Провал стиха Марины Цветаевой

ПРОВАЛ СТИХА МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Редко, но иногда провалы в стихах бывает и у классиков, как гласит поговорка — и на старуху бывает проруха. Вот такое провальное стихотворение можно увидеть у Марины Цветаевой. Нет, с точки зрения техники, образности, точности слов — все на высшем уровне, но тем не мене стих не получился. Собственно поэтесса сама признает это в стихе, пытается поднять его, но нет, ничего так и не выходит.

Сегодня таяло, сегодня
Я простояла у окна.
Ум — отрезвленней, грудь свободней,
Опять умиротворена.

Вступление хорошее, ровное, но мы сразу чувствуем спокойствие и душевное забытье. Но здесь уже и нет эмоционального посыла, героиня словно замерзла.

Не знаю, почему. Должно быть
Устала попросту душа,
И как-то не хотелось трогать
Мятежного карандаша.

Вот так и получилось, что душа действительно замерзла, что этот день не для вдохновения. Душа не хочет ни на что откликаться. Поэтесса фиксирует как фотограф со стороны свое состояние. Но такое состояние, как мы понимаем, не может дать импульс поэзии. Без сильной страсти, когда рука сама тянется к карандашу за стихи садиться не стоит.  А здесь «мятежный карандаш», который в другие дни был как тот парус Лермонтова, был равнодушен и холоден.

Так простояла я — в тумане —
Далекая добру и злу,
Тихонько пальцем барабаня
По чуть звенящему стеклу.

Вот же оно указующее на провал стиха: далекая к добру и злу!.. Поэт это лира, которая плачет над горестями, радуется совершенному, он не может быть вне вечной борьбы зла с добром. И если поэт отходит от этой битвы, в которой он как Апостол Павел с копьем против змеи, он уже не поэт, он сторонний наблюдатель. Именно это состояние стороннего наблюдателя и запечатлевает Цветаева.

Душой не лучше и не хуже,
Чем первый встречный — этот вот, —
Чем перламутровые лужи,
Где расплескался небосвод,

Цветаева предвидит нашу реакцию на ее стих,  и спешит уравновесить, что она не хуже и не лучше первого встречного. Но первый встречный не поэт, а она поэт, значит уровнять не получится. И тогда поэтесса переходит к своему «острому оружию», способности выразить поэтически образы мира, и дает нам великолепный образ перламутровых луж, в которых расплескался небосвод. Но это не спасает стих, ведь идея его в другом, в том, что нет вдохновения, нет страстного желания бороться или переживать беды других. И это уже хронометражно отражается в следующих строках.

Чем пролетающая птица,
И попросту бегущий пес.
И даже нищая певица
Меня не довела до слез.

Все. Это полный провал. Цветаева сама признает образом нищей певицы, что стих не получился. Как можно не сочувствовать певице, которая в нищете своей поет, чтобы заработать на хлеб, как можно не дрогнуть сердцем?.. Даже сами слова «нищая певица» в нас поднимают бурю сочувствия, помните песню начального периода советской власти. «Купите бублички».

- Купите бублички,
Горячи бублички,
Гоните рублички,
Да поскорей!
И в ночь ненастную
Меня, несчастную,
Торговку частную,
Ты пожалей!...

Отец мой пьяница,
За рюмкой тянется,
А мать уборщица —
Какой позор!
Сестра гулящая,
Всю ночь не спящая,
Братишка маленький —
Карманный вор.

И вот Цветаева смотрит на такую несчастную и ничего в ее душе не откликается. Уже в бессильном равнодушие дописывает стих.

Забвенья милое искусство
Душой усвоено уже.
— Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе.
1914 г.


Рецензии