Мавры в Юсуповском дворце

Мавританская архитектура —  архитектурный стиль, сформировавшийся под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе — стал популярен в особняках петербургской знати в середине XIX века.   
Восточная зала (гостиная) Юсуповского дворца декорирована в модном мавританском стиле: мраморные бюсты мавра и мавританка работы неизвестного европейского мастера середины XIX века, камин из оникса, привезенный князем Юсуповым из Франции, который светился изнутри во время его растопки. В процессе реставрации гостиной были обнаружены живописные изображения гербов князей Юсуповых и графов Сумароковых-Эльстон. В центре залы, разделенной причудливой аркадой, неизменный атрибут мавританских двориков — фонтан. Первоначальное оформление гостиной выполнено мастером эклектики архитектором Ипполитом Антоновичем Монигетти, и доведено до совершенства в конце XIX века архитектором Александром Степановым. 
Ипполит Антонович Монигетти — русский архитектор и акварелист, ученик Александра Брюллова, представитель архитектурной эклектики, плодотворно работавший по заказам царской фамилии и высшей аристократии — родился 5 (17) января 1819 в семье каменщика Антонио Монигетти, родом из Бьяски (Швейцария), который жил и работал в Москве. Завершив блестящим образом курс московского Строгановского училища технического рисования, в 1834 году Ипполит поступил в воспитанники Императорской академии художеств, в которой главным его наставником по архитектуре был профессор А. П. Брюллов. В 1839 году за проект театрального училища Монигетти награждён малой золотой медалью, но по болезни не участвовал в конкурсе на получение большой золотой медали и, выйдя из академии со званием художника XIV класса, для поправления здоровья отправился в Италию. Пробыв довольно долго в Италии и посетив после того Грецию и Восток, усердно изучал в этих странах памятники зодчества, чертил их детали и таким образом составил богатое собрание рисунков, которые по возвращении его в Санкт-Петербург в 1847 году принесли ему звание академика. Чуть позже часть этих рисунков передали в архитектурный класс академии как драгоценный материал для изучения стилей, преимущественно орнаментистики.
Архитектурная деятельность Монигетти по его возвращению в Россию началась с поступления на должность главного архитектора Императорских царскосельских дворцов и отмечена сооружением грациозной турецкой бани в виде мечети на большом пруде, отделкой дворцовых цветочных оранжерей, устройством мостиков в парке Царского Села и постройкой нескольких дач в этом городе. Затем по проектам Могинетти были возведены в Петербурге дома для графа Н. Н. Новосильцева, графини М. П. Апраксиной, князя М. С. Воронцова (на Мойке), графа П. С. Строганова (на Сергиевской ул.), г-жи Ниротморцевой и других. В 1858 году, получив профессорский титул как художник, уже заслуживший почётную известность, Монигетти занялся возведением по своим проектам различных зданий на императорской даче в Ливадии в Крыму, в том числе необыкновенно изящной церкви византийского стиля, производил отделку нескольких парадных комнат Аничковского дворца в Петербурге по случаю приспособления его к резиденции наследника цесаревича, впоследствии императора Александра Александровича (лестница во вкусе Людовика XVI, гостиная во вкусе Людовика XIV и библиотека в позднероманском стиле). 1869 —1873 гг. — по поручению Морского министерства Монигетти был занят внутренним убранством императорских яхт «Держава» и «Ливадия», представлявших чудеса комфорта и роскоши.
Дальнейшие его работы состояли в постройке барского дома в курском поместье князя В. И. Барятинского, возобновлении императорского дворца в Скерневицах близ Варшавы, проекта здания для Политехнического музея в Москве. Окончить последний из этих трудов художнику не позволила тяжкая болезнь, сведшая его в могилу 10 (22) мая 1878 года.
Монигетти — отличный архитектор-практик, — оставил о себе память в истории русского искусства преимущественно как орнаментист и дизайнер художественно-промышленных производств, снабжая русских мастеров блистательными рисунками дворцовой и церковной мебели и утвари, великолепно сочетающейся с характером и стилем самих зданий.

#Юсупов #Монигетти #Мавр

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]   


Рецензии