Джоконда

"Парки бабье лепетанье,спящей ночи трепетанье,я понять тебя хочу,смысла я в тебе ищу "(А.С.Пушкин ).

Париж.Эмалевое небо с завитками облаков(словно птицы застыли в лазурной небесной выси).Лето в тот год  выдалось необычайно жарким.Спрятаться от этого марева можно было в тенистых лабиринтах улиц Монмартра,в кафе Бертийон ( недалеко от Нотр-Дам на острове Сен Луи),или  же в парке Монсури,расположенном в тихом уголке Южного Парижа. За исполнение мечты, порой, приходится дорого заплатить. Жара-не самая страшная плата за возможность увидеть"Портрет госпожи Лизы дель Джоконды "Леонардо да Винчи.Очередь в Лувр тянулась нескончаемым потоком вдоль всей набережной Франсуа Миттерана,причудливой змейкой из человеческих лиц медленно(почти три часа),но верно приблизила наконец  к заветной цели.Огромный зал.Площадь стены посвящена только этой картине. Люди плотными рядами обступили( весь свой путь проделывая на "пуантах") для лучшей видимости,раскачивая головами в разные стороны подобно маятнику Фуко в попытках найти равновесие.Смотрители музея поторапливали повторяя одно и тоже, как мантру,чередуя на двух языках (английском и французском)"Расступитесь, расступитесь,дайте картине воздух! "
(нехватках воздуха для людей их явно не волновала). Вообщем было это всё похоже скорее на протокольное прощание с  политическим деятелем, чем на долгожданную встречу с великим произведением искусства.Но ожидания-это ведь почти всегда разочарования.Поэтому человеческий фактор также не мог испортить впечатление от увиденного.
Неважно с какой стороны смотреть на картину,Джоконда продолжает смотреть "прямо на зрителя ".Тревожный взгляд из бесконечности   в наш трёхмерный мир света и тени с непроизвольной задумчивостью ( гамма сложных и противоречивых чувств) отразилась на её лице,тронув губы в едва заметной улыбке.
Нет никакой фиксации извне. Весь образ обращен вовнутрь себя. Технический приём ассиметрии зрачков создаёт некую тайну во взгляде Джоконды, его странность.Другая особенность,которая меня поразила - отсутствие бровей  и ресниц. Да, учёные сходятся во мнении, что от чрезмерной чистки картины они постепенно просто исчезли, но если вернуться к глубине природы и её естеству, то назначение ресниц - защита глаз от хвори, без них они становятся нагими и беззащитными в своём одиночестве. Зрачки,как бы освещённые изнутри  свидетельствуют о бурлении страстей в душе, при максимально отрешенных от всякой суеты чертах лица. Некий болезненный покой самой позы в неподвижности сложенных на груди тяжёлых рук. Высокий лоб лишенный бровей - своего рода аванпост,"front",  открытость и смелость перед схваткой с врагом.Вышивка украшающая вырез платья, как зашифрованное послание (vincolare-(ит) завязывать,созвучно фамилии художника).
Вся картина "дышит "недосказанностью, порывы души, метания жизни не могут быть примитивно объяснены повествовательными предложениями и привычными нам частями речи. Тайна может открыться только  в моменты духовных прозрений.Нельзя смотреть  на монументальную роспись "Тайная вечеря"  не будучи готовым "узреть " (МК 14:62, МФ 26:64).Нельзя смотреть на "Джоконду" не будучи готовым уйти от пароксизма рациональных взглядов("Верую,ибо абсурдно", как писал Тертуллиан).Вероятно именно поэтому множество психически больных и не очень (обычная серая масса)так озверело набрасывались на  полотна Да Винчи, в том числе и на "Мона Лизу" рассекая ножом её лик, обливая кислотой, краской в агонии и бунте своей посредственности против неразгаданного и не могущего быть понятым чуда гениальности.
Второй план картины,тот, что обрамляет силуэт и как будто бы всего лишь выполняет роль "декорации к человеку".Так ли однозначна его миссия ?Едва ли. Джоконда нерасторжимо  связана с природой окружающего её ландшафта.  Он не имеет никаких границ, всё слегка размыто, как и в жизни :одно проникает в другое, вдох и выдох.
 Нет видимых мазков кисти , словно масляная краска многочисленным потоком слоёв была просто вылита на холст и божестенным естеством преобразовалась в шедевр. Благодаря технике сфумато  изображения оживают и обретают невероятную глубину. Если приглядеться, то видно, что  правая и левая стороны пейзажа резко отличаются друг от друга  и по теме и по колориту рисунка. Левый-тревога, правый- надежда.
Один -драматический, глухая теснина,холмы,как символ неизменности природы в своих метаниях.Другой- полный простора, долина увлекающая в себя.Дорога без начала и конца ( как у Дэвида Линча в "Шоссе в никуда") символом бесконечности пролегла  на бесплодной лаве.Безнадёжность погибшего пути,проклятое Богом человечество  - высохшее русло в мёртвом ущелье.Вот то, что показывает нам левый второй план.
Воздушная перспектива - идея необычайно огромной, бесконечной вселенной говорит  о том, что жизнь намного больше и многообразнее , чем просто физическое "я".
Спокойное созерцательное счастье по другую сторону " грубого" мира.  Но самое главное в этом всём (эврикой вдохновения)для меня является мост перекинутый с берега на берег, над водным потоком реки- путешествие жизни, которая непредсказуема в своих поворотах. 
Дорога в никуда без начала и конца  и мост, который соединяет несоединимое даже тогда, когда надежды уже нет- в этом для меня смысл этого величайшего полотна, его сердце, его пульс! Разлет мира вокруг "маленького человека ", который на миг, или на век задумался о чем - то своём, важном, или не очень и погрузился в это.Не вдаваясь в историю фактов, а остановившись именно на метафорах,эмоциональные токи которых  дадут каждому, кто чувствует мир иррационально ключ к "образному коду" Леонардо Да Винчи. Ибо порождена эта картина была титаническим, разобщенным в борениях духом художника. "Полем сражения " для людей пришедших посмотреть на  "Джоконду " может стать лишь борьба со своим естеством и надуманными, искусственными  импульсами внешнего мира. Ищите суть в метафорическом ряду. Ибо,видимое смертно,а невидимое вечно!
 


Рецензии