Рекамье в Гобеленовой гостиной
Перестройка дворца была поручена известному архитектору Андрею Алексеевичу Михайлову (Михайлов 2-й).
Андрей Михайлов сохранил центральную часть парадного фасада деламотовского дворца, надстроив боковые ризалиты до трех этажей. С восточной стороны создал трехэтажную пристройку с самостоятельным фасадом. Со стороны двора были возведены два одноэтажных флигеля, при этом сохранена дворцовая ограда с монументальными воротами. Вместо сквозного проезда с набережной Мойки во двор, Михайлов создал Парадную лестницу, ведущую в парадные залы, самым большим из которых стал Банкетный зал, украшенный 24 колоннами коринфского ордера, отчего получил название Белоколонного. Рядом с Банкетным залом Михайлов расположил Танцевальный зал, за которым создана анфилада парадных комнат.
Гобеленовая гостиная Юсуповского дворца в Петербурге оформлена в стиле эклектики по проекту архитектора, академика Императорской Академии художеств Бернара Симона (1816 —1900 г.г.) в 1840-ые годы. Швейцарский подданный — Бернар Симон — работал в Санкт-Петербурге (1839 —1850-ые годы) в качестве архитектора по заказам именитых семей (особняк Нарышкиной, дворец Шувалова). Гостиная украшена тремя шпалерами фламандской работы из серии «Охота Мелеагра» и французским гобеленом «Дети садовники», переданным позднее в Эрмитаж, подаренными по утверждению автора монографии Б.И. Антонова "Дворцы царских фаворитов в Санкт-Петербурге", Николаю Борисовичу Юсупову во время его поездки во Францию в 1809 году императором Наполеоном Бонапартом.
В 90 ые годы XX века заменены имитацией на холсте. Панно особенно эффектно выглядят на фоне темных стен с гипсовым декором, имитирующим резьбу по дереву и светлого потолка с лепниной под фарфор.
Камин из мрамора украшают вазы и часы из золоченой бронзы XIX века.
Подлинная жемчужина гостиной — мебельный гарнитур черного дерева, инкрустированный золоченой бронзой, латунью и пластинами из панциря черепахи, выполненная в технике Буль, получившей название по имени Андре Шарля Буля —«королевского мебельщика» при дворе Людовика XIV.
Андре Шарль Буль (11 ноября 1642 — 29 февраля 1732, Париж) — знаменитый французский художник, резчик по дереву, гравер, рисовальщик-орнаменталист, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, создатель особенных техники и стиля художественной мебели, названных его именем — «техника буль», «стиль буль». За изысканность стиля и техники мастера называли «ювелиром мебели» (le joailler du meuble).
Перед камином сохраняется кушетка рекамье — модный предмет первой половины XIX века, названный в честь мадам Жюли Рекамье (3 декабря 1777, Лион, Франция — 11 мая 1849, Париж) — французской писательницы, хозяйки знаменитого салона, ставшего интеллектуальным центром Парижа, объединявшим, начиная с периода правления Директории и до июльской монархии, многих знаменитостей политического, литературного и артистического мира. Мадам Рекамье обставила свой салон в «этрусском стиле», или стиле «а la grecque» (греческом). Художники изображали Жюли Рекамье «на римский манер», в тунике, босиком, полулежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и скамеечкой для ног. Знаменитую кушетку, восходящую к находкам в раскопках Геркуланума и Помпей, по рисунку Давида и его ученика П.-Л. Моро выполнил мастер-мебельщик Ж. Жакоб Старший. Слово «рекамье» со временем стало символом, олицетворявшим хороший вкус, образованность и «новый парижский стиль». Этим словом стали называть похожие кушетки и вообще многие предметы ставшего модным в Париже «стиля рекамье»: платья, подпоясанные высоко под грудью «а la antique», прически, ювелирные украшения — серьги, кулоны, бант-склаважи, светлые ткани и драпировки — всё, что ассоциировалось со знаменитым салоном.
Обстановку гостиной дополняют бронзовый столик и столик для рукоделия — обязательный атрибут знатных домов XIX века.
#Юсупов #Рекамье #Буль #БернарСимон#Наполеон
[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]
Свидетельство о публикации №125040905092