Стихи Чемпионата. Первая десятка
С вами ведущая Елена Чалиева.
На Чемпионат уже начали поступать в мою почту стихи от авторов, которые заранее подготовились и не стали тянуть с подачей заявки. Что ж, молодцы, и я начинаю формировать первую десятку лонг-листа Чемпионата.
Напоминаю, что обсуждение стихов в рецензиях к этому посту разрешается и даже приветствуется. Как и в прошлом Чемпионате, я буду размещать по десять произведений в одной публикации для удобства обсуждения. Все желающие (в том числе и члены жюри) могут задавать вопросы авторам конкурсных стихов, делиться своими впечатлениями. Авторы могут отвечать под своим номером, посылая ответы через мою почту.
Итак, начинаем.
№1 Точка возврата
Ярче, уверенней с каждым днём
хворост привычки горел огнём.
Главный герой ворожил искусно – снился и спутывал мысли с чувством,
жаль, наяву был скорее другом,
но голова всё равно шла кругом.
«Фильм – просто бомба!» – писала пресса, близость к нему прибавляла веса.
Он потакал, осыпал словами –
ноги к нему приводили сами –
а за словами готовил выход, чтобы уйти можно было тихо,
чтобы уйти можно было сразу,
чтобы сказать напоследок фразу:
«Как я устал от всего, прости, мне нужно снова себя найти»…
Днём он встречается на обложках
с лёгкой блондинкой на тонких ножках.
Из интервью для поклонниц ясно: пара прекрасна, и ждать напрасно.
«Ожил духовно с пустой матрёшкой!» –
ногти вцепились и рвут обложку.
Взять себя в руки, не биться в стену. Снова на пробы – искать замену.
Действовать, действовать зло и быстро –
благо, в природе полно артистов,
падких на всё, лишь бы в хайп карьеры… Только финал затмевает первый:
там, за игрой, его ждёт семья,
вслух остаётся: «Пойми меня…
нам хорошо было вместе, но трудно играть сразу в двух кино».
Точка возврата одна и та же –
с ним на экранах идут продажи,
а для тебя день сурка на кухне: как не поступишь – мир снова рухнет.
Точка возврата пугает зряче –
страхом никчёмности, неудачи,
правдой, что явь – не поток рекламы, игры в успех, перспективный кадр,
правдой, что жить хочет, как дышать,
не напоказ и назло душа,
правдой, что суженый – тот, что свыше – не по сценариям счастье ищет.
В точке возврата судьбы к началу
петли свои ослабляет дьявол,
чтобы увидеть могла свет счастья – не постановочный, настоящий.
№2 За гранью реальности
Что прошло, то прошло,
Нет возврата назад,
Лет седое крыло
Осенило фасад,
За которым года
Воздаяний и кар,
Неудач маета,
Достижений нектар.
И капкан красоты,
И любви канитель,
Депрессивный пустырь
Неизбежных потерь,
Тех потерь, что ведут
Разговор о былом
И пожизненно ждут
Нас за каждым углом,
Обрекая на стон
Кровоточием ран,
Рассекая, как сон,
Восприятия грань,
Грань надежды и лжи,
И жестокости слов,
От реальности жизнь
Отделяющих зло.
И судьбу ни за грош
Дней несёт помело,
Не вернёшь, не поймёшь,
Что прошло, то прошло...
№3 Почта
По воле его и слову рождается новый день,
от первого до седьмого у Господа - много дел.
Горит фитилёк в огарке, часы отбивают счёт,
готовит Господь подарки и почтой на землю шлёт.
Подарки его прекрасны, чудесны со всех сторон,
любуется ими мастер и вкладывает в них он
любовь, доброту, удачу и много других щедрот.
Господь ничего не прячет, всем поровну - отдаёт.
Подарки живут, мужают и в море земных проблем
со временем забывают, кто их дарил и зачем.
И в чьих-то чудесных душах всё чаще звучит мотив -
мол, мы, как подарки, лучше, подарочнее других,
мол, мы – не такого сорта, как прочая гопота,
не та, мол, у них обёртка и ленточка, мол, не та.
А кто не согласен с этим, тех, Господи нас прости,
орудиями приветим и танками угостим…
Работает Божья почта.
Столетия напролёт подарки с пометкой «срочно»
на землю всё шлёт и шлёт.
И адрес ещё под маркой выводит его рука,
и в чудо своих подарков он верит ещё
пока.
№4 Про пацана
Я стать могу, пожалуй, Пироговым,
и Склифософским и Бурденко новым -
не так в семнадцать думал тот пацан -
наивный добросовестный ботан.
Да и потом не думал о карьере -
и в пятьдесят ни в чем не был уверен.
Помимо веры, что наука - свет,
и хирургия есть такой предмет,
в котором главное не чудо-руки,
но адский труд и колебаний муки,
и что за этот, в общем, нужный труд,
дают дипломы и повестки в суд.
За сорок лет рутинной некарьеры
он получил всё это в полной мере.
Ну а в душе остался пацаном.
И это всё, пожалуй. Всё о нём.
№5 Пустая комната
"Не пытайтесь вернуться к тому, что прошло ..."
Только я мудрецам не поверил.
И опять к этой двери пришёл,
Столько дней пролетели.
Постоял, дверь открыл, и в квартире пустой -
Толстый слой нетревоженной пыли.
Здесь когда-то с тобой,
Здесь когда-то с тобой,
Здесь когда-то мы счастливы были.
Тот же шкаф с поцарапанной дверцей стоит,
Из окна тот же вид на дорогу,
Пара стульев, кровать у стены ;
Всё знакомо с порога.
Протекающий кран так же каплет водой,
На часах - наше время застыло.
Только наше с тобой,
Только наше с тобой,
Наше счастье куда-то уплыло.
Занавеска - от взглядов нескромных стена,
За окном точно та же погода.
И другая деталь лишь одна -
Я один здесь сегодня.
И никак не уймёт подступившую боль
Тишины загустевшая вата…
Здесь когда-то с тобой,
Здесь когда-то с тобой,
Здесь мы счастливы были когда-то.
Здесь ...
Когда-то ...
Счастливы ...
№6 Портрет работы старого человека
«Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым» А. Ахматова
Тишь. Только времени шорох не может оправиться от шока.
Но невозмутима чёлка чёрного шёлка.
А шаль-то – не тёмно-вишнёвая –
янтарная, солнечная –
фалдами-волнами песочными
так эффектна на фоне открытого моря – платья «иконы»…
У молодого Альтмана – характер,
вИденье – другое, юмора – вдоволь.
И душа – широкая, но тонкая –
старой школой соткана:
от Винницы хватит до «Виллы Медичи» и корпуса Бенуа.
Ну а имя – мелодичное, за которое сполна
всей жизнью уплачено –
однозначно!
Вмерзают деревья в пространство окна
друзами грузных кристаллов.
На гране стены и страны – Она:
плечи – мрамор Каррары –
на бледность кожи умножен.
Профиль знакомый, на стихи похожий,
величия скорби не прячет.
Портрет «донны Анны»
получился зрячим
у Натана Альтмана*…
==============================
*Натан Альтман, «Портрет Анны Ахматовой» (1914) ; «Альт ман» – старый человек (идиш) , «Вилла Медичи» (позже «La Ruche»(Улей) – культовое место в Париже, где Альтман познакомился с Ахматовой)
№7 Шагнув за грань…
Окинув оком вьюг нерасторопность –
обломовщину южных зимних дней,
прими как факт сезонную бесплодность,
болезненную серость, безысходность,
и полюбить такой февраль сумей.
Скользя по ребрам отощавшей тверди,
в обувке, пережившей смерть пальто,
не обвиняй мороз в жестокосердье,
он гость случайный.
Коммунальщик-грейдер
здесь не бывал, наверное, лет сто.
А если повезёт добраться по льду
без синяков до кассы ЖэКэХа,
смельчак, не сильно радуйся, поскольку
возможно, зубы положить на полку
придётся завтра, что таить греха…
И всё же сладишь ты с судьбой, разнежась,
когда тебе подснежник подмигнёт,
и будешь принимать как неизбежность
и седину, и пенсии потешность,
и гололёд.
№8 Когда ты ушёл…
На улице дождь барабанит по крышам,
Затеяв с домами назойливый флирт.
А в комнате тихо и будто бы слышно,
Что стонет в горшке увядающий мирт.
...Когда ты ушёл, я с крыльца не сбежала,
Перчаток не спутала, дверь заперла,
Вот только лишь воздуха сделалось мало,
И патина съела мои зеркала.
Когда ты ушёл, даже верное кресло
Притихло, как лошадь, что ждёт седока,
И краска с осенних рассветов облезла,
И стройный платан искривился слегка.
Как муха в янтарь, в эту осень влита я,
С листвой опадаю, в тумане живу...
И только стихов белокрылая стая
Пока ещё держит меня на плаву.
Пуститься б в загул! Улететь бы в Минводы!
А можно к подруге уехать на юг…
Но вдруг ты вернёшься, устав от свободы?
А вдруг ты меня ещё любишь?... А вдруг?...
№9 Стихотворение снято с конкурса из-за нарушение анонимности
№10 Моя прошлая жизнь
Горит ломбард. Зола и пена.
И неба пального мазут.
Пожарным - море по колено,
Команду дай, и всё, что ценно
Зальют, недорого возьмут.
Вердикт готов -дефект проводки.
Армагеддон -ни дать, ни взять.
А у второй перегородки,
Опустошив бутылку водки,
Оценщик поминает мать.
И дышит гневом и этилом
Среди «родимых Палестин».
А рядом готика с ампиром,
Летят, как голуби над миром,
В клубах дымящихся руин.
Ложится горек и увечен
На стиль «Жакоб» отборный мат.
Где крыть уже казалось нечем,
Стоим без памяти и речи
Мы, всё отдавшие в заклад.
Свидетельство о публикации №125041205493
Елена Чалиева.
№1 Точка возврата
Из того, что написал Алексей Ленивец об этом с/т, соглашусь только с последними фразами: «написано бодро и умело. Рука автора дружит с поэтическим пером». Всё остальное у Алексея об этом с/т – для меня мимо. Кто из реальных актёров был прототипом визави лир. героини – да какая разница? Может вообще никто, и ситуация выдуманная. Автор с/т №1 раскрывает тему «Точка возврата» на примере одной жизненной ситуации – хорошее раскрытие и интересный угол зрения, на мой взгляд. И фраза уходящего мужчины "Как я устал от всего, прости, мне нужно снова себя найти", которую Алексей назвал лживой, мне как раз кажется очень правдивой, и женщины меня поймут: какие только глупости не говорят представители сильного пола, когда уходят. Пользуется популярностью, например, судя по женским отзывам, фраза типа «У меня пропала искрА». И ведь говорят это мужчины вполне искренне. А то, что рифма не очень в данной фразе, – не думаю, что это важно: в конце концов, одна глагольная рифма на всё с/т вполне допустима, при условии, что автор продемонстрировал своё умение хорошо рифмовать.
№2 За гранью реальности
Главное достоинство этого с/т – короткая строка (две стопы анапеста). Писать короткой строкой трудно (кто пробовал, тот знает), но автор справился неплохо, на мой взгляд. Образы стихотворения мне, в отличие от Алексея, показались вполне уместными, но в одном предложении отсутствует согласование слов, кмк, и поэтому оно не совсем понятное, что отметил и Алексей в своём комментарии:
«Рассекая, как сон,
Восприятия грань,
Грань надежды и лжи,
И жестокости слов,
От реальности жизнь
Отделяющих зло».
Лично я не поняла, кто и что тут рассекает. А может дело в том, что при короткой строке автор написал очень длинное предложение (аж на четыре строфы), и, когда доходишь до конца этого предложения, начало забываешь?
№3 Почта
Мне это с/т показалось интересным, так как написана аллегория, которая легко считывается – понятно, что говоря о «подарках», автор пишет о людях, в которых Бог вложил так много: «любовь, доброту, удачу и много других щедрот». Таким необычным образом автор раскрывает тему «За гранью реальности». А дальше идёт грубая реальность:
«И в чьих-то чудесных душах всё чаще звучит мотив -
мол, мы, как подарки, лучше, подарочнее других,
мол, мы – не такого сорта, как прочая гопота,
не та, мол, у них обёртка и ленточка, мол, не та.
А кто не согласен с этим, тех, Господи нас прости,
орудиями приветим и танками угостим…»
Да, такое бывает в жизни не так уж редко, к сожалению, но радует оптимистический финал стихотворения, где Бог всё же верит «в чудо своих подарков». А в целом это с/т – гражданская лирика, написанная без лишнего пафоса в виде интересной аллегории.
И ещё о форме: у этого с/т необычный логаэдный ритм: -/--/-/- | -/--/-/
Сбоя во второй строфе, о котором писал Алексей, я не увидела, а вот в третьей – есть нарушение логаэдной схемы:
«со временем забывают, кто их дарил и зачем» -/--/-/- | /--/--/
Но в целом считаю это мелочью, и мне с/т понравилось.
№4 Про пацана
Согласна с Алексеем Ленивцем, что в словосочетании "не бЫл уверен" - ударение действительно съехало не туда в строке – досадный промах, конечно. А вот с общей оценкой стихотворения – «стихотворение о хирурге, который остался пацаном. Достаточно ли этого для стихотворения? Скорее всего – нет» я не соглашусь. Автор, как я понимаю, раскрывает тему «Моя прошлая жизнь»: ЛГ, выйдя на пенсию, вспоминает, что всю жизнь работал хирургом, помогал людям, а о карьере не думал. В результате кроме дипломов и судов ничего не нажил. Но жалеет ли ЛГ о потраченных годах своей жизни? Я поняла, что нет, потому что в душе он всё тот же «наивный добросовестный ботан», и он этому рад, для него это и есть главное. Думаю, что заданная тема раскрыта.
№5 Пустая комната
В оценке этого с/т почти полностью согласна с Алексеем Ленивцем: это, скорее всего, песня, поэтому и рифмы слабоваты. Не соглашусь только в оценке словосочетания «нетревоженная пыль» – мне понравилось как раз тем, что не штамп. И понравилось раскрытие темы «Точка возврата»: читатель чувствует, что много чего должно было произойти с лир. героями, чтобы комната оставалась пустой, и ЛГ вернулся туда один. Но не мог не вернуться. Хорошо передана боль по утрате былого счастья.
№6 Портрет работы старого человека
Признаюсь, что долго раздумывала – брать или не брать с/т в лонг, так как сначала мне показалось, что оно не подходит ни под одну из тем: стихотворение описывает картину – известный портрет Ахматовой, о котором она даже написала стихотворение, строки из которого автор приводит в качестве эпиграфа. Но потом поняла, что это с/т очень тонко и оригинально раскрывает тему «За гранью реальности». И действительно, если мы посмотрим на картину, то увидим, что она сама «за гранью реальности» – смесь реализма и кубизма. Нереальным художник изобразил фон, на котором написан портрет поэтессы, да и она сама кажется нереальной хрупкой феей, сидящей на табурете с одной ножкой. Форма этого с/т с неровным ритмом, ещё больше подчёркивает нереальность изображения на картине. Об этом хорошо написала Марина Руссова в своём комментарии, даже добавить нечего.
№7 Шагнув за грань…
Название с/т говорит нам, что автор раскрывает тему «За гранью реальности». А гранью этой автор с иронией считает выход на пенсию, где человека ожидают многие неприятности:
«и будешь принимать как неизбежность
и седину, и пенсии потешность,
и гололёд».
Ну и, конечно, сюда надо включить размер оплаты «ЖэКэХа», который иногда сопоставим с размером пенсии. И всё же финал оптимистичен, так как весна не за горами, а весной всё оживает и кажется намного лучше, да и гололёд сам растает, и в саду или палисаднике можно покопаться – конец «зимней обломовщине». Мне, в отличие от Алексея, это стихотворение показалось как раз очень ясным и понятным, и в то же время, образным. А вот с Мариной Руссовой наши мнения совпали.
№8 Когда ты ушёл…
Это стихотворение охватывает сразу две темы, кмк. Тему «Моя прошлая жизнь» автор раскрывает, показав нам, чего лишилась ЛГ с уходом любимого человека, разделившим её жизнь на «до» и «после». В этом прошлом «до» она была счастлива, мирт благоухал на окне, рассветы были полны красок, платан за окном радовал своей стройностью, а в кресле по вечерам сидел тот, кто ей дорог. А в новой жизни «после» – всё наоборот. Но лир. героиня чувствует своей женской интуицией, что и любимому мужчине одному совсем не сладко, и он скоро вернётся, что они почти дошли до точки возврата – вот вам и вторая тема. Соглашусь с Алексеем в том, что образы здесь красивые, но и глубина в с/т есть, так как по тексту кроме образов разбросаны аллюзии на известные стихи, что даёт пищу для искушённого читателя. Я заметила три такие аллюзии, одна из которых в строках:
«...Когда ты ушёл, я с крыльца не сбежала, Перчаток не спутала, дверь заперла» – ну явная же отсылка к Ахматовой: «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки».
№9 Нью-Йорку не нужны рифмы
Этот верлибр написан на тему «Моя прошлая жизнь». Здесь, как и в предыдущем с/т, автор говорит о событии, которое разделило жизнь лир. героини на две части «до» и «после». Это событие – трагедия в Нью-Йорке в сентябре 2001 года, после которой ЛГ уехала домой в Москву. Я не соглашусь с Алексеем Ленивцем, что здесь «тоже смысл в одну строку: родился в России - живи в России» – в верлибре есть над чем поразмышлять, и читается интересно. И почему Алексей так уверенно пишет, что мы в Нью-Йорке никогда не будем, поэтому финал можно опустить? «Пути Господни неисповедимы», как известно. Да и отношения с США сейчас налаживаются.))
Из замечаний – не поняла, что за «триада» была переделана в китайский ресторан, здесь нужно пояснение, хотя для жителей Нью-Йорка, возможно, это понятно. И есть неувязка в строках:
«Но память сама, как пленка, проматывает то лето:
2001-сентябрь-трагедия-висящий в воздухе ужас и,
наконец, перелет из Нью-Йорка домой».
Двоеточие после «лето» предполагает пояснение того, что было летом, но дальше говорится про осень: сентябрь и последующие события.
№10 Моя прошлая жизнь
Здесь гадать не приходится, на какую тему написано, – автор дал соответствующее название своему стихотворению. Но и без названия тема стихотворения не вызывала бы сомнений – автор опять показывает событие, которое разделило жизнь ЛГ на «до» и «после»: сгорели реликвии нескольких поколений рода ЛГ, а вместе с ними – память о предках, о прошлом рода, которая ЛГ была очень дорога. Возможно, что и жизнь ЛГ после этого события резко поменялась. Автор с/т сам объяснил многое, написав комментарий под рецензией Алексея Ленивца через мою почту, поэтому больше мне здесь добавить нечего. Стихотворение легко читается, эмоциональное, невольно чувствуется, что автор и ЛГ – одно лицо, а событие описано подлинное.
И хочу обратиться ко всем авторам этой и будущих десяток:
У вас есть возможность через почту ведущей ответить тем, кто пишет комментарии о стихах. Почему только авторы №1 и 10 написали своё мнение? Защищайте смелее свои детища – лучше вас самих никто это не сделает. Тут стесняться не нужно.
Сетевой Клуб Поэтов 19.04.2025 11:14 Заявить о нарушении
"Простите, Елена, эта ситуация смоделирована, она не была мной прожита, но мне показалась такой жизненной и интересной в своих параллелях. Я ставлю себя на место ЛГ: возможно ли мне было пережить эту ситуацию, а другим? Что чувствует человек, потерявший время, потерявшийся во времени? У меня не было ни комода 18 века, ни драгоценностей, но это не означает, что автор кривит душой. Просто, проживая ситуацию, ты излагаешь её на бумаге.
Никого не обманывая, описываешь переживания ЛГ. Как свои собственные. Проживая другую жизнь и эпоху. Вот такая сопричастность".
Сетевой Клуб Поэтов 19.04.2025 12:48 Заявить о нарушении
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 19.04.2025 15:46 Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий!
Да, вы правы. Триада - это был театр и джазовый клуб, это мало кто может знать .. Но как автор я сознательно не рассказывала, что с друзьями я там познакомилась, это не важно... Важна настойчивость памяти....
Первоначально у меня было Театр Триада..Но слишком много "тр".. Наверное, стоит сделать сноску.. Как и у нас в Москве в нулевые многие первые этажи становились китайскими ресторанами...
Мое стихотворение просто о воспоминаниях,о Нью-Йорке и о том, как работает память, о ярких флэшбеках, которые были давно и понятны только мне, то есть ЛГ))
Тема даже не прошлая жизнь, а точка возврата памяти в прошлое... Память - пленка
И да, с пунктуацией не совсем верно , возможно.. Но дело в том, что 11 сентября, после которого я улетала после студенческой летней программы , это почти лето .. И мне хотелось нанизать эти вещи,придать динамику и, конечно, зарифмовать с Летой, в которую упали несколько дней в Н-Й и потом мой вылет в сентябре домой..
Темы родины и России нет , но отзвук Алексей ленивец этой темы есть .. Спасибо, что услышали.. Стихотворение еще раз о ярком воспоминании )
Нью-Йорку не нужны рифмы, а люди, как написано в конце...
Потому что Н-Й это драйв. Это не то, что требует поэтического изложения, но в моем воспоминании это точка, флэшбэк, короткий метр...
Светлана Тишина 20.04.2025 18:34 Заявить о нарушении
А вы в курсе, что у нас Чемпионат анонимный?
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 20.04.2025 19:32 Заявить о нарушении
"ВАЖНО:
Так как этот конкурс анонимный, стихи, заявленные на Чемпионат, не должны быть ранее где-то опубликованы. Их не должны обнаруживать поисковики интернета, и вредная ведущая конкурса (то есть я) будет это проверять. При обнаружении в интернете заявленных стихов их автор снимается с конкурса без возможности замены произведения. Аналогично – если автор сам выдаёт своё авторство, например, при обсуждении произведений".
Светлана, сожалею, так как думаю, что ваш верлибр мог занять одно из высоких мест в турнирной таблице, но мне придётся снять его с конкурса, так как анонимность нарушена.
ЕЧ.
Сетевой Клуб Поэтов 20.04.2025 19:38 Заявить о нарушении