Бестужевка - курсистка

БЕСТУЖЕВКА – КУРСИСТКА

- картина Николая Ярошенко «Курсистка»

Бестужевка. Курсистка. Петербург.
Туман. Сосредоточенность. Стремленье
Войти скорее в храм науки, принести
Скорее пользу людям, детям счастье.

Так бабушку свою я на холсте узнал:
Павлищев бор, усадьба, Ярошенко…
Но может, померещилось вдруг мне?
Вы девушку, что с Южного Урала,
Из городка с названьем Камышлов –
Её ли Вы тогда нарисовали? Или, проще –
Вы рисовали всех за всех? Но я узнал… её!
Родимая, ты принесла мне тайну
Жить словом звучным «Константин Бальмонт» -
Ведь он «пришёл, чтоб видеть Солнце!». Что же
Быть может драгоценней, чем портрет,
Вобравший жизнь в кристалле многоточья… 

Бестужевка. Курсистка. Петербург.
Туман. Сосредоточенность. Стремленье
Войти скорее в храм науки, принести
Скорее пользу людям, детям счастье.


13 апреля 2025 года – вспоминая картину Николая Александровича Ярошенко (1846-1898 гг.) «Курсистка» 1883 года, ранее хранившуюся в усадьбе родного брата художника Павлищев бор Мещовского уезда Калужской губернии, которую увидел в Калужском музее изобразительных искусств (инвентарный номер Ж - 167).

Моя бабушка по линии отца Мария Георгиевна Лирман, родом из южноуральского Камышлова, училась на Высших женских Бестужевских курсах в Петербурге. С детства мне запомнился её рассказ о том, как бестужевки долго ждали Бальмонта, но он задержался. Однако, войдя в зал не со сцены, а из дверей при входе в зал, эффектно провозгласил: «Я в мир пришёл, чтоб видеть Солнце!».

А прототипом курсистки на холсте Ярошенко была Анна Константиновна Черткова (в девичестве Дитерихс (1859-1927 гг.) – также учившаяся на Бестужевских курсах, детская писательница, общественный деятель, собирательница фольклора, мемуаристка, натурщица художников-передвижников.

Старший научный сотрудник Мемориального музея-усадьбы Н. А. Ярошенко (Кисловодск) Ирина Поленова писала, что Дитерихс отдала лишь «некоторые, впрочем заметно изменённые, свои черты „Курсистке“». А в статье 2018 года она, даже не упоминая Дитерихс как прототипа «Курсистки», писала о «реальном облике тысяч современниц», который, по её мнению, лежит в основе «жизни героини».

В изображённом Владимир Порудоминский видел отражение одновременно нескольких реальных женщин: Марии Невротиной - супруги художника, учащейся «первого набора» Бестужевских курсов, приятельницы художника общественной деятельницы Надежды Стасовой, сестры музыкального критика Владимира Стасова, жены брата Ярошенко Василия, юристки по образованию Елизаветы Шлиттер, окончившей Бернский университет, и, в первую очередь, — Анны Дитерихс, которую он считал прототипом героини картины. По мнению Порудоминского, художник, работая над картиной, постепенно устранял портретное сходство своей героини с Дитерихс, совершая трансформацию прототипа в тип.

В том же духе – очерк «Курсистка» современника Ярошенко, писателя и журналиста Глеба Успенского в цикле «Из разговоров с приятелями». Многие современники сходились в том, что картина является манифестом, выражением идеала целого поколения. Причём, ряд консерваторов восприняли образ негативно, как и широкий общественный интерес к нему.

Вариант картины из КМИИ находится в Национальном музее «Киевская картинная галерея» (1883 г., инв. номер Ж-154), выполнен в той же технике. Его размер 133 ; 82,5 см (по другим данным 134 ; 83 см).


НА ФОТО: Ярошенко Н.А. «Курсистка» - холст, масло, 131 х 81 см, КМИИ, инв.номер Ж - 167.


Рецензии