Эльфы 17
Фрейр и Фрейя
В некоторых источниках Альвхеймом называют область на территории Норвегии и Швеции – между устьями рек Гёта-Эльв и Гломма. Дело в том, что другое имя Фрейра – Ингви, и он считается родоначальником династии конунгов (Инглинги), которые правили Швецией до 1060 года, а Норвегией – до 1319-го.
В Дании светлых альвов называли словом «elv», в Швеции и Норвегии – «alv», в Исландии – «alf-ur», в Англии, где в Эпоху викингов поселилось много скандинавов – «aelf». Происхождение этих, безусловно, однокоренных слов неясно, наиболее достоверной кажется «кельтская» версия, согласно которой все они произошли от «ellyl» или «aillil» («сияющий»).
Исландский скальд Сигватур Тоурдарсон сообщает, что ещё в XI столетии в Вестергётланде (область на западе Швеции) совершались жертвоприношения альвам – и до наших лет сохранились «эльфийские алтари» (elf-altars). А в «Саге о Кормаке» утверждается, что в Исландии жертвы альвам приносились и в XIII веке.
Тех эльфов, что живут не в небесном Альвхейме, а в лесах, в Швеции называют скоге, в Дании – элле. У таких волшебных существ обычно был какой-то дефект, например, пресловутые заострённые уши или одна ноздря. Иногда говорится, что у них есть копыта или бычьи хвосты. В Швеции и Дании считали, что лесных эльфов можно узнать по полым спине и затылку – и потому они стараются прикрыть их плащом и шляпой. При этом мужчины лесных эльфов описываются как старики в широкополых шляпах, а вот женщины – всегда молоды и прекрасны.
Больше всего эльфов, судя по всему, сейчас живёт в Исландии, местный историк Магнус Скарфединссон «насчитал» на этом острове 13 разновидностей эльфов, 4 вида гномов и 2 вида троллей. В 2007 году сотрудниками университета этого островного государства было проведено вполне серьёзное социологическое исследование, в ходе которого выяснилось, что 8 % опрошенных граждан страны искренне верят в существование эльфов, более 80 % не отрицают их существование, 62 % полагают, что в настоящее время эльфов в Исландии нет, но они могли жить здесь раньше.
В Исландии, кстати, до сих пор стараются ничего не строить рядом с большим камнем, а этот камень – передвигать на другое место, поскольку он может быть домом какого-нибудь эльфа.
И кельты, и скандинавы с германцами связывают с эльфами (альвами) и феями круги в лесах, которые у нас называют «ведьмиными кольцами»: считается, что в этих местах они танцуют и водят хороводы. Принять участие в своих танцах они иногда предлагают случайно оказавшимся рядом смертным людям. В местности близ датского города Оденсе рассказывали легенду о свадьбе в Норре-Броби, где невеста, увидев, что соседний холм поднялся и стоит на красных колоннах, из любопытства подошла к нему, приняла чашу с вином от эльфа и согласилась на один танец с ним. Когда танец закончился, она вспомнила о муже и поспешила домой. Её никто не узнал, кроме древней старухи, которая сказала:
«Так это ты сто лет назад исчезла со свадьбы брата моего деда?»
После этих слов девушка упала на землю и умерла.
Рассказывали и историю женитьбы одного крестьянина на фее, которая проникла в его дом через маленькое отверстие в двери. Когда мужчина вбил клин в это отверстие, фея приняла облик нормальной женщины, забыла о своём прошлом и осталась у него, родив много детей. В старости крестьянин решил рассказать ей о том, как они встретились в первый раз, и даже вытащил из отверстия в двери когда-то вставленный в него клин. Его супруга тут же вновь превратилась в фею и ушла к своим родичам.
Общим является и поверье, что эльфы боятся железа, не любят колокольный звон, а также запах чеснока и валерианы.
Феи Броселианда
Реальная фотография, сделанная в Броселиандском лесу: на заднем плане позолоченный каштан в окружении пяти чёрных остовов сгоревших деревьев
Мы уже говорили, что в областях, населённых потомками кельтов, имелись «деревья фей», в общении с которыми потом обвинили Жанну д’Арк. Но существовал и целый лес, в котором феи якобы были полновластными хозяйками. Это знаменитый Броселианд, и даже Виктор Гюго упоминал о нём в романе «93 год»:
«Семь так называемых «черных лесов» Бретани были следующие: Фужерский лес, загораживавший пространство между Долем и Авраншом. Пронсеский, имевший восемь миль в окружности. Пемпонский, перерезанный оврагами и ручьями, почти недоступный со стороны Беньона, но имевший удобное сообщение с роялистским местечком Конкорнэ. Реннский, в котором слышны были звуки набата республиканских приходов, довольно многочисленных в окрестностях городов; в этом-то лесу отряд Пюисэ уничтожил отряд Фокара. Машкульский лес, в котором, словно дикий зверь, скрывался Шаррет. Гарнашский, принадлежавший семействам Ла Тремойль, Говэн и Роган. И, наконец, Броселиандский, принадлежавший феям.»
(В настоящее время Броселианд считают частью Пемпонского леса).
Броселианд тесно связан со знаменитыми легендами Бретонского (Артуровского) цикла, которые польский писатель Анджей Сапковский назвал «архетипом, прообразом всех произведений фэнтези».
Знаменитую ученицу Мерлина – фею Моргану многие соотносят с бретонской речной феей Морган. Впрочем, некоторые связывают её с ирландской богиней войны Морриган, другие – с валлийской богиней плодородия Модрон.
John Roddam Spencer-Stanhope. Morgan le Fay. 1880
Моргана, безусловно, является самой популярной феей Бретонского цикла, и в XIX веке в её честь даже было названо известное с давних пор редкое природное явление сразу нескольких частично накладывающихся друг на друга миражей:
«Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии… За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого чёрного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает, и слушайте дальше. От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ чёрного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере.»
10 декабря 1941 года у Мальдивских островов коварная бретонская фея показала морякам английского транспортного судна «Вендор» гибнущий крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами близ Цейлона – за 900 км от них. Зрелище было настолько убедительным, что капитан «Вендора» решил оказать помощь тонущим соотечественникам и потратил на их поиски несколько часов.
Но вернёмся в Броселианд, где Моргана создала «Долину без возврата», выход из которой не могли отыскать неверные своим дамам рыцари. Их освободил потом воспитанник другой феи – Вивьен, знаменитый сэр Ланселот (в которого, кстати, Моргана была безнадёжно влюблена).
Броселианд, Долина без возврата
Племянницей Морганы была фея Мелюзина (полуженщина-полузмея), потомками которой считались английские короли Ричард Львиное Сердце и Джон Безземельный, королева Елизавета Вудвилл.
Согласно преданию, будучи насильно доставлена на воскресную мессу, она бесследно исчезла из церкви. Прототипом Мелюзины считают принцессу Мелисанду – племянницу короля Иерусалима Балдуина II и жену графа Анжуйского Фулька V, которая стала матерью первого короля династии Плантагенетов. Змеиного хвоста у неё, конечно, не было, но современники к этой легенде относились вполне серьёзно, и будущий святой Бернард говорил о Плантагенетах:
«От дьявола вышли и к дьяволу придут.»
А Томас Бекет писал о Генрихе II Плантагенете и его детях:
«Происходят от дьявола и к нему отыдут.»
В своём происхождении от феи не сомневался и сын Генриха II Ричард. После падения Аккры в 1191 г. он приказал убить 2700 пленных, за которых не был уплачен выкуп. В ответ на поднявшийся ропот заявил соратникам-крестоносцам:
«Чего же вы ожидали от меня? Разве мы (Плантагенеты) не дети дьяволицы?»
Кстати, именно за этот поступок Ричард и получил своё знаменитое прозвище – Львиное Сердце: львы в то время олицетворяли не только воинскую доблесть, но и жестокость.
По другой версии этой легенды, Мелюзина стала родоначальницей дома Лузиньянов. Мартин Лютер уверял, что Мелюзина была демоном похоти и разврата – суккубом, и в средние века грешниц даже стали называть «дочерьми Мелюзины».
В Броселиандском лесу есть два озера – «Зеркало фей» (le Miroir aux F;es) и Компер. Во втором из них находился подводный замок упоминавшейся выше феи Вивьен, которую называют также Нимуэ, Нинев, Владычицей и Девой Озера. Она гордилась тем, что Мерлин так и не смог лишить её невинности (в отличие от других его учениц), а потом даже заточила знаменитого кельтского волшебника в скале.
Она же два раза спасала этого короля от покушений его сводной сестры – Морганы, обиженной на него за то, что он насильно выдал её замуж (от нелюбимого супруга она и сбежала в Броселианд, где стала ученицей Мерлина).
Кстати, знаменитая мелодия Шуберта, на которую положена молитва Ave Maria, первоначально была написана в качестве Ellens Gesang III – 3-ей песни Элейн, героини поэмы Вальтера Скотта «Дева Озера».
До сих пор в Броселианде показывают источник Барантон (la Fontaine de Barenton), вода которого якобы исцеляет от безумия. Его же называли источником молодости: верили, что умывание водой из него разглаживает морщины.
Броселианд, источник Барантон
Свидетельство о публикации №125041204134