Эффект Допплера в арии Лепорелло
Итак, снова знаменитая ария со списком дамочек, соблазнённых Доном Жуаном.
Осмелюсь напомнить сведения из школьной физики об эффекте Допплера.
Если имеется пара: Излучатель волн (источник) и их приёмник, и они взаимно перемещаются друг относительно друга вдоль прямой, их соединяющей, то частота колебаний, звуковых или световых волн, принимаемая приёмником будает различна в зависимости от направления и величины скорости их сближения или удадения. Если источник движется К неподвижному в лабораторной системе отсчёта, то частота волн для приёмника будет возрастать и тем больше, чем больше величина скорости сближения.
Если же наоборот, источник волн УДАЛЯЕТСЯ от приёмника, частота принимаемых волн будет уменьшаться Схожим образом это будет происходить, если двигать не источник -- излучатель, а приёмник волн.
(О так называемом «Поперечном (релятивистском) эффекте Допплера» я здесь говорить не буду, поскольку это явление вытекает из Специальной Теории Относительности и было экспериментально подтверждено в опытах Айвса – Стилуэлла и некоторым образом в опытах Мёссбауэра).
Представим себе, что мы стоим на платформе вокзала и мимо нас, не останавливаясь, проносится поезд. Поровнявшись с нами машинист нажимает на кнопку подачи гудка и некоторое время держит её нажатой. Что мы услышим?
В первый момент, когда паровоз поравнялся с нами, НАТУРАЛЬНЫЙ звук гудка, каким он и есть на самом деле. Но, по мере удаления от нас, высота звука будет падать в соответствии с описанным эффектом.
Теперь послушайте арии Лепорелло после слов: «Есть маркизы и принцессы, Всех сословий, всяких лет...» Вот, эти «ВСЯКИХ ЛЕТ», повторенные дважды. Там четыре ноты с постепенным понижением высоты звучания. Эффект Допплера!
А непосредственно перед этим отрывок с перечислением «мещанок и дворянок» – явно слышится звук быстро движущегося поезда. Потом – замедление, торможение и остановка, люди выходят и заходят в вагоны, дети резвливо вбегают и выбегают, прыгая на подножки и с них.
Всё это СЛЫШНО в мелодии арии..
https://www.youtube.com/watch?v=E-QoPD2GGGw
Павел Червинский
https://www.youtube.com/watch?v=qtI510r_eiE
Ильдар Абдразаков
Обе по-итальянски
https://www.youtube.com/watch?v=W3Hu7ixfmng
Борис Гмыря по-русски!!!
https://www.youtube.com/watch?v=C7eNFhgkpqo
Фёдор Шаляпим по-итальянски
К чему эта демонстрация? К тому, что высказано в предыдущей заметке: НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ реакции слушателей на вполне определённую задумку самого композитора! Моцарт ОПИСЫВАЕТ музыкально ОДНО, согласно либретто оперы.
А мы СЛЫШИМ совершенно ИНОЕ!
Вновь, это облегчается мыслительным отчуждением от слов арии и от содержания оперы!
В упомянутом отрывке я слышал очевидное звучание быстро вращающихся колёс поезда, их перестук (Схоже со Свиридовым «Время, вперёд!») и удаляющиеся гудки паровоза.
Разумеется, это ВСЕГО ЛИШЬ МОЁ «слышание» всей арии.
Но интересно было бы СОЦИОЛОГИЧЕСКИ проверить, только ли МОЁ?
Или оно совпадёт со схожим «слышанием» также у других слушателей?
Faciant meliora potentes.
7 IV 2025
Свидетельство о публикации №125040709039