Портреты со Съезда. Майор Червонопиский
Он ковылял, он шёл, как мог, –
Чужое рваное железо
Его оставило без ног.
Проваливался в шаг из шага
Обрубок сил и красоты,
И опирался он, бедняга,
На костыли, как на кресты.
Сейчас на голубых экранах
Калеку видит вся страна…
Вот, даже Съезд – в рубцах и ранах
Т в о и х, Афганская война!
Казалось, что ещё мгновенье –
И он от имени Земли
На стол вождям, как обвиненье,
Свои положит костыли!..
А он, вождей закрывши грудью
И чуя в них надёжный тыл,
Как лжи тяжёлое орудье,
Нацелясь в зал, заговорил…
Войны кровавые итоги
Он восхвалял, фальшиво-строг,
Забыв, что собственные ноги
Он унести с неё не смог.
И сквозь сочувственные взгляды
Распределителей щедрот,
На костыли, как на приклады,
Он, опираясь, в зал идёт…
Разбитый в той войне неправой,
Но всё ещё живущий в ней,
Именовать бесчестье славой
Он хочет вынудить людей.
21-22 и 25 июня 1989 г.
Москва.
-----------
Из старых тетрадей.
Ранее не публиковалось.
------------------------------------
Примечание публикатора.
Съезд народных депутатов СССР был создан как часть программы реформ Михаила Горбачёва. Решение об этом было принято 28 июня — 1 июля 1988 года на XIX конференции КПСС. Разработчиком реформы являлся А. И. Лукьянов, который предложил «Концепцию дальнейшей демократизации советского государственного строя». I Съезд народных депутатов СССР начал работу 25 мая 1989 года.
Хорошо помню то время и мои ощущения. В часы прямой трансляции со Съезда улицы пустели почти так же, как во время показа «Семнадцать мгновений весны». Граждане СССР, привыкшие пропускать мимо ушей фальшь партсобраний всех уровней и шептаться на кухнях о запретном, истосковавшиеся по публичному свободному выражению мнений, прикипали к телевизорам и буквально ловили каждое слово, произносимое депутатами с трибуны. Страсти там кипели нешуточные, и они волновали обычных людей.
Мы удивлялись и восхищались смелостью тех, кто говорил на всю страну правду поперёк «генеральной линии партии» и кто осмеливался спорить с Генеральным секретарём. Возмущались теми, кто оправдывал репрессивные действия государства и лгал.
Константин Фёдорович рассказывал мне, что он тоже горячо обсуждал со своими близкими и друзьями происходящее и в обществе, и на Съезде. Разумеется, его острое поэтическое и сатирическое перо не прошло мимо всего этого. Но даже в условиях «гласности» этот цикл портретов народных депутатов, созданных Константином, не мог быть нигде опубликован. А сейчас и сама эта портретная «галерея», и восприятие её Поэтом – зеркало нашей недавней истории. Уверена, что полезно заглянуть в него, чтобы увидеть истоки событий последующих и настоящих.
Светлана Байбородова.
30 марта 2025 г.
Свидетельство о публикации №125040800323
Ольга Галицкая 12.04.2025 11:47 Заявить о нарушении
Вспоминаю, как в 2019 году, находясь в больнице, в реанимации, Константин Фёдорович слушал ваши рецензии на его стихи, которые я читала ему со смартфона. Они очень поддерживали его и помогли тогда выкарабкаться чудом. Спустя пять лет это не удалось повторить...
Спасибо вам сердечное за поддержку публикации ещё не изданных стихов Константина! Продолжу это делать, насколько хватит моих сил.
Всего вам доброго!
С солидарностью,
Светлана Байбородова 13.04.2025 01:56 Заявить о нарушении