Империи Древнего мира
Государство – аппарат власти и управления в стране. Империи – государства, возникшие в результате захвата ими других стран или других территорий, населённых народами, в силу чего складывались образования состоящие из центра и из, входящих в состав империи, подчинённых центру, народов периферии, которые для удобства управления ими получали разные права и к которым применялись разные способы управления.
2. ВАВИЛОН
Во второй год Навуходоносора, в 603 г. до н.э., Даниил (Даниэйл – судья мой Бог), истолковывая царю его сон, сказал, что от сего дня в продолжении истории на земле пройдут пять Великих Правлений, первое из которых, золотое, – Вавилон. Дан.2:32,37-39: «У этого истукана голова была из чистого золота... Ты, царь... Ты - это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего». Об этом царстве говорится как о первом звере из седьмой главы книги пророка Даниила. Дан.7:1 «В первый год Валтасара, царя Вавилонского». В 549 г. до н.э. в первый год царствования Валтасара Даниил видел (2-4,17) «четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый - как лев, но у него крылья орлиные... эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли».
3. ПЕРСИЯ
Относительно второй империи в Дан.2:32,39 говорится: «Грудь и руки его из серебра... после тебя восстанет другое царство, ниже твоего». В Дан.7:5: «Вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!»». В пророчестве подчёркнута «кособокость» зверя. В восьмой главе книги Даниила вторая империя (Дан.8:3,4,20) представлена в образе барана с двумя высокими рогами, «но один выше другого, и высший поднялся после... этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался (стал огромным)». Снова подчеркнуты косинА и прожорливость. «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский». Ново-Вавилонское царство было разрушено объединёнными силами мидян и персов 12 октября 539 года (Дан.5;30,31). За несколько часов до события Даниил пророчествовал царю Валтасару (Дан.5:28): «Разделено царство твое и дано Мидянам и Персам». Был убит Валтасар, царь халдеев. Дан.11:2: «Еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого».
4. ГРЕЦИЯ
Дан.2:32,39: «Чрево и бёдра» идола, приснившегося Навуходоносору «из меди». Это «третье царство, – медное, – будет властвовать над всею землею». Дан.7:6: «Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и дана ему власть». Дан.8:5-7,21: «Вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей. он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него... А козел косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь». Козел – царь Греции, а большой рог, который между глаз у него, это первый её царь – Александр Македонский. Предприняв стремительный, победоносный поход в Азии, 1 октября 331 года до н. э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский одержал решающую победу над персидским царём Дарием III, после которой Персидская держава прекратила своё существование. Дан.8:8,22: «Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных... Он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою». Дан.11:3,4: «И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих». Победоносный поход продолжался до смерти Александра Македонского в 323 году. Вместо Александра вышли другие четыре царя, образовавшие четыре эллинистические царства (Дан.8: 22). В результате войн, которые развязали между собой военачальники Александра Македонского, т.н. диадохи, к 301 году: 1) Селевку достались территории на Востоке, часть Сирии и половина Фригии; 2) Птолемею – Египет, Палестина, Южная Сирия; 3) Лисимаху – большая часть Малой Азии, Южного Причерноморья, Фракия, Вифиния, Фригия и Пафлагония и 4) Кассандру – Греция, Македония, Фессалия и Эпир. Селевкид Антиох II в 258-253 гг. возобновил войну с Египтом, завершившуюся миром, скреплённым династическим браком между Антиохом II и дочерью Птолемея II Береникой. История отношений Селевкидов и Птолемеев от этого события до завоеваний Антиоха III Великого пророчески описана в Дан.11;5-13. Данииловы пророчества в точности исполнились.
Дан.8:23: «Под конец же царства их... отступники исполнят меру беззаконий своих». Дан.11:14: «В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут». В конце же царствования греков, мятежные завершат свое дело и потерпят поражение.
5. ОТСТУПНИКИ
В начавшийся с 332 г. до н.э. эллинистический период еврейской истории, о котором в ТаНаХе пророчествовал Даниил (Дан.2:39 / 8:20,21), стал развиваться раскол между жрецами и раввинами. Когда Антиох III в 198 г. до н.э. завоевал Иерусалим, часть населения, в том числе некоторые священники в Иерусалиме и в других городах Иудеи. приняла греческие обычаи. Греческая экономика, торговля, культура, гимназион, лицей, театр, стадион, архитектура, скульптура, поэзия, драматургия, музыка, философия, диалектика, как искусство спора, были привлекательны для эллинизированных народов. Вокруг Иудеи стала затягиваться петля греческих полисов. Доволно многочисленная группа евреев, предпочитая быть лойяльными к новым правителям, мирно поклонялась Единому Богу Израилеву. Большинство еврейского населения в диаспоре отвергли фанатизм и изоляционизм, и избрали терпимость и дружественное отношение к иноземцам, изучали греческий язык, отдавали своих детей в гимназии. В это время в Александрии был осуществлён, названный Септуагинтой, перевод ТаНаХа на греческий язык. На территории Израиля высшая знать, верховные священнослужители и богатые слои общества не избежали искушения подражать грекам. Среди правящей верхушки возобладали идеи решительных прогреческих реформ экономического и светского характера, а также идеи приспособить Священный закон к реалиям эллинского мира. Дан.8;23: «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих...». В 175 г. до н.э. к власти в Сирии пришёл Антиох IV Эпифан. Он поддержал иудейских реформаторов, поставил священником в Иерусалиме Язона, который построил гимназию у подножия Храмовой Горы, стал переводить средства храма на международные игры, театральные фестивали, на военные расходы Антиоха. В 171 году Антиох IV Эпифан заменил Язона, на ещё более прогреческого Менелая, продолжившего реформы. В 168 г. до н.э. он, опираясь на прогречески настроенное жречество, во исполнение пророчества Дан.8;22,23 / 11;14 стал проводить насильственную эллинизацию иудеев: религиозные преследования, пытки и казни. В это время преступники ещё не исполнили меры своих беззаконий и не пали. Это произошло, когда гонения при Эпифане, привели в к Маккавейскому восстанию 166 года и к победе Маккавеев в 165 году. В 141 г. до н.э. в Иудее к власти пришла жреческая династия Хасмонеев.
6. ЧЕТВЁРТАЯ ИМПЕРИЯ
Дан.7:7: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него». В это время 22 июня 168 года в результате битвы близ города Пидна Третья Македонская война Рима завершилась полным поражением Македонии и её уничтожением как государства. С 89 по 63 гг. Рим вёл Митридатовы войны и в результате Третьей Митридатовой войны (74-63 гг. до н.э.), благодаря победам Гнея Помпея Великого почти вся Малая Азия оказалась под властью Рима. В 66 г. Понтийское царство, в 65 г. на Кавказе Иверия и Алвания стали вассалами Рима. На месте государства Селевкидов была создана римская провинция Сирия. В конце царствования греков, (Дан.8:23,24) «когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых». Дан.11:14: «В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут». Нечестивые преступники-отступники потерпели поражение в 165 г. до н.э. (15): «И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы противостоять». Это уже Рим. В это время Риму, победившему в Третьей Пунической войне 201-149 гг. и проводившему Митридатовы войны довелось овладеть многими укреплёнными городами, в результате чего комментаторы теряются в показаниях. Синодальный перевод, Дан.11:16: «И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит стан свой, и она пострадает от руки его». В 63 году Гней Помпей пришёл в Иудею, захватил Иерусалим и храм. Дело также не обошлось без осады. Иудея стала протекторатом Рима. «И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того» (17). Юлий Цезарь, вознамерившись войти со всеми своими силами в союз с Помпеем, совершил это и отдал Помпею в жёны свою дочь, Юлию, которая умерла в августе 54 года при родах. «Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него» (18). Речь идёт о каких-то завоеваниях Помпея в Средиземном море и Цезаря в Сирии и Малой Азии. «Затем он обратит лицо свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его» (19). Помпей и Цезарь участвовали в гражданской войне 49-45 гг. уже как противники. Помпей был убит после битвы при Фарсале в сентябре 48 г. до н.э. Цезарь убит 15 марта 44 г. до н.э. «На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении» (20). На место Юлия Цезаря пришёл Октавиан Август, в правление которого было реформировано налогообложение сенатских провинций. Оно приобрело регулярный характер. По повелению Октавиана Августа в 6 г. до н.э. в Иудее проводилась перепись первая в правления Сирией Публия Сульпиция Квириния, консула 12 г. до н.э. Во время этой переписи родился Иисус Христос (Лк.2:1-6). Октавиан Август мирно почил в три часа дня 19 августа 14 г. н.э. «И восста-нет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета» (21,22). На место Октавиана Августа пришёл Тиберий. Его дед со стороны матери, Ли;вии Друзи;ллы, из древнего патрицианского рода был усыновлён Марком Ли;вием Друзом и стал формально принадлежать к плебейскому сословию. Тиберий плебей. Но через отца по рождению Тиберий принадлежал к патрицианскому роду, однако в гражданской войне отец Тиберия оказался противником Октавиана Августа. В 40 году до н. э. его семья была вынуждена бежать из Рима в Неаполь, потом в Сицилию и в Грецию, но в результате амнистии 39 г. до н.э. возвратилась в Рим. Октавиан влюбился в его жену Ли;вию Друзи;ллу, женился на ней и Тиберий стал пасынком Октавиана. Уже в 13 году Тиберий стал соправителем Октавиана Августа. Он провёл успешные завоевания в Парфии, в Галии (Прованс), в истоках Дуная, в Германии (Паннония), энергичная борьба велась с морским разбоем. При кесаре Тиберии 23 марта 31 года по приказу прокуратора Иудеи Понтия Пилата был казнён Иисус Христос, ибо... В объяснение 22-го стиха в Дан.11:23-27 рассказывается о событиях после 63 г. до н.э., в частности о битве при мысе Акций 2 сентября 31 года до н. э. Дан.11:28-35 «И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святого завета, и он исполнит его, и возвратится в свою землю. В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний поход не такой будет, как прежний, Ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святой завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета. И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения. Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа; и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока». После борьбы с кипрскими разбойниками Тиберий возвратился с враждебным намерением против святого завета, и исполнил его: вошёл в соглашение с отступниками от святого завета; поставил часть войска, которая осквернила святилище могущества, прекратила ежедневную жертву, и поставила мерзость запустения. Дан.9:25,26: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины... И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет». Через 7х(7+62)=483 года после того, как в 457 г. до н.э. персидским царём Артаксерксем I (463-423) было дано повеление о восстановлении Иерусалима, в пятнадцатый год правления императора Тиберия (13+14) во вторник, 23 сентября в 27 г. н.э., когда народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне Крестителе, не Мессия ли он, явился и был крещён Иисус Христос (Лк.3;1,2,15,21,22). Дан.9:27: «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Спустя три с половиною года Иисус Христос был распят в пятницу, на иудейскую пасху, 23 марта 31 г. н.э. жертва и приношение в храме прекратились. Затем, когда ещё через три с половиной года в 34 г. н.э. после побиения камнями Стефана (Деян.8:1) «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии», на крыле святилища установилась мерзость запустения. Затем (Дан.9:26,27) «город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения... и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Иерусалим и храм были разрушены Римом, который пал в 476 году. Подобно тому как Иисус (Мтф.24:3), отвечая на вопрос: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?», говорил одновременно о разрушении Иерусалима и храма и о кончине века, пророк Даниил сообщает о разных «прекращении жертвы» и «мерзости запустения», о чём будет речь в своё время.
Свидетельство о публикации №125040806658