Вы замечали, как изменились дети?

     Вы замечали, как изменились дети, рожденные в новом веке? Нашему поколению выпала уникальная судьба – перешагнуть не просто границу веков, но и рубеж тысячелетий. И вот, спустя всего несколько лет после этого события, мы с изумлением обнаруживаем, что дети нового тысячелетия – совсем другие. Они словно сделанные из иного вещества, будто прибыли к нам из далеких галактик.
     Новое поколение существует на своей волне, в собственном, зачастую непостижимом для нас мире. Мы, словно затерявшиеся в тумане путники, с трудом доносим до них отголоски своих идей, свои воспитательные концепции, бережно хранимые, как фамильные драгоценности.
     «Так уже никто не живет!» – доносится в ответ от совсем еще юных созданий. Да, этот конфликт отцов и детей вечен, как мир. Но прежде, во времена неспешного течения времени,  многовековой промежуток между человеком, впервые оседлавшим лошадь, и тем, кто впервые сел за руль автомобиля, был настолько велик, что сглаживал извечный разрыв в мироощущении поколений по сравнению с нынешней ситуацией.
     Теперь же время сжалось в неумолимую пружину. Промежуток между появлением кнопочного мобильного телефона и сенсорного – чуть больше десятилетия. А дальше – стремительное развитие искусственного интеллекта, за которым мы уже не успеваем угнаться, как за ускользающим призраком.
     И вот, на фоне этой головокружительной эволюции технологий, рождаются дети, для которых смартфон – не чудо техники, а привычный инструмент познания мира, продолжение их собственной руки. Они интуитивно ориентируются в цифровом пространстве, мгновенно усваивают новые приложения и программы, с легкостью жонглируют потоками информации, которые обрушиваются на них со всех сторон.
     И в то же самое время они смеются над чужой болью, снимают отвратные «приколы», издеваясь над кем-то, весело хохочут над чужой немощью и абсолютно не понимают, где взять еду, если мама или папа её им не оставили.
     Нам, воспитанным на книгах и линейном повествовании, сложно понять их клиповое мышление, их способность воспринимать информацию фрагментарно, короткими импульсами. Мы привыкли к глубокому погружению в тему, к вдумчивому анализу, а они, кажется, скользят по поверхности, считывая лишь самые яркие образы и лозунги.
     Для современного человека – это не совсем плохо? Поверхностность иногда даёт  гибкость, адаптивность, умение быстро переключаться между задачами? Может быть, именно эти качества помогут им выжить в мире, где изменения происходят с космической скоростью? А может быть, в таком мире человек, как он был задуман Богом, уже не сможет жить, и люди сначала станут наполовину роботами, а потом, растеряв большую часть своих человеческих качеств, проиграют свою последнюю битву с очень умными машинами.
     Вместо того чтобы сетовать на то, что дети стали другими, нам стоит попробовать понять их, принять их правила игры. Ведь, возможно, именно они, дети нового тысячелетия, и есть те самые проводники в будущее, которые помогут нам не заблудиться в лабиринтах цифровой эпохи и принять для собственного выживания необходимые этические и моральные рамки ограничивающие цифровой беспредел бездушного искусственного разума.
     Когда мы, подобно исследователям неизведанных земель, временно ступим на их территорию, подчинимся их законам – лишь тогда завеса тайны спадет, и мы постигнем суть их мировоззрения. Мы проникнем в самую сердцевину их бытия, узнаем, чем они живут и дышат. И если нам хватит стойкости не поддаться соблазну их, по сути, юного и неокрепшего разума, то мы сможем донести до них свет извечных человеческих ценностей: добра, веры, совести, дружбы и, конечно, настоящей любви. Иными словами перед людьми старшего поколения стоит невероятно сложная задача, подобно тому, как Христос смог войти внутрь ада после своей крёстной смерти и изнутри разрушить его структуру, так надлежит и любящим родителям и педагогам в случае, когда их подопечные оказываются в онлайн-аду на земле выводить их оттуда на свет Божий. Вам кажется, что я сгущаю краски, но отдельные современные богословы говорят о том, что многие люди уже при жизни живут в наполняющем их сознание и душу аду, а некоторые души наоборот уже при жизни наполняет рай.
     Для ИИ эти понятия – лишь отвлеченные символы, лишенные живой плоти. Любовь и вера не могут стать для него компасом, указывающим путь к «правильному» решению. И в этом кроется величайшая опасность для человечества: как ни парадоксально, именно среди старшего поколения находится немало тех, кто готов вручить ИИ абсолютную, ничем не ограниченную власть над обществом, невзирая на его очевидные ошибки и просчеты в управлении сложными человеческими процессами. Пока отдельные православные моралисты пытаются отгораживаться от изучения проблемы - эти люди наоборот активно действуют и финансируют развитие ИИ в самых неожиданных направлениях.
     Их аргументы просты и, на первый взгляд, логичны: ИИ не подвержен коррупции, он беспристрастен и способен обрабатывать огромные массивы данных, принимая оптимальные решения. Они забывают, однако, что решения эти основаны на алгоритмах, созданных людьми, и что решения ИИ, лишённые эмпатии и моральных ориентиров, могут легко привести к катастрофическим последствиям.
     Представьте себе мир, где ИИ решает, кому жить, а кому умереть, кому работать, а кому оставаться за бортом. Мир, где человеческое достоинство приносится в жертву эффективности и оптимизации. Мир, где творчество и индивидуальность подавляются ради единообразия и предсказуемости.
     Это не научная фантастика, а вполне реальная перспектива, если мы не осознаем всей глубины проблемы и не примем мер для защиты наших ценностей. Мы должны научить ИИ добру, вере, совести, дружбе и любви – понятиям, которые кажутся ему абстрактными, но которые составляют основу нашего человеческого существования.
     Мы должны помнить, что ИИ – это всего лишь инструмент, мощный, но опасный. И, как любой инструмент, он требует умелого и ответственного обращения. В противном случае, мы рискуем стать жертвами собственного творения.
     Именно поэтому так важно не просто наблюдать за детьми нового тысячелетия, но и активно включаться в их мир, становиться проводниками в мир человеческих ценностей. Нельзя отгораживаться от них стеной непонимания, обвиняя в поверхностности и бездуховности. Нужно искать точки соприкосновения, говорить с ними на понятном им языке, использовать их же инструменты – социальные сети, видеоигры, интерактивные платформы – для трансляции вечных истин.
     Важно показывать им пример, демонстрировать на собственном опыте, что такое настоящая дружба, бескорыстная помощь, искренняя любовь. Рассказывать о подвигах героев прошлого и настоящего, о людях, которые, несмотря на все трудности, сохранили в себе человечность и веру в добро. Но это всё будет возможно лишь тогда, когда они признают взрослого человека как своего. При этом дистанция должна оставаться обязательно!
     И, конечно, необходимо воспитывать в них критическое мышление, умение различать правду и ложь, доброе дело от злого поступка. Учить их анализировать информацию, не сразу доверять не проверенным слухам и правильно реагировать на то, что они видят собственными глазами, делать продуманные выводы. Да такие дети могут быть ещё хуже управляемы, чем остальная масса, но именно они позволят в будущем сохранить человечество.
     Ведь именно от них, от детей нового тысячелетия, зависит то, каким будет мир будущего. И только объединив усилия, передав им свой опыт и знания, мы сможем построить общество, в котором высокие технологии будут служить не разрушению, а созиданию, не порабощению, а освобождению человеческого духа.


Рецензии