Рекамье в Гобеленовой гостиной

В марте 1830 года Борис Николаевич Юсупов приобрел у своей тетки Александры Васильевны Браницкой, урожденной Энгельгардт, за 250 тысяч рублей ассигнациями дворец на набережной реки Мойки (ныне дом 94), принадлежащий некогда графу А.П. Шувалову.
Перестройка дворца была поручена известному архитектору Андрею Алексеевичу Михайлову (Михайлов 2-й).
Андрей Михайлов сохранил центральную часть парадного фасада деламотовского дворца, надстроив боковые ризалиты до трех этажей. С восточной стороны создал трехэтажную пристройку с самостоятельным фасадом. Со стороны двора были возведены  два одноэтажных флигеля, при этом сохранена дворцовая ограда с монументальными воротами. Вместо сквозного проезда с набережной Мойки во двор, Михайлов создал Парадную лестницу, ведущую в парадные залы, самым большим из которых стал Банкетный зал, украшенный 24 колоннами коринфского ордера, отчего получил название Белоколонного. Рядом с Банкетным залом Михайлов расположил Танцевальный зал, за которым создана анфилада парадных комнат.               
Гобеленовая гостиная Юсуповского дворца в Петербурге оформлена в стиле эклектики по проекту архитектора, академика Императорской Академии художеств Бернара Симона (1816 —1900 г.г.) в 1840-ые годы. Швейцарский подданный — Бернар Симон — работал в Санкт-Петербурге (1839 —1850-ые годы) в качестве архитектора по заказам именитых семей (особняк Нарышкиной, дворец Шувалова). Гостиная украшена тремя шпалерами фламандской работы из серии «Охота Мелеагра» и французским гобеленом «Дети садовники», переданным позднее в Эрмитаж, подаренными по утверждению автора монографии Б.И. Антонова "Дворцы царских фаворитов в Санкт-Петербурге", Николаю Борисовичу Юсупову во время его поездки во Францию в 1809 году императором Наполеоном Бонапартом. 
В 90 ые годы XX века заменены имитацией на холсте. Панно особенно эффектно выглядят на фоне темных стен с гипсовым декором, имитирующим резьбу по дереву и светлого потолка с лепниной под фарфор.   
Камин из мрамора украшают вазы и часы из золоченой бронзы XIX века.
Подлинная жемчужина гостиной — мебельный гарнитур черного дерева, инкрустированный золоченой бронзой, латунью и пластинами из панциря черепахи, выполненная в технике Буль, получившей название по имени Андре Шарля Буля —«королевского мебельщика» при дворе Людовика XIV.      
Андре Шарль Буль (11 ноября 1642 — 29 февраля 1732, Париж) — знаменитый французский художник, резчик по дереву, гравер, рисовальщик-орнаменталист, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, создатель особенных техники и стиля художественной мебели, названных его именем — «техника буль», «стиль буль». За изысканность стиля и техники мастера называли «ювелиром мебели» (le joailler du meuble).
Перед камином сохраняется кушетка рекамье — модный предмет первой половины XIX века, названный в честь мадам Жюли Рекамье (3 декабря 1777, Лион, Франция — 11 мая 1849, Париж) — французской писательницы, хозяйки знаменитого салона, ставшего интеллектуальным центром Парижа, объединявшим, начиная с периода правления Директории и до июльской монархии, многих знаменитостей политического, литературного и артистического мира. Мадам Рекамье обставила свой салон в «этрусском стиле», или стиле «а la grecque» (греческом). Художники изображали Жюли Рекамье «на римский манер», в тунике, босиком, полулежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и скамеечкой для ног. Знаменитую кушетку, восходящую к находкам в раскопках Геркуланума и Помпей, по рисунку Давида и его ученика П.-Л. Моро выполнил мастер-мебельщик Ж. Жакоб Старший.  Слово «рекамье» со временем стало символом, олицетворявшим хороший вкус, образованность и «новый парижский стиль». Этим словом стали называть похожие кушетки и вообще многие предметы ставшего модным в Париже «стиля рекамье»: платья, подпоясанные высоко под грудью «а la antique», прически, ювелирные украшения — серьги, кулоны, бант-склаважи, светлые ткани и драпировки — всё, что ассоциировалось со знаменитым салоном.
Обстановку гостиной дополняют бронзовый столик и столик для рукоделия — обязательный атрибут знатных домов XIX века.
   
#Юсупов #Рекамье #Буль #БернарСимон#Наполеон

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра] 


Рецензии