Пате Большой ротонды

Большая ротонда — открывает залы парадной анфилады.
В соответствии со стилистикой ротонды (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — круглый в плане зал, окруженный колоннами и увенчанный куполом.
Ротонда оформлена по проекту архитектора Андрея Алексеевича Михайлова (Михайлов 2-й) в тридцатые годы XIX века. [Прим. Михайлов 2-й — воспитанник Императорской академии художеств (с 1779). Учился у архитекторов Ю. М. Фельтена, Ф. И. Волкова, И. Е. Старова, А. Д. Захарова. Окончил Академию художеств в 1794 году. Его работы отмечены наградами Академии художеств: малой и большой серебряными медалями, а также большой золотой медалью (1794) за «План, фасад и профиль гостинного двора»; тогда же получил звание художника XIV класса. Назначен помощником учителя архитектурного класса (1795). Получил звание «назначенного в академики» (1799) за «Проект эрзерцир-гауса для обучения войск», академик (1800), адъюнкт-профессор (1802). Избран профессором архитектуры (1808). Член Совета Академии художеств (с 1811). Присвоено звание старшего профессора архитектуры (1814). Восемь лет прослужил ректором Академии художеств «по части архитектуры» (1823—1831)].
Восемь колонн ионического ордера ротонды поддерживают купольный свод, символизирующий небо, оформленный художником Алексеем Травиным. Камин из белого мрамора в виде портика, украшенный двумя фигурами герм и зеркалом в позолоченной раме.  Дополнением служат вазы-канделябры севрского фарфора, по одним источникам - подаренные Наполеоном Бонапартом, по другим - приобретенные Юсуповыми во Франции.   
В конце XVIII века центром гостиной (зала) французских, а затем и русских дворцов, становится большой круглый мягкий диван «пате» (что в вариантах перевода может означать тесто или пирог), спинка которого сооружалась из больших положенных друг на друга подушек имела возвышение в центре, которое служило подставкой под вазу или скульптуру. Венчает спинку пате ротонды Юсуповского дворца скульптура «Купающаяся Афродита» (неизвестный скульптор, итальянская школа, конец XVIII – начало XIX в., мрамор, копия с древнегреческого оригинала работы Дойдалсаса из Вифинии — вторая четверть III в. д н. э. (Ватикан)).

#Юсупов #Ротонда #Пате #Афродита #Михайлов

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра] 


Рецензии