Эльфы 16

ЭЛЬФЫ 16

Современные эльфы

Старания католической церкви и новые веяния в литературе и культуре сделали своё дело, и в XIX веке эльфы выродились в помощников Святого Николая, который в католических и протестантских странах также претерпел весьма странную эволюцию (избежав её в государствах, народы которых исповедуют православие). В 1823 году Клемент Кларк Мур опубликовал в США стихотворение «Однажды ночью перед Рождеством» – о святом Николае, который, прилетев на оленьей упряжке, проник в дом через дымоход, чтобы оставить подарки спящим детям. Написано оно было по мотивам церковного предания о деньгах на приданое, которые получили от этого иерарха три бедные девушки. В 1863 году американскому художнику Томасу Насту пришла в голову мысль поселить Святого Николая на Северном полюсе, одеть в красную шубу с красным же колпаком и заставить его весь год заниматься подготовкой подарков для послушных детей. Архиепископ курортной Миры Ликийской (территория современной турецкой провинции Анталия), который, вероятно, и снега никогда не видел, надо полагать, был в шоке от перспективы такого переезда. Но деваться ему было некуда: и крупные, и мелкие торговцы моментально сообразили, что под это дело можно заработать, резко повысив цены в канун Рождества. Как и легенда о святом Валентине, эта история с подарками Санта Клауса быстро обрела коммерческий характер. А потом художница Луиза Мэй Олкотт решила, что Санта Клаус хоть и святой, но с задачей изготовления такого количества подарков ему одному, пожалуй, и не справиться, да и вообще – нужно расширять производство. Она и добавила христианскому святому помощников – и ни каких-то ангелов, а эльфов, которых бывший Мирликийский архиепископ, видимо, взял в рабство: а чем ещё можно объяснить бесплатную работу на него языческих волшебных существ? Эльфы Луизы Олкотт неожиданно оказались не вечно юными красавцами, а неказистыми пожилыми мужчинами. Настоящие феи и эльфы народных сказок стали отходить на второй план. В одном фантастическом рассказе, написанном во второй половине ХХ века, повествуется о том, как дожившие до нашего времени эльфы решили вернуться и захватить власть над миром. Они умели брать под контроль сознание ещё помнящих о них взрослых людей, но потерпели поражение, потому что современные дети уже ничего о них не знали.

Ситуация стала меняться после публикации фэнтезийных произведений британского филолога и переводчика Джона Толкина. Правда, опять-таки, рассказывал этот оксфордский профессор не о настоящих эльфах, а о придуманных им волшебных существах. Но он благоразумно поместил их не в Броселианде и не в норвежских фьордах, а в несуществующем Средиземье, что снимало все претензии специалистов.
У книг Толкина сразу появилось множество поклонников, стало развиваться движение «ролевиков», разыгрывавших некоторые эпизоды этих романов, и роли эльфов всегда и везде были самыми желанными и престижными. «Окучивать» перспективную тему ринулись толпы подражателей разной степени одарённости. Получалось примерно, как в этом пародийном стишке:

Допустим, ты – король подземных эльфов,
Гномья лесного принц и канцлер орков.
Вокруг тебя империи трясутся,
На кладбищах пируют некроманты,
Сражаются друг с другом кто попало...
(Генри Лайон Олди).

Однако круг читателей книг жанра «меча и магии» был всё же ограниченным, и потому подавляющее большинство людей к фанатам Толкина относились как к полусумасшедшим, но безобидным чудикам с бутафорскими мечами и луками. Окончательную победу эльфы одержали благодаря вот этому смешному толстячку:

Это режиссер Питер Джексон, который снял две кинотрилогии: основой первой послужил масштабный труд Толкина «Властелин колец», второй – небольшая повесть «Хоббит или Туда и обратно». Благородные и мудрые эльфы у Джексона получились такими «няшками», что шансов противостоять их обаянию уже не было.

А здесь в роли королевы эльфов Галадриэль оказалась любимица Сталина – герой социалистического труда и кавалер трёх орденов Ленина полковник Ирина Спалько (то есть актриса Кейт Бланшетт, игравшая также в фильме «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа»):
Но сегодня мы всё же поговорим о настоящих светлых альвах, эльфах и феях. Сразу отметим, что от других связанных с природой божеств нижнего уровня (тех же нимф, наяд или дриад) эльфы отличались наличием у них определённой иерархии, общественной жизни и даже признаков государственности. В Норвегии считали, что все низшие лесные божества-туссеры (эльфы, гномы или веттиры, тролли) живут селениями, держат скот и даже строят церкви. Вот как выглядит одна из таких эльфийских церквей – эти камни можно увидеть в Исландии недалеко от Рейкьявика:
Эльфы и феи имели собственных королей и королев.
Существовали территории, которые они контролировали и старались не допускать на них чужаков – но и не претендовали на чужие земли.
Светлые альвы скандинавов
В «Старшей Эдде» рассказывается об альвах – светлых, которых соотносят с эльфами других стран, и тёмных – цвергов или карликов, которых часто называют гномами. И, надо сказать, что именно о светлых альвах мифы скандинавских и германских народов рассказывают очень мало – о тех же цвергах или ледяных великанах можно узнать гораздо больше. В «Младшей Эдде», написанной Снорри Стурлсоном, утверждается, что альвы зародились как черви в плоти Имира – великана, убитого богами Одином, Вили и Вё. Из этой же плоти, кстати, была создана вся суша. Таким образом, альвы появились одновременно с девятью мирами Иггдрасиля (ещё два мира – огненный Муспельхейм и ледяной Нифльхейм, существовали до появления Имира). Утверждается, что светлые альвы похожи на людей, но превосходят их красотой и изяществом – «обликом прекраснее солнца». Они имели свой язык и руническую систему письменности.

Кстати, имя толкиновского Гэндальфа можно перевести как «Маг альв». С альвами связаны и некоторые другие имена: например, упоминаемая Тацитом в «Германии» пророчица Альбруна («Наделённая знанием альвов»), первый правитель королевства лангобардов в Италии Альбоин («Друг альвов») и даже до сих пор использующееся имя Альфред («Советующийся с альвами»).

Из рода светлых альвов происходила одна из богинь судьбы – норн (вторая была из рода асов, третья – из цвергов). Князем альвов назван кузнец Вёлунд – известнейший персонаж скандинавских легенд.

Светлые альвы поселились в одном из новых миров, который и был назван Альвхеймом. В «Видении Гюльви» (первая часть «Младшей Эдды») говорится, что он находится на третьем небе (самом высоком), которое называется Видблайн. Согласно «Старшей Эдде», Альвхейм был подарен асами богу из рода ванов – Фрейру, который, как и его отец Ньёрд и сестра Фрейя, стал добровольным заложником при заключении мира между этими богами: все они пользовались в Асгарде большим уважением.


Рецензии