.

В представлении русских, украинцев и белорусов русалки были духами девушек, умерших до свадьбы, или детей, которых прокляла мать. В некоторых местах верили, что русалкой становится любая утопленница. По еще одной версии мавками становились дети, умершие некрещеными. Эти духи приходили в мир живых на Русальной неделе, Ивана Купалу или перед Петровым днем. На Русском Севере рассказывали, что русалки являлись и зимой, например, из проруби.
Большинство специалистов считают слово «русалка» заимствованным. Оно произошло от «русалий» — весеннего славянского праздника, который возводят к латинскому rosalia — «празднику роз». По другой версии, слово «русалка» родственно «руслу». Вплоть до XX века в северных губерниях это слово воспринимали как книжное, «ученое».

Однако у восточных славян был исконный персонаж, которого впоследствии стали называть русалкой. В народе он был известен как водяниха, шутовка, щекотиха, а на Украине и Юге России — мавка или навка. Русалки часто упоминались в русских обрядовых песнях и рассказах о встрече с нечистью — быличках и бывальщинах. Целая неделя, чаще всего после Троицы, называлась Русальной.

Восточно-славянские русалки имели мало общего с романтическим образом, знакомым нам по сказке Андерсена, пьесе Пушкина и немецким балладам. В отличие от европейских «литературных» русалок русские водянихи не имели хвоста. Их представляли женщинами с длинными распущенными волосами в белых одеждах — или нагих. В некоторых регионах верили, что русалки молоды и красивы. В других считали, что они выглядят, как безобразные старухи.

В представлении русских, украинцев и белорусов русалки были духами девушек, умерших до свадьбы, или детей, которых прокляла мать. В некоторых местах верили, что русалкой становится любая утопленница. По еще одной версии мавками становились дети, умершие некрещеными. Эти духи приходили в мир живых на Русальной неделе, Ивана Купалу или перед Петровым днем. На Русском Севере рассказывали, что русалки являлись и зимой, например, из проруби.

Две бабки с гостей шли. Одна теть Шура наша была. До мостика дошли, смех услышали. Интересно им стало, решили, что девки с парнями балуются. Подошли поближе, видят: девка в воде стоит, волосами трясет и хохочет. А смех-то такой, что страх наводит. Испугались они — и бежать. В чужой дом заскочили — и к окну. А девка волосы свои чешет и смеется. Тетка Шура как матюгнется! Девка в воду плюхнулась и замолчала, а гребень на берегу оставила. А утром тетя Шура за водой пошла и его домой притащила. И каждую ночь ей та девка-волосатка спать не давала: стучит то в окно, то в двери. Тетка Шура старичку одному рассказала. А он ей: «Снеси гребень-то, девка, а то русалка житья не даст». Утащила бабка гребень, и та девка к ней ходить перестала.
Записано в селе Долгом Семилукского района Воронежской области от Марии Митрофановны Семеновой 1928 года рождения. Запись Т.В. Кузьмич, Архив кафедры теории литературы и фольклора Воронежского государственного университета
Местом обитания русалок считались также рощи, чаще всего березовые, и поля, где росла рожь.

Ехали мужик с бабой через поле на лошади. Смотрят, идет русалка и пляшет. Мужик погнал лошадь быстрее. Если бы русалка поймала — защекотала бы до смерти.
Записано в селе Пятая Сотня Нижнедевицкого района Воронежской области от Е.П. Глазьевой 1912 года рождения. Из коллекции Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, № 820/ 23
Русалкам не всегда приписывали опасные качества, и тем не менее их боялись. Самым верным средством против щекотих считалась полынь. Пучок этой травы носили при себе всю Русальную неделю. Широко бытовало поверье, что русалка, встретив в лесу человека, спрашивала: «Полынь или петрушка?» Если человек отвечал: «Петрушка», русалка с криком: «Ах ты ж моя душка!» — кидалась его щекотать. Знающий человек отвечал: «Полынь!» — тогда щекотиха исчезала со словами: «Сам ты сгинь!»

Сохранились многочисленные песни-обереги, которые пели на Троицу и во все Русальные дни:

Русалка-царица,
Красная девица!
Не загуби душки,
Не дай удавиться,
А мы тебе кланяемся!
В западных и южных областях России существовал обряд «проводов русалки». В конце Русальной недели в щекотиху обряжали чучело, подобное чучелу Масленицы, или «самую бойкую бабу» из деревенских. В некоторых селах «провожали» Русалку и Русалима — мужское воплощение этого духа.

В обряде русалка представляет собой антропоморфное чучело, сделанное из соломы или тряпок и наряженное в традиционный женский костюм. Ее с пением песен носят по селу, идут с ней в лог, где завивают венки на березах, загадывая о судьбе своих близких. Русалку оставляют под березами, а на следующий день забирают, возвращаются с ней в деревню, где женщины кумятся в одном из домов, устраивая общинную трапезу. После этого с русалки снимают костюм, а чучело разрывают на части и сжигают.
«Обряд проводов русалки в брянском Подесенье» (портал «Культура.РФ»)
Литературный образ русалки пришел в Россию из Европы в начале XIX века, проник в народную среду и к середине XX века практически заменил в массовом сознании исконно русского «водно-древесного» женского духа.

Мех, большая челюсть и переменный пол: ученые объясняют, как должны выглядеть русалки

«Афиша Daily» узнала у ученых все, что вы хотели (и не хотели) знать о русалках: какого они цвета, как они размножаются, и существуют ли русалки-расистки.
Недавно стало известно, что в новой экранизации «Русалочки» от Disney зрители увидят темнокожую Ариэль, которую сыграет Халле Бейли. После этого пользователи соцсетей разделились на два лагеря: одни считают, что актриса идеально подходит на роль сказочного персонажа, другие же под хештегом #NotMyAriel стали высказывать мнения, почему чернокожей русалки на экранах быть не должно.
Но научный мир темой подводных полулюдей занимается уже давно — например, еще в 2005 году эмбриолог Ольга Иванова-Казас издала научно-популярную книгу «Почти все о русалках и кое что о других мифозоях», где подробно описала, какими бывают русалки, где живут, питаются и размножаются, а в этом году в Америке вышел первый «Атлас мифологических существ».
«Афиша Daily» тоже решила серьезно подойти к такому важному вопросу, как внешность русалочек, и попросила экспертов-биологов, биоэтика и мифолога пофантазировать, где в реальности могли бы обитать русалки, какими внешними характеристиками могли обладать разные виды подводных полулюдей, какой эволюционный путь они прошли, каким способом размножаются, насколько обладают способностью к эмпатии и любви — и наконец, какого они на самом деле цвета.
 


Рецензии