Встреча через 12 лет. Игорь Царев - Виталий Бабич
http://stihi.ru/avtor/mogila Игорь Царев
http://stihi.ru/avtor/chist1 Виталий Бабич стихи
https://proza.ru/avtor/chist1 проза, там стихов много
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб вытянул петь со мной.
А. Вознесенский
Сегодня, 4 апреля, как и каждый год в этот день, мы вспоминаем Игоря Царева. Нет, не так, чтобы вспоминать, надо сначала забыть, а разве такое возможно? Просто в этот день обостряются все чувства, звучат стихи, подводятся какие-то итоги, для каждого из нас этот день стал знакомым, особенным. Прошло 12 лет, страшно представить, какой это солидный срок, но разве каждый из нас его забывал про Игоря Царёва?
Нет, мы не забывали и не забудем Поэта, просто в этот день я пересматриваю последнюю запись передачи «Вечерние стихи», где Игорь Вадимович представляет аудитории великолепного поэта Игоря Лукшты, волнуется, произносит теплые, единственно верные слова и растворяется в пространстве. Уходит только на миг, но как оказалось, навсегда.
Но если бы мы смогли его спасти, остановить старуху с косой, которая все-таки увела его с собой на ту сторону реки – так он определял понятие смерти – перейти на ту сторону, на другой берег, кстати, в осеннюю, а не в весеннюю пору. Но, увы, на календаре был холодный апрель, а не теплый сентябрь тогда, все случилось слишком неожиданно.
История не любит сослагательного наклонения, и все-таки, трудно даже представить, сколько поэтов смог бы Игорь открыть этому миру (шестичасовые записи передач с поэтами – живое тому свидетельство). Не сомневаюсь в том, что литература наша стала бы совсем другой и не дошла бы до того состояния, в котором она оказалась сегодня. Царевцев стало бы значительно больше, и царевский круг точно расширился бы и стал многограннее и интереснее.
Много раз перечитывала стихотворения победителей (10 сезонов «Пятой стихии» премии имени Игоря Царева), прикидывала, кто из них стал бы его близким другом или дальним знакомым, кого бы он выделил сам и с таким же трепетом следил бы за тем, как живет и чем дышит поэт, какова его дальнейшая судьба. Это было естественным и очень важным делом для Игоря Вадимовича.
Конечно, мы можем заблуждаться, любому из нас это свойственно, но победители были поэтами достойными нашего внимания, уж больно жесткий отбор они проходили. Не было никаких тайн, все прозрачно, оценки членов жюри опубликованы, имена названы после того, когда появились те самые оценки. Ирина Борисовна всегда добивается такого подхода. Да и чувствуется, что Игорь Вадимович этим доволен, следит за всем происходящим. По-другому он к поэзии и поэтам не относился.
Но далеко не все достойные поэты оказались в поле зрения конкурса, кто-то просто не был знаком и с И. Царевым и с конкурсом, кто-то в силу своей скромности просто не решился подать заявку, ведь планка очень высока, а хороших поэтов часто мучают сомнения.
Сегодня по праву члена жюри первых двух сезонов я решила представить своего кандидата. Ирина Борисовна разрешала нам отметить своего «любимчика», который не набрал высшего балла просто потому, что победитель всегда один, а кандидатов на победу намного больше. И это правильно, когда мы называли имена тех, кого хотелось отметить, открывали своих поэтов. И уж хуже от этого точно никому не может быть.
Надо признаться, что за последние лет 10 я скорее следила за судьбой уже открытых, представленных этому миру, авторов и как-то капризно отклоняла тех, кто появлялся на горизонте, с кем только предстояло познакомиться. Казалось, что их просто больше нет на наших сайтах в смутные времена. Надеялась, а вдруг все-таки будут, но вот прямо таких именно и не встречала.
Но жизнь неумолима, она «по живому безжалостно режет», как отмечал Игорь Вадимович. Ушел Валерий Голубев – человек невероятной души и доброты, увы, в реальности с ним так и не пришлось встретиться, он был уже серьезно болен, хотя общались часто и много. Ушла Марина Шапиро, из нас всех словно душу вынули в те дни, когда ее не стало. Кто-то просто перестал печататься в силу разных причин. И с каждым годом все больше чувствуется пустота, а ее надо заполнять новыми именами, ведь жизнь, как и творчество продолжается, она не может остановиться.
И опять же вспоминаются любимые строки (стихотворение «Город» Игоря Царева):
Но слепая судьба по живому безжалостно режет,
И мелодии века все больше похожи на скрежет,
И все громче ночные вороны горланят картаво,
Подводя на соседнем погосте итоги квартала...
Ах, какая компания снова сошлась за рекою,
И с туманного берега весело машет рукою...
Закупить бы «пивка для рывка» и с земными дарами
Оторваться к ушедшим друзьям проходными дворами...
Такие настроения тоже порой возникают, но пока мы живы, пока еще не сошлись за рекою, пока не открылась последняя дверь и нас туда не пригласили, хочется пристальнее взглянуть на этот мир и найти тех единственных и неповторимых поэтов, которые у нас, несомненно, есть, они живут и пишут. А продолжая славные традиции И. Царева, надо их отыскать и представить миру.
Окружающую реальность не выбирают, но тоска по тем временам, мирным, без всяких жутких вирусов и мер, принимаемых в связи с ними, остается. И не потому, что мы по-стариковски брюзжим, они ведь объективно были проще и легче для пера и для частной жизни. Мог ли Игорь Вадимович такое представить? Так хочется услышать его суждения, его строки по поводу происходящего сегодня. Но талантливо написать об этом удел тех, кто вместе с нами живет и пишет.
А теперь мужества требуется все больше, чего только стоит ковидный год, когда Ирина Борисовна вела репортаж из собственной квартиры и собраться вместе конкурсанты и все остальные царевцы просто не могли из-за так называемых санитарных норм, да и страха просто заразиться смертельной болезнью. Но стихи звучали, и победители получили своим награды.
И снова звучит голос Игоря Вадимовича:
...Так важно иногда, так нужно,
Подошвы оторвав натужно
От повседневной шелухи,
Недужной ночью с другом лепшим
Под фонарем полуослепшим
Читать мятежные стихи,
Хмелея и сжигая глотку,
Катать во рту, как злую водку,
Слова, что тем и хороши,
Что в них – ни фальши, ни апломба,
Лишь сердца сорванная пломба
С неуспокоенной души...
Но все меняется, не факт, что в лучшую сторону, и все-таки. Сегодня, 4 апреля 2025 года, я обратила свой взор на замечательного поэта, просто не могла пройти мимо, не заметить, не прочитать, не рассказать вам о нем, и это Виталий Бабич – поэт из Минска.
Писала о нем накануне, о первой его поэтической книге «Новизна», кстати, финальные в которой датированы практически тем же временем – 2014 годом. Совпадение? Но не верю я в такие совпадения. И не сомневаюсь, окажись Виталий на первых сезонах «Пятой стихии», я точно выбрала бы его своим любимчиком, как мы говорили, отметила бы специальным призом конкурса.
Почему? У меня есть для этого веские аргументы.
Ирина Борисовна просила и просит нас отмечать поэтов, чьи строки созвучны лирике Игоря Вадимовича – наполнены оптимизмом, светом, верой в человека и любовь, стремлением найти ее – единственную и неповторимую даму сердца, не впадать в уныние, жить настоящим и двигаться вперед. А часто ли встречаются поэтические строки такого толка? Увы, это большая редкость. Сколько грусти, депрессии, тоски в стихах неплохих поэтов, и некоторые из них убеждены в том, что именно такими стихи и должны быть, только они имеют право на существование, их любит народ. Приводится высказывание о том, что счастливые не пишут стихов. Это верно, но далеко не всегда, кому, как не счастливым людям дарить нам веру и надежду на то. что и у нас все будет хорошо?! Ни для кого не секрет, что словом можно убить или воскресить, в зависимости от того, какой вариант выбирает для себя поэт.
Скажу сразу, что я против декаданса в русской поэзии, впервые появившегося в стихотворениях М.Ю. Лермонтова и отлучившего нас от Пушкинской гармонии и светлой печали. Поэты доказали нам, что не могут они выбраться из этой пучины тьмы, в которую сами себя загоняли долго и упорно.
Я помню, как возмущены были наши литературные корифеи, говоря о том, что Пушкина мы, конечно, знаем, порой даже читаем, но не живем по его законам. Не светла наша печаль, а так порой темна и непроходима, что поэзия скорее убивает, чем воскрешает. И понятное дело, что, выплескивая весь негатив на своих читателей, поэт как бы спасает сам себя, не думая особо о том, каково нам от того, что мы прочитали, в какую глубину вместе с ним нырнули. Гете уверял, что он бы погиб, если бы не написал «Страдания молодого Вертера». А каково будет читателям все это переживать снова и снова?
Так вот, в феврале 2025 года я словно впервые убедилась в том, что есть другая поэзия, что не все так скверно и мрачно на просторах России, а скорее Белоруссии, где и проживает Виталий Бабич, где творит он уже полвека совсем в иной тональности.
Именно мажорная основа его стихотворений и подкупает с первого взгляда, с первого слова и навсегда. Но посудите сами:
* * *
Птица счастья, выбери
меня!
Дам тебе я место
у огня.
Сам тебе, где надо,
послужу,
Спать тебя, не в клетке,
уложу.
Буду тебе песни
напевать,
Я не дам тебе, мой бог,
скучать!
А захочешь — сразу
отпущу,
Ничего взамен
не попрошу…
И если прочитать еще и еще стихотворения, послушать его песни, то именно так и получается, это его кредо жизни и вовсе не потому, что судьба его безоблачна и легка (бывают ли в нашем мире такие судьбы). Нет, это не так, установка на жизнь у литератора, журналиста музыканта такая, по-другому он не может и не хочет жить.
Пушкинское «Я вас любил так искренно и нежно, как дай вам бог любимой быть другим», в лирике и прозе Виталия Владимировича относится не только к любимой женщине, но и к жизни самой тоже. «Отпущу и ничего взамен не попрошу» – это состояние души поэта, который сам не может оставаться в клетке и тем более не может там держать ни любимую, ни птицу счастья. Свобода не только внешняя, но и внутренняя – вот что такое счастье и вдохновение, без которого не пишутся хорошие стихи, а экспромты его так же великолепны, ни раз в том убеждалась. Мне интересна гармония между музыкой и словом в его творчестве. На многих фотографиях он с гитарой, он исполняет песни на свои стихи и музыку, что тоже очень важно для понимания его таланта.
Знаменитое стихотворение Игоря Вадимовича «Скрипачка», которое нас всех так восхищает, это тоже про него, про невероятно талантливого музыканта, который заставляет остановиться и слушать все, что он станет для нас исполнять:
Две чашки кофе, булка с джемом —
За целый вечер весь навар,
Но в состоянии блаженном
У входа на Цветной бульвар,
Повидлом губы перепачкав
И не смущенная ничуть,
Зеленоглазая скрипачка
Склонила голову к плечу.
Потертый гриф не от Гварнери,
Но так хозяйка хороша,
Что и в мосторговской фанере
Вдруг просыпается душа,
И огоньком ее прелюдий
Так освещается житье,
Что не толпа уже, а люди
Стоят и слушают её...
Хиппушка, рыжая пацанка,
Еще незрелая лоза,
Но эта гордая осанка,
Но эти чертики в глазах!
Куриный бог на тонкой нитке
У сердца отбивает такт
И музыка Альфреда Шнитке
Пугающе бездонна так...
Я вспомнила именно это стихотворение, когда отыскала в сети запись 2008 года одной из программ проекта Виталия Бабича «Творческие гостиные», где он исполняет свои песни и музыкальные композиции.
17 лет прошло со времени той записи, наш поэт возмужал, но главное – тот задор и та отвага остались в его душе. И в Гостиной 2025 года, уже в мою бытность, он словно бы возвращается в свою молодость и выходит с гитарой теперь уже к студентам, и происходит такое преображение, что его трудно отличить от тех самых студентов. Вот уж точно, здесь нет проблемы отцов и детей, он понимает их, они – его. А то, что он исполняет, и близко, и понятно им, потому что это песни о любви: о потеряной, о еще не определенной, и наконец, о любви счастливой, – все е краски и оттенки чувств возникают перед слушателями…
Самым заразительным становится у Виталия Владимировича жажда счастья, кажется, только он один знает, что это такое, и тайная формула счастья ему тоже ведома:
На Эвересте чувств стоять и наслаждаться,
Как первый, робкий снег порхает в новом дне!..
Так хочется (!) сберечь эти мгновенья счастья,
И в тот же миг — отдать бескрайней тишине.
Ещё минута, две — и танцы хлопьев белых
Растают вслед дождю, сорвавшемуся с крыш…
Закружатся быстрей дневных забот качели —
Уж сам, как дождь, как снег,
За ветром вдаль летишь…
А вечером, когда опустится усталость,
Захочешь тишиной дышать, не ускоряться.
Пусть тело отдохнёт… А что ж душе осталось?
На Эвересте чувств стоять и наслаждаться!
Даже удивительно, насколько это созвучно знакомым и любимым строчкам Игоря Вадимовича просто потому, что и для того, и для другого природа – это храм, древний прекрасный храм, где душа чувствует себя уютно и спокойно, она раскрывается навстречу всем природным стихиям, так она живет и дышит особенно легко.
И далее, зайдя в прозрачный лес,
Где обитают белые и грузди,
Почувствовать, как новый интерес
Чуть-чуть разбавит вкус осенней грусти...
И закурив, глядеть из-под руки,
Устало примостившись на откосе,
Как темное течение реки
Куда-то листья желтые уносит
И. Царев
И вот что отвечает Игорю Вадимовичу наш поэт:
Я буду дышать этой светлой прохладой,
Я буду купаться в дождях ноября
От мысли, что много для счастья не надо,
Когда каждый миг проживаешь не зря!
Когда сквозь кружений листвы обозримы
Свечения истины прожитых лет,
Вздыхаешь легко, как под взглядом любимым,
И хочешь обнять весь, весь, весь этот свет!
Раствориться в природе и чувствах, и вдохновении и каждой минутой ощущать радость бытия – не это ли главная задача поэта?..
Но на такой невероятной высоте трудно удержаться, передохнув, набравшись сил, приходится возвращаться в город-муравейник, к обычным делам и заботам, и тогда поэт чувствует и одиночество, и усталость, и огорчения, без этого не бывает жизни нашей, порой она у любого из нас становится тяжелой, почти невыносимой. И здесь самое главное и заключается в том, как мы одолеваем все эти состояния, что несем, что передаем нашим читателям, особенно если стихи цепляют, если они надолго остаются в памяти.
Стихотворение «Одиночество-попутчик» Виталий Бабич написал недавно:
Дни бегут, словно рельсы за ближнем судьбы поворотом...
Одиночество, ты машинист или тоже, как я, пассажир?..
Нам с тобой по пути, но... порою по чувствам бьёт током,
И до дыр в потолке вдруг сжимается красочный мир…
Что нас ждёт впереди? Где та станция наша Большая?
И зачем на ходу дорожает билет на багаж?..
Ты молчишь, одиноко на этот вопрос отвечая
Километрами мыслей сквозь наш придорожный пейзаж…
А давай я для нас заварю снова крепкого чёрного чая!..
Что-то холодно мне всё равно. И в вагоне вдруг пусто опять…
Знаю я, почему мы с тобою так тяжко вздыхаем:
Просто некому нас на той станции будет встречать…
Дней всё больше у нас позади – память их очень быстро сжимает.
И архивов таких уже много в себе мы везём...
Одиночество, верь: будет станция та, где нас ждут и встречают!
Но… давай мы на станциях разных с тобою сойдём…
08-09 октября 2024
Очень грустное стихотворение, все переживания тут так обнажены, но нет безысходности, наоборот, в финале появляется надежда на то, что все будет хорошо, «будет станция та, где нас ждут и встречают». Вот ради этого и стоит жить и любить, и мечтать о той самой птице счастья, о переменах, о встрече с любимыми людьми. И главное, чтобы мы были нужны тем, кто нужен нам.
Тема любви самая главная, самая важная для каждого поэта, не может он без нее обходиться, и все дело в том, в какой тональности она звучит.
Когда я прочитала заметки И. Царева о любви, поняла, что и здесь совпали наши авторы.
"Любовь – это понятие, связанное со временем. Хорошо знаю по собственному опыту, что такое влюбленность с первого взгляда и доводящая до маниакального состояния страсть, но Любовь не только это. Она должна родиться, вырасти и воспитаться, гордо пронести себя через зрелость и достойно принять старость. И если ей суждено умереть раньше человека, то это не должно сопровождаться муками, судорогами, воплями и грязью.
Любовь связана и с пространством. Я в этом отношении клаустрофоб – никогда не смог бы сидеть в четырех стенах, смакуя свои переживания. Я не понимаю мужчин, запирающих своих любимых в золотые клетки, и женщин, готовых в них жить.
Любовь – это свобода. Люди находятся радом не для того, чтобы всю жизнь бороться друг с другом, доказывая, кто главный и всяческими ухищрениями приковывая к себе любимого человека. Там, где насилие, там нет любви.
Любовь – это еще и дружба. И если любимый человек не достоин того, чтобы я обращался к нему со своими бедами и радостями, если мне для этого надо заводить других друзей, с которыми я его же и буду обсуждать, мне это не подходит.
Любовь – это гармония и страстное желание радовать любимого человека. Это радость от мысли, что он рядом, это боль, которую испытываешь, когда он страдает".
Именно так чувствует, именно так пишет о любви и Виталий Бабич, и все чаще и чаще он говорит о том, что станция Любовь совсем рядом, близко, и его поезд движется именно в этом направлении
И звучит из его уст гимн Прекрасной даме, тема о которой говорит в своих записках Игорь Царев. Тема главная, основополагающая – это и Незнакомка, которая «достоинства не растеряла». Это и любимая жена, к которой он спешит на свидание, словно это их первая встреча. Это и хозяйка его уютного дома, и Муза – одна во всех лицах, поэт не перестает ею любоваться и любить ее еще больше, чем когда-то в юности. Обо всем этом мы читаем и в книге Ирины Царевой «Ангел из Чертаново».
У Виталия может быть не все так определенно и постоянно, но отношение к женщине, к любви именно такое же. И с одной стороны подкупают его чеканные строки о вечном, о храме природы, о душе, а с другой – в лирике возникает такой женский образ, от которого дух захватывает. И прочитав эти строки, каждой из нас хотелось бы воскликнуть:
– Да это про меня!!!
И в какой-то мере она будет права, а это и есть главное мерило настоящей поэзии.
Такая женщина, как ты,
Должна любить и быть любимой,
Я не прошёл бездушно мимо,
И я дарю тебе цветы!
Хочу Садовником твоим
Быть с упоеньем днём и ночью,
Ведь стала ты теплом живым,
Мой вдохновения источник!
Такая женщина, как ты,
Приходит только раз к кому-то
И даром нежной чистоты
Осветит душу перламутром!
Я Ювелиром быть твоим
Желаю, чтобы драгоценно
Хранить всё то, что нам двоим
Дано любовью сокровенно!
Такая женщина, как ты,
Преображает всё и всюду –
Ожило чувство Высоты,
И мы с тобой открыты чуду!
Мне быть Волшебником твоим
Так бесподобно интересно,
И мы судьбу благодарим
За нашей встречи миг чудесный!
Июнь 2021 г.
Любая женщина с великой радостью приняла бы такие стихи, такую песню (Виталий взял их в основу «Романса для любимой») и такие чувства. Но даже если они посвящены другой, разве не приятно нам всем знать, что у нас есть такой Поэт?
Как раз к годовщине Игоря Царева я смогла внимательно прочитать, то, что Виталием Владимировичем было написано, оценить, сравнить с любимыми строчками Игоря. И не сомневаюсь в том, что Виталий Бабич, попавший не случайно и не просто так в поле моего зрения в такие дни, подарит нам немало открытий чудных. Все только начинается.
И закончить это повествование надо на мажорной ноте, тем более, за окнами весна!
Весна творится каждое мгновенье!
Она уже заметнее, смелей
Приходит к нам в момент уединенья,
Зовёт в объятья парков и алей…
Иду и я к её очарованью,
Всё глубже юной красотой дыша,
И, словно на вершине Мирозданья,
Весною наполняется душа!..
12 марта 2025
Свидетельство о публикации №125041004759