А18. Экспертный обзор Стефании Даниловой
Представляю вам результаты судейства текущего тура конкурса от нашего уважаемого эксперта Стефании Даниловой.
Огромное спасибо Стефании за то, что в беспредельно насыщенном ритме своей многогранной литературной и преподавательской жизни она нашла возможность не просто уделить нам время, а внимательно прочитать и оценить каждое стихотворение. По её словам, она «получила большое удовольствие от многого из этой подборки». И слова эти звучат музыкой ))
Перед нами не обзор как таковой, а комментарии эксперта – действительно ценные замечания и советы профессионала, сделанные весьма точно, деловито, жёстко, честно (что ценно!) и искренне. Это может очень пригодиться авторам, потому что частенько хвалим мы друг друга по делу и без оного, а вот профессиональных оценок – независимых, очищенных от личных эмоций, влияния каких бы то ни было личных пристрастий – бесконечно мало. Это редкость, и это надо понимать и ценить, помня, кроме того, и о том, что наша площадка учебная. Поэтому – задумываемся, включаем работу над ошибками, учимся и растём.
Со своей стороны, хочу заметить, что на этом конкурсе у нас никогда не было чётко прописанных правил для экспертов, и время показывает, что это хорошо: каждый эксперт – профессионал и личность, и каждый «обзирает» поэтический материал в соответствии со своим устоявшимся подходом, своими требованиями, темпераментом, духом и стилем. И в этом есть не изюминка даже, а, скорее, перчинка каждого конкурсного тура :)
Итак, ЛОНГ-ЛИСТ С КОММЕНТАРИЯМИ ЭКСПЕРТА
Напоминаю, что стихотворения рассматривались экспертом анонимно, авторы добавлены мной в текст уже сейчас, для размещения его на сайте.
1. Припев
Юрий Рехтер
Повседневная жизнь, а по сути, мирская рутина,
Заливает огонь, искромётной когда-то, души,
И мечты накрывая тяжёлым тулупом овчинным,
Убивает те розы, что были вчера хороши.
Как избавиться от негатива, не съехав с катушек,
Израсходовав с пользой годов небогатый запас
Не на глупости, не на бессмысленный звон побрякушек?
Не ответит наверно ни Будда, ни Экклезиаст.
Только сам, упираясь в шипы болевого порога,
Ты поймёшь, где дорога и чашу сумеешь испить,
Не завидовать, не обращаться ни к чёрту, ни к Богу,
А крутить своей жизни динамо, бессонно крутить.
Если вам сообщают: "Увы, ваша песенка спета",
Пойте, бедам назло, замечание это презрев,
Наплевать на угрозы под видом "полезных советов",
Повторяйте припев, без конца повторяйте припев.
Комментарий: Песенный текст, первый катрен можно убрать без потери смысла, глагольные рифмы тоже лучше убрать.
2. Волонтерское (Ода скотчу)
Татьяна Воронова 6
Колеса, наверное, устали подсчитывать рытвины:
Война, отступая, помечает свои пути...
Мелодия скрипящего скотча - почти молитвенна,
А в отдельных случаях - даже и не почти.
Сто сорок недель ожидания - кого не ослабили?
Вести приходят шепотом и бьют наповал.
А скотч - скрипит себе и приклеивает послания:
"С любовью... носилки... перевязочный материал..."
Но вот и конец намечается - коробки построены,
Да и самое время неуклонно движется к ночи.
А в воздухе еще позванивает песенка родины -
Честный, усердный скрип обычного скотча.
Комментарий: Почему два катрена оканчиваются на мужскую рифму, а третий на женскую? Создается ощущение незавершенности. Родина – с большой буквы. Задумка хороша, ритм бы еще подрихтовать.
3. Последняя зима
Дэн Мартини
Моя ворона ненавидит тополиный пух–
Он ей напоминает о зиме.
Она угрюма – всё, что скажет вслух
Звучит: как " Каррр", как резюме ...
И в этом вздохе слышу: " Я умру,
Хоть я не пожила, но одинока.
Птенцы, гнездо – всё в чёрную дыру ,
И нет вестей от ворона. Сорока
Хоть что-то принесла бы на хвосте
Да, видно, все в клиентах у Харона"...
Свеча, рыдая, сникла в темноте,
Зажав пятак никелированный, ворона
Была готова к неизбежной мзде
Последняя ступень – заоблачная степень
И третий год на землю сыпет пепел
И он везде...
P.S. Я заточил последний карандаш...
Кому писать на кромке мироздания?
– Быть может мы твои последние создания,
Отче наш?
Комментарий: Прекрасная работа, по известной басне, начиная от рифмы «зиме-резюме» до самобытности задумки в целом. Но орфографию надо править. И, кстати, ворОна и вОрон – это биологически разные виды, если тут подразумевалось, что ворОна ждет вОрона как мужа, это так не работает.
И да, только «сыПЛет», а не «сыпет».
4. …
Вячеслав Данилкин
Как лист увядший падает на душу
минувший день, устало матерясь.
Природа-мать недолго листья кружит,
и мягко приземляет их на грязь.
Пройдёт сезон осенних поражений –
что было будет снова рождено,
а нам переиначить сожалений,
ругайся, не ругайся – не дано.
Дано. На перспективу - невозвратность,
на день обыкновенный – благодатность.
Достаточно. Чего ещё хотеть?
Бери и береги - ещё лететь,
ещё ловить попутные мгновенья
свободы, в предвкушеньи приземленья
Комментарий: Ну, «поражений-сожалений, невозвратность-благодатность, хотеть-лететь, мгновенья-приземленья» – так не пишут уже, это никому не надо. Назывности полный текст. Сплошная клишированность. Все это уже было, было, было. И я не видела матерящихся листков.
5. рифмы замечательной предтечи...
Сергей Иванов 126
.
.
студенист и вязок день деньской
масло конопляное в бутылке
я сегодня слишком городской
от ногтей до нимба на затылке
правлю нерадивые стихи
попытавшись вслух не покалечить
но к инакомыслию глухи
рифмы замечательной предтечи
с мартовской позёмкой снеговой
по весне взрослея неумело
скверну выметаю за собой
всё что на душе переболело
студенист и вязок день деньской
да под вечер в поисках удачи
словно проститутка на тверской
нимб за пару ласковых отклячу
Комментарий: Отсутствие заглавных букв, имитирующее потоковое письмо, здесь кажется неуместным. Автор не знает значения слова «предтеча», видимо, – при чем тут предшественница? И поземка – это ветер, переносящий именно снег, следовательно, поземка снеговая – это плеоназм, избыточность речи. «Отклячить нимб» – это не снять, это наоборот выпятить, и слово это обычно употребляется к известной точке тела.
6. Мышь
Дмитрий Мальянц
Молочный путь как сахарная пудра,
Хрустальной линзой выгнут лунный серп,
Лисица, приходящая под утро
Меняет мышь на бородинский хлеб.
Листом ложится рыжим у порога,
Ты дашь и хлеб, и сахар для лисят,
Наверное пора поверить в Бога,
Когда давно уже за пятьдесят,
Но чтобы не принять Его ответы
Всегда найдётся тысяча причин.
Так хочется не лечь травой под ветром
И не погаснуть угольком в печи.
Вот и живёшь, стареешь, просто дышишь,
Латаешь крышу, ждёшь благую весть
И думаешь, что делать с этой мышью,
Отдать обратно или всё же съесть?
Комментарий: Как-то не бьются в одно хрустальные линзы, бородинский хлеб и эта мышь. Сравнение с травой под ветром – не то же, что с угольком в печи, трава гибка, она восстанет, как уляжется ветер, а уголек дотлеет – и все. Задумка начата за здравие, а дальше согласно пословице.
7. Батюшка
Павел Сабинский
Угоревшее медное солнце
Заполошно несёт муравей.
В душной комнате лентами вьётся
Теплота от оплывших свечей.
Тихий шёпот, наполненный болью,
Обречённостью, страхом, виной:
«Боже правый, с великой бедою
Обращаюсь, побудешь со мной?»
На коленях в углу под иконой,
Осеняясь дрожащей рукой,
Выдыхая молитвы и стоны,
Плачет батюшка смятый, мирской.
«Я служил… как иные не служат,
Много лет ретиво, не греша,
Так пошто, объясни… почему же?
Дочь моя, золотинка… душа»
Бог глядит отрешённо и строго -
Здесь никто не судим, не судья.
Молча люди стоят у порога,
Да псалтирь причитает родня.
Через час, разгибая колена,
Приложившись к иконе слегка,
Обернётся: «Душа-то нетленна»
И попросит: «Прости дурака».
За ночь тихо, устало, по крохе
Дочь отпустит в немеркнущий свет.
Утром малый мураш одиноко
Проползёт через девочки след.
Комментарий: Заполошно – значит, стремительно, сумасшедше. Солнце слишком тяжело для того, чтобы муравей его мог таким образом нести. РетИво, а не ретивО. Похоже на неуклюжую переделку песни Б.Ш. Окуджавы о муравье. «Через девочки след» – неудачная инверсия. Псалтирь невозможно «причитать». О чем текст – неясно.
8. Дочь степей
Ленна Жук
Кемпір* неприветлива. Сердце её, скрытое под зелёным камзолом и пёстрым платьем, твёрдое, словно камень.
«Ойпырмай, сайкал»** - ворчит, поглядывая на меня исподлобья. А я хочу к папе и маме.
Бахтияр, сын её младший, привёз меня к ней: запихнул на сиденье своей машины, словно мешок с картошкой,
я плакала, щипала себя и не понимала: то, что произошло - взаправду или же понарошку?
Где-то там, в другой жизни, что была у меня ещё день назад, оставался город и институт.
«Учись, жаным***» - говорила мама - и я училась. А теперь, испуганная и сломленная, сижу … тут.
И тот парень … с пшеничными волосами и лазуритовыми глазами -
я больше никогда его не увижу, он останется в памяти образами …
Бахтияр обещал моим родителям, калым в восемь тысяч голов овец и баранов,
я строптиво трясла головой: неправда, скот не заменит меня папе и маме…
Бахтияр – большой и косматый, я задыхалась от ужаса, понимая, что меня ждёт,
и чувствовала себя капустой квашеной – кислой и квёлой, помещённой под вечный гнёт.
«Ты провела ночь в его доме, жаным, послушай, он будет тебе хорошим мужем» - в трубку молчал отец.
Я слушала, но не слышала - сердце билось в ушах. Бахтияр ушёл на подворье - считать овец,
кемпір занялась своими делами - гремела посудой, - устала меня стеречь,
я выбрала момент и улизнула, босая, на улицу – камень с плеч.
Я не знала дороги домой, ноги сбились в кровь от быстрого бега,
а бежала я быстро, оставляя красные полосы на белой коросте снега,
но мне не холодно и не страшно – я вольная дочь степей,
я увидела, незамёрзшее озеро - оно манило меня, убаюкивало, и тихо шептало:
пей…
С казахского:
*Кемпір (кемпир) - старуха
**Ойпырмай – боже мой! (возглас) Сайкал - гулящая женщина
***Жаным – милая, родная
Комментарий: А вот это очень интересная транслингвальная история о Казахстане и положении женщины в восточной культуре в принципе. И длинная строка, и бытопись, и финал неожиданный и ошеломляющий… Роскошный текст.
9. ***
Инна Заславская
Казалось, горше нет несчастья,
Чем детский кашель по ночам...
Жизнь разбивается на части,
Транжирится по мелочам.
И так стремительно ветшают
Лицо, и мысли, и дела,
И кто-то, за тебя решая,
Рукою крепкой удила
Натягивает, - и понурым
Становится смирённый бег.
Какой непрочною фигурой
Ты оказался, человек!
К тебе прибившиеся хвори,
И сокрушаясь, и скорбя,
Сливаются в едином хоре,
Оплакивающем тебя.
Ты слушаешь, осознавая,
Что эта месса - по тебе,
Что скрипнула калитка рая
На той, заоблачной тропе.
Звон колокольный ранит уши
И хвоя падает с венков...
Нет, никого не нужно слушать,
Ни умников, ни простаков,
Ни прорицателей спесивых,-
А только разум! В тяжкий час
Отыщет он источник силы
И новый импульс сердцу даст:
О самом важном, неизменном
Воспоминая вновь и вновь,
Упрямо гнать по старым венам
Неостывающую кровь.
2022 г.
Комментарий: Все это уже было тысячи раз, читайте классиков и вносите что-то современное. Из однозначно удачных мест: «звон колокольный ранит уши / и хвоя падает с венков», здесь рисуется образ того состояния, который дальше автор зачем-то передает через назывность, через описание, в то время как надо бы образами. Чего-то не хватает в тексте для полного ощущения цельности, хотя, может, это и задумка такая – чтобы ощущение это цельным не было, как и состояние лирического героя текста.
10. Банально-бытовое
Валеева Мария
В темном декабрьском дне не хватает сил, –
Только найдёшь опору, впадаешь в спячку.
Будто портал в высокое схлопнут был,
Мысли о заурядном невольно скачут:
Суп, шерстяные пледы, горячий чай,
Свитер связать из белой пушистой пряжи,
Скоро искать подарки и год встречать
Новый (но чем он новый, никто не скажет).
Хочется не об этом, – об облаках.
Хочется света, – трудно сбежать из дома.
Ретро-меркурий снова устроил крах, –
В маленьком царстве замок из слов разломан.
Завтрак, обед и ужин. И день прошёл.
Сплошь не Дела, а так... в основном, поделки.
Ломится время – атомный ледокол.
Чувствуя это, жить бытовым и мелким
Невыносимо.
Комментарий: А вот это симпатично. «Не Дела, а – поделки». Вроде бытовая зарисовка – ретромеркурий, рутина, относительность Нового года. О таких вещах сложно написать стихотворение, однако автору удалось. Конечно, это поэтическая поделка, но поделка добротная и честная.
11. Эквилибрист
Дульсинея Ейская
У Евы день расписан от и до.
На ней уход за садом-огородом.
На ней семья.
На ней и долг, и дом –
Забота от восхода до захода.
За мужем Евы нужен глаз да глаз.
Не горбясь, от работы не зверея,
Адам-мечтатель глубоко завяз
В межзвёздных равнодушных эмпиреях.
Хоть обкричись – оглох эквилибрист.
Адама ждать к обеду нерезонно.
С шестом в руках он в облаках завис
Над выпрямленной лентой горизонта.
Петлёю левой ловит лунный серп,
А правой – топит в озере светило.
Лоснятся волны, словно спины нерп
В слепых лучах небесного горнила.
Из окон Евы виден небосвод
И облаков стареющих морщины,
И солнца приручённого заход,
И силуэт любимого мужчины.
Закончен день. И список дел к тому ж
Весь испещрён каракулями Евы.
Осталось ждать, когда вернётся муж,
Прихлёбывать настойку диких груш
И усыплять чувствительные нервы.
Комментарий: Милая зарисовка на библейскую тему, таких текстов тоже много, однако жизненно.
12. Нильсу
Марина Русова
«конец»,- сказала акка кнебекайзе-
«мы не осилим этот перелёт,
ты потеплее, мальчик, одевайся.
перезимуем, если повезёт.
и, может, не промёрзнет вся водица,
и солнце обогреет нас слегка.
ныряет водоплавающей птицей
зима в необозримых облаках.
и мы нырнём, согласно снегопаду
в сугроба белоснежную постель,
пока плывёт по мёрзнущему саду
заиндевевших веток акварель.
где яблони стоят как на параде,
где пруд свинцов, и пепельность воды,
где плавают плоды по водной глади-
потерянные райские плоды.»
она вздохнёт, его крылом накроет,
расправив перья нежно и легко.
из-под крыла подросшие герои
не раз взлетали выше облаков.
мы просто твари - все единой крови,
и каждый жив при замысле своём..
всходящий день осядет на покрове,
на ледяном покрове перьевом.
Комментарий: Очень сильный текст, и порадовала отсылка к Сельме Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». Стихотворение про смерть, как мне показалось, про красивую и природную – отбор сильнейших. Героям не повезет выжить, но повезет умереть красиво. Отличная страшная сказка, фанфик по Лагерлеф, любимой книге детства.
13. УРАЛЬСКОЕ
Алексей Ленивец
...А мне
кроме веры в тебя -
что ещё остаётся?
Приходит апрель словно мумия или сон.
Молчит.
И в асфальт закатавшее губы солнце
звучит в унисон одиночеством и весной.
В моменте открытом (как пробка на фляге с пивом)
такое предчувствие пенится в облака,
что даже ухмылку сороки, летящей криво,
послал не лукавый будто, а сам Лука -
апостол.
И нет - не ухмылка, а луч весенний.
И мумия в раМе (нет, всё-таки в раНе) окна
не мумия, а мумиё - чернотой сирени
и в жизни всегда всё бесспорно и всё сполна.
Не хочется слыть алкоголиком, слыть и слиться
в любую известную интерпретацию мест.
Останусь с тобой.
Каждый сотый отчаянный принцип
становится верой, стругая из облака крест.
Пока мы вдвоём, всё нормально ещё
и утро
капелью весенней, как капельницей - спаслось.
Кругом заменители: от псевдокожанной куртки
до мирного неба и всё это - страшно всерьёз.
Но я, натянув эту лживую куртку на плечи,
Бегу по апрелю за трелью счастливых скворцов.
"Ура!" и Урал - два синонима, так же, как вечность
и ты.
И веснушки твои мне щекочут лицо.
Комментарий: Звукопись симпатична: Ура и Урал, слыть – слиться, хорошая тренировка родственных слов – не только звуком, но и смыслом, только кожаная куртка все же пишется с одной «н», это раз. А два – почему именно по апрелю, почему именно скворцы? Почему не май и не другие птицы? В стихотворении каждое слово должно быть незаменимым. А вот как из облака стругается крест – симпатично, равно как Пигмалион творит свою Галатею. Но почему апрель – мумия, я так и не поняла)) Если в апреле идет снег, как сейчас в Москве, вот тогда картинка рисуется, но все равно сомнительно.
14. Сталинград
Фидель Сагитов
Белый снег под собою упрятал степные просторы,
Где-то там за холмом, на востоке лежал Сталинград,
Цепью редкой наш взвод защищал у реки косогоры,
Был приказ 2.2.7. - тот, который «Ни шагу назад».
Белый снег, словно саван, накрыл поле то под Гумраком,
Где пришлось отступить нам какое-то время назад,
Там остались друзья, с кем я шёл в штыковую атаку,
Как же многих потом я не смог досчитаться ребят.
Белый снег позасыпал воронки от мин и снарядов,
Где могли мы укрыться и где укрывались порой,
Нелегко нам пришлось, но поверь, всё стерпеть было надо,
А и жить нам хотелось, да будь ты хоть трижды герой.
Белый снег, полумгла - это значит не будет налётов,
Облака затянули своей пеленой небосвод,
Был не слышен с утра надоедливый гул самолётов,
Что обычно кружили над нами весь день напролёт.
Белый снег милосердно и мягко прикрыл поле боя,
Где горела земля и горел, не поверишь, металл,
Всё наполнилось сразу каким-то желанным покоем,
И такой тишины я ещё отродясь не слыхал.
Белый снег, Новый Год, а потом наконец-то победа,
Ликованье, улыбки и радость счастливых людей,
Мы остались в живых, а почто и не знали ответа,
Я-то знал - лишь молитвами Глашеньки, бабки твоей.
…Белый снег за стеклом, а метель всё никак не стихает,
Дед закончил рассказ и стоял у окна, глядя в сад,
Я тот день не забыл и частенько его вспоминаю,
Хоть прошло столько лет, хоть то было полвека назад.
Комментарий: В связи с 80-летием Победы работать над такими текстами важно, но не менее важно совершенство их подачи. «Налетов – самолетов» – однокоренные, рифмовать нельзя, «белый снег за стеклом и метель не стихает» – плеоназм, речевая избыточность. Здесь рассказывается история, а не просто сухие факты или «деды воевали», рифмы, конечно, стоит подровнять: «стихает –вспоминаю» – это очень неаккуратно». И подсократить тоже нужно, и текст будет достоин публикации. Можно сделать этот текст изящнее. И нужно.
15. Привязанные
Елена Шипина
И трубы на крышах блестели,
И ярко горела заря,
И день был последний в рабочей неделе
И длился, казалось, не зря.
Всё смыслом наполнено было,
Всё виделось ясно вполне:
Красивое облако пО небу плыло
Навстречу белесой луне.
А мне улыбнулась собака,
Привязанная поводком
К цветущей сирени: «Надолго, однако,
Хозяин ушёл. Подождём.»
Комментарий: Очень интересный текст про смерть хозяина, собака которого продолжает его ждать с небес. И отсылка с полисиндетоном «и»... «и»... «и»... – к «Уснул Джон Донн, и все вокруг уснуло», как такая мягкая смерть.
16. Больница
Ида Лабен
Это лето в больничной палате мне мешает, как тесное платье,
Как матрас, что сползает с кровати, как сигнал задохнувшейся скорой
Под окном, капли крови на вате, каждый шаг мой - не так и некстати,
И всю ночь молоко по палате льет негаснущий свет коридора.
Боль твоя меня режет как нож - и, как печать, проступает сквозь кожу.
Ты и я на себя не похожи – этой боли немые озера
Отражают не нас, а, быть может, то внутри, что нас мучает тоже,
Но безмолвно ничтожит и гложет, - эту вечность пустого раздора,
Незажившие старые раны, вой мелодии выцветшей, рваной,
Возносимой усталым сопрано к облакам, укрывающим город.
Перепутались мысли и планы, за окном отцветают каштаны,
А в ушах - дребезжанье стакана и коктейль из чужих разговоров.
Комментарий: Интересен ритмический рисунок и сама тема, но вот эти «боль режет как нож», которые приелись еще со времен подростковой лирики… надо как-то иначе. И если бы текст не был начат с «больничной палаты», было бы интереснее – поэзия про то, что не надо рассказывать, надо показывать – дальше про кровь на вате, каждый шаг не так и некстати (шатающаяся послеоперационная или бессонная походка). Текст явно надо доработать, но интересные моменты есть.
17. Совпавшее
Вася Курочкин
Светлый день вдруг прорезался после пурги,
Мы смеёмся над миром в уютной гостиной,
Ощущаю себя то шутом, то скотиной,
То и тем, и другим.
Неокрепшее солнце пролезло в окно,
На ковре разветвились ползущие тени,
Удивительно таинство несовпадений,
Что в природе дано.
Я про наше с тобой не сложу ни строки,
Мы не любим сиропных соплей розоватых
И не мыслим мозгами из сахарной ваты,
Но в сарказме легки.
Я не стану в тебе воспевать ни ключиц,
Ни каких-либо пятен, ни глаз твоих чайных,
Я тебя распознал среди прочих случайных
Незначительных лиц.
Ты мне не половинка, не важная часть,
Не ребро, не коленка и даже не темя,
Как же вышло, что мы между этими всеми
Так сумели совпасть?
Комментарий: Очередной текст о любви, которых в интернете тысячи.
18. Зимняя капуста
Братислава
И где именно росла та капуста, в которой родилась Аля, ведь она-то родилась зимой, а не летом?
Хелена Побяржина [эпиграф]
.
Искристые прожилки ледяные,
Холодное звенящее стекло.
Когда мне разрешаться довелось
От бремени, в окне смотрела сны я...
Бабуля в школу на краю села
Без валенок, в обмотках, шла учиться,
А бабушка другая из больницы
В военный год захватчиков гнала.
Ушедших деток поминала с грустью
Прабабушка моя, молясь тайком.
Прабабушка другая с Колчаком
Боролась в ссыльном городе Иркутске.
В платке и шубке с фото улыбалась
Мне вовсе не знакомая свекровь.
В светящийся и ласковый покров
Сливались лики дальние. Казалось,
Склонялись харьковчане и чухна,
Тарханцы, смоляки и новоторы
К похожим на капустный лист узорам,
Что на стекле февральского окна
Переплели прожилки всех кровей.
Ещё чуть-чуть, и боль уже отпустит,
И я скажу: "Тебя нашли в капусте"
Новорождённой дочери своей.
Комментарий: Очень сильное на военную тему. Вот это история, которая не рассказана, но показана – с этим удивительным «капустным» литературным тропом.
19. …
Наринэ Карапетян
Томительное, предвесеннее,
фарфоровое, с облаками –
как будто барышни кисейные
гуляют. Как ни нарекай их,
а будоражат, хоть без умысла:
еще виньетки крон не вспушены,
и снегом тротуары устланы,
но влет февральскою отдушиной
мелькнула птичья эскадрилья –
мир просыпается со скрежетом…
А воздух! Мертвого взбодрило
бы дуновенье ветра свежего.
День прибавляет в благолепии,
и, чуя милого остуду,
зима заплачет Виолеттою
о том, что все ее забудут.
Комментарий: Ох, сложная это тема – пейзажная лирика. Все это уже было. И все-таки что-то есть неуловимо мерцающее в этой «зиме, которая плачет Виолеттою». У Али Кудряшевой, ныне иноагента Хайтлиной, есть текст про «не трогайте Шарлотту, пока ей плачется» – вот эти пышные, в рюшах, имена очень живописно рисуют таких капризных и кисейных барышень в литературном ключе (к реальным носительницам имен это отношения не имеет). Вот эта антропоморфная зима-Виолетта, которая плачет не о том, что умрет, а о том, что ее ЗАБУДУТ, – это образ. Это сильный образ. Я бы предложила продолжить его на протяжении всего стихотворения, например, сосульки – это ее сережки, снег – ее бархатное платье... Тогда будет роскошная удача.
20. Палаццо
Марго Сергеева
*
Нам бы жить в Питере,
Окнами на Фонтанку.
Чижик-пыжик водку пил.
Ах, шарман, ах, шарманка,
Ах, шарманщик...
Я прикрываю усталые веки.
Сколько счастья, Боже мой.
Всё - в одном человеке.
Ты устало сбросишь со лба
Непослушную прядку.
И ласкаешь колени мои торопливо
Сколько счастья, Боже мой -
Делать тебя счастливым!
Как погода в Берлине? В Крыму?
Мне хотелось смеяться.
Лишь гостиничный номер -
Вечное наше Палаццо.
На базаре счастье,
Не для нас раздавали.
Разменяв полушку на жалкие медяки,
Лишь в твоих руках -
Я звучу Скрипкою Страдивари
И взахлёб допиваю остатки лета
С твоей руки.
Комментарий: Все это уже было, последний катрен самый удачный, но опять же любовно-подростковый.
21. Весна идёт — весне дорогу
Александр Савостьянов
весенняя лихорадка
около нуля минус-плюс
как растворитель
мелодии советского кино
снег и лёд
превращаются в весну
зиму проехали
солнечные лучи бьют прямо в лобовое стекло
пустая дорога — обман зрения
и ослабленный ремень
на шалой скорости
белые очертания обочины
сменяются серыми краями
разметка стирается —
границы стираются —
дорога уплывает в сторону
рыкающий звук
вой и скрип
птичьи трели
и —
чужая колеядь
как гормональный сбой
на подсознательном уровне
семнадцать мгновений весны
аквапланирование и потеря контроля
с неувязкой по времени —
кап-
кап
кап-
кап
смятый Maybach
жертвы ранней весны
на обочине
первые цветы
и всё вокруг оживает
грачи при...
Комментарий: В стиле ready-made, этакий интертекстуальный коллаж, ощущения столкновения не возникает у читателя.
22. детское
Борис Балицкий
... слышишь, милая?
Не молчи, пряча взгляд и кусая губы,
песнь дождя выпевают трубы,
слышишь милая? Не молчи.
... плачь хорошая.
Ты поплачь, боль сердечную смоют слёзы,
всё пройдёт, и дожди и грозы.
Плачь хорошая. Ты поплачь.
... спи любимая.
Ты поспи, шалью белой укрою плечи,
кот баюн помурчит-полечит,
спи любимая. Спи, спи, спи...
Комментарий: «ВыпеваюТТрубы», «слезы – грозы», тут единственное милое что есть – это про кота )
23. Площадь Александра Невского
Ольга Королева
*
Светлей с каждым утром назначенный час у киоска.
В тумане все чётче реки Монастырки мосты.
На фоне Невы проступают без зимнего лоска
Чугунный фонарь, и на кладбище Лавры – кресты.
Мы парком идем. Осторожно, как все пешеходы:
Под выпавшим снегом предательски скрыт гололед.
Ты прячешь улыбку – но частью весенней погоды
Оттаяло сердце, и словно синица, поет.
Под локоть берешь: на пути припорошен пригорок.
Так близость пьянит, что обоих качает слегка.
Сидит, как вчера – та же нищенка возле собора.
И голуби ходят, толкая друг друга в бока.
Весенний снежок подаянием падает в кружку.
Негромкое хлопанье крыльев разносят ветра.
Вчера я по сути была...площадной побирушкой.
Сегодня дал руку мне ветреный город Петра.
Комментарий: А вот хороших стихов о Петербурге никогда не бывает много, и, как петербурженка, я очень понимаю все, о чем говорится в этом тексте, и вижу. Это удачная городская и пейзажная зарисовка, потому что жизненная, – и нарисуется верная картина даже у тех, кто не был там никогда.
24. Реки
Александр Быстров 4
*
Словно в детские года, в страны, реки, города
собирались и под вечер мы играли иногда.
Я - гудел верзила Жиль - в старой гвардии служиль,
за французскую корону я польжизни положиль.
Поиграль, ву компренэ, на реке Березинэ,
в память о казацкой шашке есть зарубка на спинэ.
Много-много кавалер всех изысканных манер
там последний раз играли в а-ля гер ком а-ля гер.
Джон кивал - ОКэ, ОКэ, я на Альме был рекэ,
неприветливые парни - во Владимирском полкэ.
И три геймс не в поддавки мы сыграли у реки,
никому не пожелал бы с ними встретиться в штыки.
Но майор сказал - вай нот, надо двигаться вперёд,
в красных брюках невозможно скрытно совершить отход.
Я – вступал Акира-сан – помню озеро Хасан,
игроки в пылу азарта разбежались по лесам.
Но за Халхингол-рекой ходит бабуска с клюкой,
все, кто с ней играли в игры, обрели себе покой.
Господин сэнсэй Сосо поступил нехоросо -
императорскому танку прокололи колесо.
Пауль говорил – майн готт, шла игра в один воротт,
Джон и Жиль, конечно, скажут, что совсем наоборотт.
Главная пошла игра после четырёх утра,
много прибыло работы у апостола Петра.
Но за Волгой, вас ист лос, поиграть не удалос,
видно в плане «Барбаросса» что-то где-то не срослос.
Есть примета, что в пути с реками ты не шути,
что в одну и ту же воду не получится войти.
Будет новая беда – будет новая вода.
Потолок «воды» и дальность
повышаются
всегда.
Комментарий: Если воспринимать этот текст как игровой и слэмовый, то он очень забавен и задорен.
25. Легенда об Икаре. Версия 4
посвящается И. Талькову
Тимофей Бондаренко
Захотевший летать - тем уже обречён.
Но еще не достигнув пределов,
Высоты не набравши, запутался он
В перекрестьях ружейных прицелов.
Нас прогресс приучил сверху пакостей ждать,
Свиста пуль, воя бомб и пожара.
Не затем он, поверьте, собрался летать,
Я прошу: не стреляйте в Икара!
А другим он не страшен, скорее смешон,
Человек, долю выбравший птичью.
И для них представляется попросту он
Разновидностью редкостной дичи.
Но, поверьте, заманчивый этот трофей,
Сбитый с неба свинцовым ударом,
Станет жалкою кучкой тряпья и костей,
Я прошу: не стреляйте в Икара!
На вершинах засевшие горных божки
Тоже взяли его в перекрестья.
Ведь любой, кто пытается стать выше них,
Самой злобной подвергнется мести.
Но не надо, поверьте, ваш залп ни к чему,
К солнцу рвущийся - сгинет от жара.
И без вашей картечи не выжить ему,
Я прошу: не стреляйте в Икара!
................................
Нет, не солнцем тогда был мечтатель сожжён,
И ему не природа отмерила срок.
Кто-то снизу вслед дерзкому поднял ружьё,
И поддавшись соблазну, нажал на курок...
Комментарий: Подсократить бы, но тема древнего мифа раскрыта удачно через современную оптику.
26. бесснежное
Екатерина Чаусова
.
.
не грех немножко и поплакать –
ну так – в охотку - невзначай
земля небес впитает влагу
тепло собой согреет плаху
и голову склонит печаль…
и снег пойдёт – по-женски плавно
и плавкость сладостно нежна
и фальшь на белом не видна
как будто нет второго плана
тем более – двойного дна…
Комментарий: Вот если бы было чисто второе пятистишие, то было бы удачно.
27. * * *
Лев Щукин
Большое видится на расстоянье
Сергей Есенин
Кумиров творить не велено –
Обещаны муки адовы,
Но сколько еще отмерено –
Не знаешь, да и не надо бы.
Кого же назвать учителем? –
Не скажет пустая улица.
И смотрят понуро жители:
Лицом, мол, к лицу лица...
Комментарий: Не хватило размаха метафоры.
28. А-ЛЯ РЭП
Илина Гумер
О, сколько чудных мест на земле еще не опробовано!
Ни одним из вменённых чувств: ни на глаз, ни на зуб — никак!..
Да что там! Не нюхано даже виски с содовой (но
Зато приоткрыл ароматные тайны свои коньяк)...
Только-только принял себя целиком — без аннексий и контрибуций,
Только всех сущих возлюбил, простил, всем отснился,
Только понял, как прав был узкоглазый старик Конфуций,
Великий своим путем, хоть и не имевший СНИЛСа,
То есть получается, только забрезжили фантомы истины
Сквозь плотно зажмуренные веки знаний и убеждений —
А ты уже стоишь и озираешься потерянно у стены,
Мало того — неудержимо сползаешь, опускаешься на колени,
Прозревая: а ведь это десятилетие — последнее красивое,
А дальше — немощной старости болезненные гримасы,
Альцгеймер с Паркинсоном, братья шаловливые,
Уже подглядывают из-за кулисы — ждут своего часа...
Тьфу на них! Но жизнь — как предательски быстро меняла свои
мизансцены!
Как несправедливо напяливала амплуа и раздавала роли!
И всё же... всё же... Все ее мгновения бесценны,
Даже когда все явки провалены и просрочены все пароли...
Комментарий: Очень интересное про зрелый этап жизни, когда, может, и стоит уже реально жить на полную, забив на все условности, осознавая, что жизнь, к сожалению, конечна. Текст работает не хуже топовых коучей по этим темам. Только СНИЛС тут для рифмы очевидно )
29. уловка
Дмитрий Куваев
Чего я ждал, обману потакая?
Что оживёшь? Под вывеской «ВкусВилл»
в лиловом платье, шёлк, полунагая –
как раз такая, что я и просил, –
скользишь легко судьбе своей навстречу.
В рекламном блеске баннера огня
куда идёшь? Не знаю, не отвечу.
К чему гадать - пустая болтовня.
Зачем я врал отчаянно понятно,
себе во вред? Где оседает ил
нелепых междометий, фраз невнятных,
там я с надрывом в голосе спросил:
"Где ты теперь?" Я верю в бесконечность
скитаний душ, в сансары колесо.
В руках не удержать, в слепую вечность,
вращаясь, быстро прочное лассо
летит, звеня. Его бросает ловко
бег времени - ловец усталых душ.
Такая вот изящная уловка –
любовь. Недалеко до зимних стуж.
Нет, то не снег ложится на дорогу,
в замёрзшую остекленело грязь,–
то, прикрываясь шёлковою тогой,
ложится слов причудливая вязь.
Из ничего в извечное круженье,
в холодный хаос – столкновенье тел
мгновенное, нестойко притяженье…
Ты оживаешь! Баннер опустел.
Комментарий: Ммм... текст про девушку-краша с баннера? Если да, то какие-то слишком смурные переживания, надуманные. И «круженье – притяженье» – ну нет, сразу нет. Просто плетение словес.
30. В...
Эса Милл
В рассекающих ночь стробоскопах-мечах,
в озорном арабеске приветливых губ,
в непокорной бретельке сбежавшей с плеча,
в шансонье, укачавшем неоновый клуб,
в зашифрованной карте таинственных вин,
в обрамлении стен перепутавших век,
в мимолётной улыбке зеркальных глубин,
в искушении глаз неподсудных молве,
в карнавальной ламбаде распущенных роз,
в полушёпоте окон глядящих во двор,
в колдовском водопаде пшеничных волос,
в отнимающем волю дурмане Жадор,
добавляя в стекло бриллиантовый дым,
обнажая ажур поясов часовых,
опьянённый могуществом слова "любим",
оживал, не мечтая остаться в живых.
Комментарий: Сильное, в таком этническом... аргентинском даже, я бы сказала, стиле... где вечный Буэнос-Айрес за окном, нет снега, а лишь вечный карнавал, танго и фламенко, и любовь эта великолепна, но в живых не оставит никого. Однако: арабескА, это женский род! Исправьте )
31. Песенка не...
Алексей Прохоренков
Из надлунной темени,
параллельной времени
вашего сознания,
вашего желания,
прячась в отсветах луны,
к вам я прихожу во сны –
ваше отражение,
ваше продолжение.
Вы несчастны, чувствую,
в мёртвом и искусственном
кружитесь при свете дня –
знаю, вам не до меня.
Радуюсь, когда во сне
руки тянете ко мне,
но обнять вам не дано,
что ещё не рождено.
Стройся, лунная дорожечка,
потихоньку, понемножечку,
я приду в рассветный час
возродить собою нас.
В арифметике любви
сложишь два, а будет три,
в прописи любви земной
я продолжу вас собой.
С именем – без имени –
подойдут любые мне,
скоро ли, не скоро – пусть…
вас люблю я и дождусь.
Мне пора. Встаёт заря.
За меня не бойтесь зря.
В звёздочки играет свет,
мне совсем не грустно, нет.
По любви да будет счёт,
а к неявному ещё
в ваши сны я загляну
через полную луну.
Стройся, лунная дорожечка…
Комментарий: Мне не кажется, что этот текст созидателен и хорош для восприятия, он вызывает очень сомнительные эмоции и отдает чем-то сектантским.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В ШОРТ-ЛИСТ эксперт включил 13 стихотворений лонга:
3. Дэн Мартини «Последняя зима»
8. Ленна Жук «Дочь степей»
10. Валеева Мария «Банально-бытовое»
11. Дульсинея Ейская «Эквилибрист»
12. Марина Русова «Нильсу»
13. Алексей Ленивец «УРАЛЬСКОЕ»
15. Елена Шипина «Привязанные»
18. Братислава «Зимняя капуста»
23. Ольга Королева «Площадь Александра Невского»
24. Александр Быстров 4 «Реки»
25. Тимофей Бондаренко «Легенда об Икаре. Версия 4 посвящается И. Талькову»
28. Илина Гумер «А-ЛЯ РЭП»
30. Эса Милл «В…»
Замечательный БОНУС авторам шорт-листа:
все стихотворения будут опубликованы на сайте Стефании Даниловой «ВсемПоэзии»: https://clck.ru/3KvTSp
Поздравляю наших резидентов!
(Если кто-то, паче чаяния, против публикации своего произведения, сообщите об этом в комментариях к этому посту)
Также Стефания назвала три самых сильных, на её взгляд, из представленных на конкурс стихотворений.
СТИХОТВОРЕНИЯ – ПОБЕДИТЕЛИ ТУРА:
ПЕРВОЕ МЕСТО: Ленна Жук «Дочь степей»
ВТОРОЕ МЕСТО: Марина Русова «Нильсу»
ТРЕТЬЕ МЕСТО: Илина Гумер «А-ЛЯ РЭП»
Спасибо авторам – резидентам клуба за участие в конкурсе.
Всем – радостного творчества, новых вершин и удачи!
И – до встречи на следующем туре конкурса, теперь уже осенью (ебж).
Свидетельство о публикации №125040705725
Татьяна Воронова 6 10.04.2025 19:09 Заявить о нарушении
Алексей Ленивец 10.04.2025 22:31 Заявить о нарушении
Татьяна Воронова 6 10.04.2025 23:07 Заявить о нарушении
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 11.04.2025 11:04 Заявить о нарушении
Дорогой уважаемый милая, но неважно...
...Я любил тебя больше, чем ангелов и Самого,
И поэтому дальше теперь, чем от них обоих.
За холмом и рекой бахает, бацает.
И полно тут этих холмов и рек.
А в Луганске цветёт акация,
И у Ксю в коляске маленький человек.
И везёт она его, совсем новенького,
Меньше месяца как рождённого на свет,
А рядом идёт солдатик, и голова вровень его
С цветами – седыми, и он – сед.
Посчитайте Бродского и Долгареву на калькуляторе:). Мы же иных критериев поэзии не признаем... А если надоест, подкину Сеню Пегова:). Иноагетнш Алю с Верой, так и быть, трогать не стану:).
Татьяна Воронова 6 11.04.2025 11:44 Заявить о нарушении
Татьяна Воронова 6 11.04.2025 11:50 Заявить о нарушении
А вот с/т Бродского, которое ты привела в качестве примера акцентного стиха, написано дольником на основе анапеста. Загляни в Литературный дневник СКП - я там однажды учила авторов ритмическую схему составлять в упрощенном виде - помогает определять ритм стихов.
И давай закончим на этом обсуждение - я поняла всё, что ты хотела сказать об обзоре эксперта. Не поняла только, зачем участвовать в конкурсе с экспертом, которому ты не доверяешь и прислушиваться к которому не намерена. Мы имя эксперта не скрывали, но ты почему-то пришла участвовать. Скоро Чемпионат, и я прошу тебя прежде чем подавать стихи на этот конкурс ознакомиться с составом жюри повнимательнее - если ты кому-то из них не доверяешь, то лучше не участвовать, так как мне твои возмущённые отклики не нужны. Надеюсь, что договорились.
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 11.04.2025 12:23 Заявить о нарушении
Татьяна Воронова 6 11.04.2025 13:18 Заявить о нарушении
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря, --/--/-/--/--/
Дорогой уважаемый милая, но неважно... --/--/--/--/-/-
...Я любил тебя больше, чем ангелов и Самого, --/--/--/--/--/
И поэтому дальше теперь, чем от них обоих. --/--/--/--/-/-
Сетевой Клуб Поэтов 11.04.2025 13:31 Заявить о нарушении
Валеева Мария 12.04.2025 09:43 Заявить о нарушении
--/--/--/----/
Валеева Мария 12.04.2025 09:58 Заявить о нарушении
Сетевой Клуб Поэтов 12.04.2025 11:04 Заявить о нарушении
Я это написала к тому, что любое нарушение правил (хотя именно норм, зафиксированных в правилах в поэзии сейчас чрезвычайно мало по сравнению с тем, как было раньше) может работать как авторский приём. Но сработал ли приём, вот вопрос. У разных экспертов может быть разное мнение. Вплоть до противоположного. Поэтому, всё решает поэтическая интуиция. У мастеров она на высоком уровне.
И отдельный вопрос, как её развивать.
Валеева Мария 12.04.2025 11:39 Заявить о нарушении
«Как убедить редактора, что это у меня не ошибки, а особенности стиля?» Такой вопрос в разных формулировках мне задают довольно часто. И происходит он от заблуждения, будто бы авторский стиль может включать в себя вообще что угодно. Дескать, все авторы разные, каждый выражается по-своему — вы называете это ошибкой, но я-то считаю, что это приём!
Знаете, чем приём отличается от ошибки? Забегая вперёд, скажу, что некоторые вещи действительно могут быть и ошибками и приёмами, и общеизвестные ошибки тоже можно обыгрывать как приёмы — но… Приём работает на какую-то задачу — работает на самом деле, а не только в голове автора. Он не вызывает вопросов ни у читателя, ни у редактора. Это как… ну, например, можно эффектно разбить тарелку в ответ на обидные слова собеседника, а можно её уронить неудачно, и тогда все решат, что у вас просто руки кривые. И не важно, что вы там на самом деле имели в виду.
Ошибка — это объективный недостаток текста. Про какие-то ошибки знают все со школы, другие известны только самым искушённым читателям и филологам… Конечно, известность влияет на серьёзность ошибки, но не меняет её сути. Она чем была, тем и останется, как бы автор ни спорил с редактором. И люди будут читать текст, спотыкаться об эту ошибку (и о другие тоже) и думать: «Ещё один с кривыми руками. Писать не умеет, а туда же…» Чтобы превратить ошибку в приём, над ней нужно посидеть, подумать — над каждой! — и как-нибудь её обыграть так, чтобы читатель воскликнул: «Ай да автор! Ай да молодец!» Как это, например, сделано у Чехова в пресловутой «Жалобной книге».
Но проще, конечно, исправить ошибку, а не придавать ей видимость приёма. Эрративы — то есть умышленно искажённые слова и словесные конструкции — на самом деле бывают нужны не так-то часто.
Как вы понимаете, чтобы исправить какую-либо ошибку, нужно знать стоящее за ней правило. И нужно уметь хорошо видеть такие проблемные места в тексте. Главная беда авторов, оправдывающих собственные промахи, — это как раз незнание или неуверенность. Их поведение — защитная реакция: «Оставьте меня в покое! Как могу, так и пишу».
Сетевой Клуб Поэтов 12.04.2025 13:38 Заявить о нарушении
А вообще, это всё было бы неплохо в Диа-Логине обсудить.
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 12.04.2025 13:55 Заявить о нарушении
Объективные это какие?
На мой взгляд, объективны орфографические, орфоэпические и синтаксические нормы. И то, последние два раздела с оговоркой. Есть авторский синтаксис, есть авторские ударения (например, Пастернак – сплошные авторские ударения).
Внимательно смотрю Турнир Поэтов и замечаю такую вещь, – именно филологи/редакторы/критики со стажем очень аккуратны в назначении чего-либо объективными ошибками. Постоянно говорят "по моему мнению", "мне так кажется", "на мой вкус". Те же глагольные рифмы, по поводу которых на конкурсных площадках морщат нос повсеместно, Галина Ивановна, например, называет в некоторых стихотворениях уместными и допустимыми. Когда она разбирает авторские изменения ударений в словах, то говорит: "Да, допустимо, поэты так часто делают".
Гаспаров, например, в своих книгах разбирает самые удивительные "неправильности" в стихотворениях и не называет их ошибками.
Мне кажется, что чаще всего происходит так: кто-то добивается признания и после этого автоматически все его "ошибки" записываются в "приёмы". А пока не добился, знай своё место.)))
Валеева Мария 12.04.2025 14:08 Заявить о нарушении
Валеева Мария 12.04.2025 14:12 Заявить о нарушении