А где молитва Лермонтова?..
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839 г.
Так почему же поэт отказался от самой молитвы, хотя вынес в название?.. В стихе речь шла о его восприятии этого божественного наставления, но не слова в чем оно. Казалось бы, для нас и так понятно, но молитвы бывают разные, и по разному обращаются люди к высшему судье. Скорее всего тут дело в другом. Лермонтову не удалась тема непосредственной молитвы, и он отказался включать ее в стих, так почувствовал неискренность такого включения. Действительно ведь стихотворение не воспринимается как религиозное, нет, мы воспринимаем как некий посыл к самому себе, который помогает герою в трудных ситуациях. Мы не связываем его с религиозной идей и воспринимаем чисто поэтическую сторону.
И это не случайно. Очень трудно выразить молитву, страстное обращение к Богу в стихах. Отчего многие религиозные стихи имеют утилитарный характер, но теряют поэтичность, хотя вполне отвечают ее формам. Например стихотворение "Молитва" Родиона Рустамовича Гарипова, приводим первые два четверостишья:
Молитесь в тайной комнате, друзья,
Сердца перед Иисусом открывая,
Во имя Бога нашего Христа,
Ему всего себя с утра вверяя!
Оставшись со Христом наедине,
Всецело полажась на Его милость,
Всё сокровенное откройте в тишине,
Чтобы по воле Его в жизни воплотилось!
Это стихи?.. Нет, это молитва в форме стихов. Но поэтической идеи в них нет, а есть религиозная. А чтобы религиозная идея стала поэтической нужен талант. Но если даже великий Лермонтов не смог соединить поэзию и религию, то становится понятным, какая сложная задача стоит перед поэтом, который захочет создавать духовные стихи.
Свидетельство о публикации №125041204815