Школьная практика

  По окончании девятого класса все мы были отправлены на месяц в деревню Ломаха. На школьную практику. Всё это воспринималось, как само собой разумеющееся. Почему бы молодым, здоровым и уже достаточно физически крепким ребятам не поучиться работать ручками. Отношение к физическому труду, к навыкам и умению обращаться с инструментом в то время было совершенно отличным от того, что культивируется сейчас. С младых ногтей нам прививалась мысль, что работать не зазорно, а даже наоборот. Во многом, конечно, сами условия жизни требовали этого. Допустим, когда мы поселились на Ленинской улице, в домах там ещё стояли печи для приготовления пищи. Соответственно, приходилось заниматься заготовкой дров. И я ещё в малолетстве научился пользоваться двуручной пилой (разумеется, в паре со старшим), освоил навыки колки тех самых дров. Именно колки! А не рубки, как сейчас изрекают некоторые "деревенские киногерои". Такой перл может выдать только тот, кто никогда не видел колун. У колуна нет рубящего жала, он тупой, при всём желании им невозможно что-то отрубить. А нарубить дров можно только для костра в походе, для костра. Из сухостоя да валежника.
  Итак, мы дружной командой прибыли на место прохождения практики. Работы нам, разумеется, предложили не сложные, не требующие высокой квалификации. Прополка грядок, сколачивание ящиков... Мы же четверо, я про "Одиноких сердец", вызвались на заготовку дров. Нам показали, как пользоваться циркулярной маятниковой пилой и откуда подтаскивать брёвна, проконтролировали, правильно ли мы всё делаем и... Всё. Мы начали самостоятельно делать то, что сейчас, наверное, привело бы в ужас преподавателей и появившуюся в последнее время категорию родителей, условно именуемую "яжмать". Открытый вращающийся на бешеных оборотах диск пилы, тяжеленные брёвна, летящие белой струёй опилки... А мы, исполненные гордости за доверенную "взрослую" работу, пахали по взрослому! И да - именно гордились! Мы на глазах взрослели! И ведь никто себе ничего не отпилил, не придавил себя бревном. Если честно, занозы иногда были. Но это даже для наших, привыкших больше к гитарным  экзкрсисам, рук казалось сущим пустяком.
  Болели спины работавших на прополке, мазали йодом царапины, полученные в процессе освоения работ по ремонту ящиков, у нас подгибались колени от усталости, но никто не ныл, все понимали, что делают нужное дело.
  Мы же, вытряхнув опилки из всех доступных и недоступных мест, навернув двойную порцию в колхозной столовой, ещё и умудрялись что-то репетировать. Каким-то чудом нам удалось уговорить школьную администрацию привезти в Ломаху инструменты и оставить их в помещении местного клуба. Помню, звуки электрогитар очень впечатлили аборигенов. Запомнился перл одной бабули - "Ой, ребята там на гавайских гитарах играют"! Почему именно она решила, что гитары гавайские, я уточнять не стал...
  Вот так проходил этот месяц школьной практики. Практики, на которой мы познавали цену труда. Так в нас вырабатывалось понимание того, что его - труд - надо ценить, не только свой, но и чужой. Ломать легко, а вот создать что-то, построить, вырастить, заготовить, куда как труднее. Соответственно, и ценить это надо достойно.
  Наверное потому, что тогда мы так легко, весело и непринуждённо проходили подобные уроки труда, так необходимые в жизни, мне в принципе не понятно нынешнее к этому отношение, где даже для уборки классов необходимо соблюсти массу бумажных формальностей.

     Продолжение : http://stihi.ru/2025/04/17/6522


Рецензии